!!!!!!!!!!!!!!! Алена СОЛНЦЕВА: Традиционно обиженные

Apr 02, 2015 14:20

О том, почему в России боятся новизны и сложности
Скандал с новосибирской постановкой оперы Вагнера обнажил давно существующую и весьма остро переживаемую обществом проблему, корни которой уходят глубоко в советское время.
Современное искусство - часть менталитета развитых стран. Тех, которые нуждаются ради равновесия сложного современного общества в развитии толерантности. Если говорить просто, то в условиях нынешней городской многосоставной и мультинациональной культуры людям нужно расшатывать глубоко заложенные в подсознании предубеждения против «другого».
Все эти гей-парады, акционизм и прочие, безусловно, чуждые российскому обществу особенности так называемой отечественными шутниками «гейропы» служат в первую очередь обычному натаскиванию гражданина на спокойное отношение к проявлению любых непонятных ему действий, если они не угрожают его физической безопасности.
Безусловно, у искусства есть и много других функций, но мне думается, что сегодняшняя его поддержка властными элитами развитых стран обусловлена в основном этим полезным свойством.
Искусство (современное, актуальное, концептуальное) сознательно разрушает табу, искусство сокращает область сакрального, расширяет восприятие, приучает к терпимости, к тому, чтобы демонстрация непривычного не вызывала агрессии. Такая гимнастика социального поведения растягивает границы нормы.
Что происходит в России?
Пока длился тренд на модернизацию, государство считало необходимым поддерживать современное искусство. Не потому, что оно кому-то нравилось, а в связи с тем, что так делают во всех странах, с которых мы тогда хотели брать пример. Но тренд изменился.
В странах, где власть видит свою задачу в том, чтобы гармонизировать сложные социальные отношения граждан, современное искусство считается союзником. Там, где главной целью является сохранение контроля над населением, оно, разумеется, оказывается врагом.
Сейчас люди, которые поставлены властью во главе нового культурного проекта, считают, что главной задачей политического руководства в этой сфере является поддержка «традиционных ценностей и духовных скреп общества». Что под этими словами они подразумевают, не всегда ясно, но предполагаю, это желание того же рода, что и мечта о «России, которую мы потеряли».
В головах некоторых чиновников и политиков сложился образ идеальной консервативной страны, в которой рядом сидят казаки и казахи, дети поют советские мелодичные песни, все дружно крестятся, носят платочки, танцуют «Лебединое озеро» и декламируют нежные, за душу берущие строки Поэта.
С чего начинается родина? Правильно, с картинки в букваре, реалистической картинки, которую видели наши деды, наши отцы и матери и которую увидят наши правнуки, если все пойдет хорошо и жизнь удастся вообще не менять. Никак.
Между двумя задачами - приспособить человека к вызовам быстро меняющегося мира или заставить реальность застыть в неизменном виде - непреодолимые противоречия. И они на самом деле не могут быть разрешены внутри одного сознания. Беда только в том, что идиллические картинки сельского Дома культуры, где местные бабы в сарафанах и кокошниках поют подблюдные песни, а на экране показывают современную версию «Свадьбы в Малиновке», сегодня далеки от реальности. Все эти «народные хоры, песни и пляски» из фильма «Волга-Волга» родились в 1930-х годах, в то время, когда под руководством Сталина осуществлялась сознательная политика примитивизации культуры, чтобы она, эта культура, была понятна простому человеку. В студенческие годы у нас была такая любимая шутка: в знаменитой цитате из Ленина «культура должна быть понятна народу» неверно поставлено ударение. Надо читать не «понятна», а «понята». Народ должен понять искусство, тогда нацию можно будет считать преодолевшей вековую безграмотность.
Сейчас же этот пресловутый народ снова вызван для оценки произведений. На этот раз это не пролетариат, с классово верным чутьем, а народ православный, обидчивый и вечно оскорбленный в лучших своих религиозных чувствах.
Как пролетариат являлся всегда вовремя и был всегда готов верно оценить не только Булгакова и Мейерхольда, Зощенко и Ахматову, Прокофьева и Шостаковича, но и генетику, психоанализ, лингвистику, юриспруденцию, статистику, социологию, языкознание, так и нынешние верующие всегда готовы демонстрировать свою уязвимость и пострадать от малозаметных простым глазом, скрытых за стенами театров, галерей, музеев произведений.
Обычно этим вызовом на публичную проверку начинается период, которого потом долго стыдятся.
Суть его даже не в том, что главным экспертом во всех областях становится некая слепая сила, готовая возбуждаться по любому поводу, а в том, что экспертное мнение полностью игнорируется. Специалист может сколько угодно объяснять и доказывать, но ему не верят, потому что напрягаться и вдаваться в подробности очень не хочется. Кричать «Позор, кощунники, ату!» куда проще.
