Ср.Азия-2010. 11-я часть фотоотчета (с текстом) о вольном путешествии по Памиру.

Feb 24, 2011 17:18

Кому не интересны буквы - может смотреть только фото.
Ссылка "WM" - позволит определить, где находится место действия, с помощью ВикиМапии. Прочие ссылки (если не указывается особо) ведут на статьи Википедии.

Часть 1-я.  От Москвы (через Астрахань и Зап.Казахстан) до Узбекистана.
Часть 2-я. По Узбекистану (через Нукус и Хиву) в Ташкент.
Часть 3-я . От Ташкента до Душанбе
 + отдельные посты:
      Утро в горах Таджикистана
      в кишлаке на севере Таджикистана
Часть 4-я. Душанбе и "Дом АВП"
  + отдельные посты
      базары Душанбе
      Проспект Рудаки - главная улица Таджикистана.
      Варзобское озеро и окрестности.
Часть 5-я. От Душанбе Куляба (1-ый день на "скорой помощи" из Швеции)
Часть 6-я. От Куляба до Калай-Хумба (2-ой день на "скорой помощи" из Швеции)
Часть 7-я. Памирский тракт от К-Хумба до Хорога (3-ой день на "скорой помощи" из Швеции)
Часть 8-я. Памир. Хорог и Гармчашма.
   + отдельный пост "Рассвет над кишлаком Андароб"
Часть9-я. Памир. Ишкошим.
Часть 10. Памир. Намангути.
   + отдельный пост про Афган-базар.

Кишлак Лангар (Памир. Таджикистан.)
21-го августа 2010-го года, к обеду, мы вернулись с Афган-базара в кишлак Намангути-Поем. Там мы пообедали и забрали свои рюкзаки. На главной площади WM, у магазина, нас уже ждал специальный "базарный" автобус. Вообще-то он ходил раз в неделю, по понедельникам, рано утром из Лангара, а после обеда (примерно в 14 часов) обратно из Хорога. Но в кишлаках Ишкошимского района было столько желающих продать излишки своей сельхозпродукции, что по субботам автобус совершал специальный рейс, вне расписания. На базар продавцы везли овощи-фрукты и товары "Made in USSSR", которые достались им после ухода российских пограничников. Теперь же автобус был полон покупателей с покупками: китайскими и пакистанскими товарами, афганскими коврами и шерстью, индийскими тканями и иранскими сладостями.

Пассажиров в нем не убавилось (хотя на нейтральный остров с обеих сторон пускают без документов, никто "на ту сторону" сбежать не пытается!), множество женщин и стариков решили навестить кого-то в в кишлаках по-пути. Частных автомашин очень мало и все они используются как такси для "новых таджиков", поэтому редкий автобус - реальный шанс бюджетно добраться до родственников в субботу, чтобы в понедельник утром вернуться обратно.

Мы посмотрели на этот автобус снаружи и решили не ехать на нем. Под самую крышу салон забит людьми и тюками с товаром. Возле каждого дома кто-то выходит, что-то выгружает... Комфорт сомнительный, обзора нет. Если бы наша задача была "как можно быстрее и дешевле попасть в Лангар", то можно было бы и потерпеть. Но нам хотелось посмотреть жизнь людей и красоты природы, посетить минеральные источники и прочие интересные места. Лучше всего это делать на велосипеде (как поступают большинство иностранцев в этих местах), но у нас их не было. На автостоп тоже рассчитывать нельзя, потому что здешние машины не отправляются в путь, пока полностью не загрузятся платными пассажирами и их багажом...
Простились с гостеприимными хозяевами и пошли на трассу пешком.

Виды открывались шикарные! Зеленая долина с разлившимся Пянджем. Вокруг суровые горы, а над афганскими вершинами виднеются белоснежные шапки ледников...

Иногда нас подбирали локальные машины, едущие на десяток километров по трассе. Там мы снова выходили на трассу и любовались новыми видами...

В одном месте WM на дорогу выходило узкое ущелье, в котором бурлил мощный поток ледяной воды.

Из-за аномально жаркого лета, на памирских вершинах ледники таяли больше обычного, и во многих местах селевые потоки или русла ручьев разрушили дорогу.

Реконструкция велась на деньги фонда "Ага-Хана" и международных спонсоров (доноров) из Европы.

На афганском берегу дороги не было вообще никакой. И следы людей тоже пропали.

На таджикской стороне было электричество, а в кишлаках даже остатки советского асфальта.

Техники на полях не видно. Все возделывfется вручную, как 300 или даже 1500 лет назад.

Основная "тяговая сила" - ослики.

Вскоре мы подсели в старую машину, у которой временами открывался на ходу багажник. Пока его подвязывали веревочкой, мы успевали сделать несколько снимков.

Вдоль дороги паслись стада коз и овец. Редкие деревья были обвязаны колючими ветками, чтобы козы не обгладывали кору и не погубили ценные насаждения.

Наконец, уже в вечернем свете, последняя на сегодня машина высадила нас (и девочку)  возле WM некого одинокого дома и развернулась обратно. Девочка убежала в дом.

Пошли дальше пешком, рассчитывая что в ближайшем кишлаке согласимся на приглашение в гости.

Через пару километров мы решили "пустить корни" (занять позицию) WM возле некоего зеленого огорода. Рядом с выходами нарзана. Если до темноты транспорта не