Сталинский эксперимент в области культуры отбросил страну, в начале ХХ века наконец вырвавшуюся на передовую мирового развития, в глубокую провинциальность. К концу ХХ века Россия, с ее когда-то громадным потенциалом, пришла с заметным, хотя и не осознанным гражданами культурным отставанием.
Нынешняя политика возвращения к самобытности и духовному консерватизму неминуемо приведет к еще большей изоляции и умственной деградации.
Дело в том, что после длительной советской диеты даже у лучших представителей нации возникла боязнь новизны и сложности. В сознании большинства сложное стало синонимом обмана, за сложной конструкцией сразу мерещится чья-то враждебная манипуляция, а новое вызывает инстинктивную тревогу.
Многие вполне продвинутые и даже весьма образованные сограждане реагируют на эксперименты в области искусства с болезненной остротой, так, что становится понятно: если и есть реальная область сакрального у нашего народа, то она именно здесь.
Классика для советской интеллигенции слишком долго была единственным спасением от примитивного идеологического насилия. Поэтому именно и только в России сформировался своего рода светский иконостас, в который входят классики первого разряда, по отношению к которым нельзя позволить никакого осквернения. «Руки прочь от Толстого и от Чайковского, от Пушкина и от Гоголя» - вот их девиз. Поэтому возникают нелепые идеи типа проверки театров на искажение классики, как будто существует канон, по которому можно сверить чужое восприятие. Но те, кто поддерживает эти идеи, отталкиваются от представления об иерархии внутри искусства, соответствующей иерархическому и вертикальному строению общества.
Классика (то есть корпус канонических текстов, в том числе и художественных, и музыкальных, созданный и окончательно оформленный в 30-х годах ХХ века) в сознании российской интеллигенции стала святыней, любое взаимодействие с которой требует особого посвящения, но зато дает благодать. Поэтому попытки современного искусства использовать классические сюжеты для диалога воспринимаются как посягательство на незыблемость духовного идеала. Поэтому так легко соединились в одну кучу «оскорбленные чувства верующих» с искажением классики.
Министерство культуры, выступая на стороне «обиженных искусством», показывает, что сегодня государство всей своей мощью выступает за стагнацию и подражание старым образцам. Что единственным или, во всяком случае, главным содержанием государственной политики в области культуры становится консервация готовых ценностей в той их базовой комплектации, которая уже одобрена в строгое советское время. Сигнал, требующий реакции, - и я очень опасаюсь, что по совокупности у этой позиции будет поддержка большинства.
К сожалению, власть, сделав своим главным лозунгом стабильность, не учитывает, что такая решительная поддержка консервативного сектора в архаичном и малоразвитом обществе, как российское, угрожает прежде всего самому существованию и власти, и общества. И эта угроза куда более существенная, чем та, которую воображают охранители, пугающие граждан развращающей силой современного искусства. Лучше было бы оставить это вопрос богословам и философам, а гражданам обеспечить выбор развлечений по вкусу. Меньше было бы проблем.
Но, взявшись за тотальный контроль общественных настроений, власть не может остановиться.
Алена СОЛНЦЕВА - театральный и кинокритик


Газета.Ру, 31.03.2015
http://www.gazeta.ru/comments/column/solnceva/6619449.shtml

СМ. ТАКЖЕ:
Пишите жалобы. Чем грозит стране появление касты "профессионально обиженных"
http://loxovo.livejournal.com/6540531.html
В своем репертуаре. Зачем государство идет в театр
http://loxovo.livejournal.com/6539961.html
"Идеологическая цензура моментально становится вкусовой" (ИНТЕРВЬЮ Андрея ПРОШКИНА)
http://loxovo.livejournal.com/6539740.html
!!!!!!! Александр МИНКИН: Идёт волна погромная! Священная волна
http://loxovo.livejournal.com/6536328.html
Сергей ЛЕСКОВ: Тангейзер против Эйнштейна
http://loxovo.livejournal.com/6533237.html
!! Антон БАРБАШИН: Консервативная столица России
http://loxovo.livejournal.com/6528924.html
Александр МИНКИН: Лучше больше читать и меньше писать
http://loxovo.livejournal.com/6528750.html
Антон ОРЕХЪ: Государство - это мы!
http://loxovo.livejournal.com/6528223.html
Алена СОЛНЦЕВА: Директора театра уволили по требованию митрополита
http://loxovo.livejournal.com/6527725.html
Марк ЗАХАРОВ: Если бы Малевич согласовывал картины с начальством, мы бы о нем никогда не узнали
http://loxovo.livejournal.com/6525753.html
Дмитрий БЫКОВ: От скандала с "Тангейзером" до... запрета Библии?
http://loxovo.livejournal.com/6525563.html
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: Тангейзер и митрополит
http://loxovo.livejournal.com/6525413.html
!!!!!!!!!!!!! "Варвары духа" берут в кольцо. Светский характер государства поставлен под сомнение
http://loxovo.livejournal.com/6523035.html
Александр НЕВЗОРОВ: Иисус Тангейзерович Чаплин
http://loxovo.livejournal.com/6504963.html
Русская метаморфоза. Олег КАШИН о бананах, опере и замороженной мясной туше
http://loxovo.livejournal.com/6502052.html
Юрий БЕРШИДСКИЙ о новом театральном скандале: Атака защитников
http://loxovo.livejournal.com/6497868.html
Александр ТИМОФЕЕВСКИЙ: Не должно быть Политбюро по духовной части
http://loxovo.livejournal.com/6494539.html
!!!!!!!!!!!!!!!!! Театральный критик Марина ДАВЫДОВА: Ползучая революция серости
http://loxovo.livejournal.com/6466105.html
От редакции: Свобода пения
http://loxovo.livejournal.com/6465865.html
Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ: Русофобская улыбка Джоконды
http://loxovo.livejournal.com/6421095.html
Театральный режиссер Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ: Позор России
http://loxovo.livejournal.com/6401049.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Дьякон Андрей КУРАЕВ:
Подстава от Минкульта
http://diak-kuraev.livejournal.com/800433.html
Под свою анафему падоша...
http://diak-kuraev.livejournal.com/799989.html
«Они привыкли выставлять себя голосом Бога»
Диакон Кураев об антропологической катастрофе в Церкви
http://tvrain.ru/articles/oni_privykli_vystavljat_sebja_golosom_boga-384649/
Вопрос для новосибирского митрополита
http://diak-kuraev.livejournal.com/798050.html
«Владыка, попробуйте не оскорбиться»
Андрей КУРАЕВ обратился к новосибирскому митрополиту
http://tvrain.ru/articles/vladyka_poprobujte_ne_oskorbitsja_andrej_kuraev_obratilsja_k_novosibirskomu_mitropolitu-384641/
*
(!!!) Борис КОЛЫМАГИН - «Тангейзер»: борьба с «пидарасами» продолжается
http://ej.ru/?a=note&id=27371
http://mvvc44tv.cmle.ru/?a=note&id=27371
Скандал вокруг оперы «Тангейзер» продолжает набирать обороты
http://echo.msk.ru/news/1520986-echo.html
Репертуары гостеатров перед постановками хотят смотреть
Замглавы администрации президента раскритиковал «Тангейзер» и рассказал о протестах в Бурятии
http://www.kommersant.ru/doc/2697794
КиноСоюз потребовал увольнения Мединского и восстановления директора НГАТОиБ
http://www.newsru.com/cinema/30mar2015/uvolitmedinskogo.html
Кем был Борис Мездрич для Новосибирской оперы. Кого отставили за «Тангейзера»
http://www.novayagazeta.ru/arts/67855.html
Кремль назвал увольнение Мездрича из-за оперы «Тангейзер» вынужденным шагом
http://www.ntv.ru/novosti/1385618/
Песков: Директора НГАТОиБ уволили за "нарушение субординации", цензура не при чем
http://www.newsru.com/cinema/30mar2015/peskovtangeiz.html
"Тангейзер" дал отставку
На должность директора Новосибирского оперного театра вместо Бориса Мездрича назначен Владимир Кехман
Конфликт между православной общественностью и создателями оперы "Тангейзер" разрешился в пользу первой.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2697596
http://www.kommersant.ru/doc/2697596
«Если это не остановить, мы получим религиозно-государственную цензуру»
Новосибирского губернатора просят защитить «Тангейзер»
http://tvrain.ru/articles/esli_eto_ne_ostanovit_my_poluchim_religiozno_gosudarstvennuju_tsenzuru_novosibirskie_dejateli_kultury_obratilis_s_pismom_k_gubernatoru_v_zaschitu_tangejzera-384392/
Сторонники «Тангейзера» дошли до администрации президента
Активисты передали петицию в поддержку скандальной оперы
http://www.kommersant.ru/doc/2691661
Постановщик «Тангейзера» Тимофей КУЛЯБИН: Когда режиссер вынужден объяснять прокурору свой замысел - это чудовищно
10 марта Новосибирский суд прекратил дело об осквернении религиозных символов в отношении режиссера Тимофея Кулябина и директора новосибирского театра Бориса Мездрича «в связи с отсутствием состава правонарушения». В своем первом после суда интервью автор спектакля рассказал «Снобу» о том, что он ощущал во время суда, о чем бы спросил митрополита Тихона и чья поддержка его удивила
http://snob.ru/selected/entry/89397
Программа "Своими глазами" (04.03)
Как театр может оскорбить чувства верующих?
Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ, кинорежиссер, художественный руководитель Гоголь-центра
Юлий ГУСМАН, художественный руководитель Российской Академии киноискусства - премии "Ника", кинорежиссер
Максим СОКОЛОВ, режиссер-постановщик спектакля "Метель" (по телефону)
http://www.echo.msk.ru/programs/svoi-glaza/1504360-echo/
Священник Алексей УМИНСКИЙ: «Мне глубоко чужда такая постановка вопроса - когда церковь использует прокуратуру для защиты»
https://openrussia.org/post/view/3344/
Антон ГОЛОВАНОВ: Тангейзер P.S.
Сходил в новосибирский Оперный и понял, что все это мы уже проходили с «Левиафаном». Настолько сам арт-объект отличается от шума вокруг него, что возникает ощущение совершенного зазеркалья.
https://openrussia.org/post/view/3550/
Вот вам Закон Божий! И попробуйте не согласиться!
Писатель Игорь МАЛЬЦЕВ - о том, чем угрожает обществу клерикальная атака на искусство
http://izvestia.ru/news/583857
Владимир АБАРИНОВ: Оскорбленные фарисеи
Сегодня многим кажется, что опера - архаичное искусство, и таковым она была всегда. Однако цензура так не считала. Раздутый Новосибирской метрополией РПЦ скандал вокруг оперного спектакля "Тангейзер" заставляет вспомнить исторические прецеденты.
http://www.svoboda.org/content/article/26887988.html
Сергей ГАПОНОВ: Крест на русском театре
Сильно радоваться тому, что «Тангейзер» ушел от суда, не стоит
http://www.mk.ru/social/2015/03/10/krest-na-russkom-teatre.html
Марк Захаров обратился с письмом к испытывающим «цензурный зуд» священникам
http://www.novayagazeta.ru/news/1692235.html
Православие, нагнетание, «Тангейзер»
Как спектакль Новосибирского театра оперы и балета перешел со сцены в зал мирового суда
http://www.novayagazeta.ru/arts/67562.html
Опера Вагнера в Новосибирске "оскорбила верующих"
Режиссер из Новосибирска Тимофей Кулябин и директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Борис Мездрич стали ответчиками по делу об оскорблении чувств верующих, усмотревших пасквиль на христианство в постановке оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер".
Заявителем в прокуратуру выступил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, вовсе не видевший спектакля.
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2015/02/150224_novosibirsk_opera_church_case
Священнослужителя РПЦ оскорбила постановка пушкинской «Метели» в Ижевске
Священник Русской православной церкви Андрианов пожаловался на театральную постановку по повести Пушкина «Метель», прошедшую в Русском драматическом театра Ижевска. Священнослужителя оскорбило использование православной символики во время представления, а также ее вид, который он назвал «гипертрофированным и уродливым». В связи с оскорблением чувств верующих, священник требует публичных извинений.
ДАЛЕЕ http://www.newizv.ru/lenta/2015-03-03/215856-svjashennosluzhitelja-rpc-oskorbila-postanovka-pushkinskoj-meteli-v-izhevske.html
http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2015/03/150303_rn_udmurtia_priest_theater
"Мы возвращаемся в какой-то дикий совок": режиссеры и критики - о цензуре и РПЦ
Накануне постановки «Метели» в Ижевске Открытая Россия расспросила имеющих отношение к театру профессионалов о том, можно ли заниматься творчеством с оглядкой на прокуратуру и РПЦ.
https://openrussia.org/post/view/3640/
Прокуратура Новосибирска обвинила постановщика оперы Вагнера в оскорблении чувств верующих
http://www.newsru.com/cinema/24feb2015/wagnerdelo.html
Новосибирский оперный театр будет защищать свою художественную политику от посягательств прокуратуры
http://www.newsru.com/cinema/25feb2015/ngatoib.html
Новосибирский театр решил пойти на мировую с митрополитом Тихоном
http://www.newsru.com/cinema/26feb2015/wagnerdelo.html
Режиссера "оскорбившей" православных постановки "Тангейзера" вызвали на допрос в СК, РПЦ добивается уголовного дела
http://www.newsru.com/cinema/27feb2015/inquisition.html
Вагнер по-человечески
«Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета
http://www.kommersant.ru/doc/2640406

искусство, ментальность, власть, театр, культура, скандал, толерантность, современный, отсталость, деградация, контроль, простота

Previous post Next post
Up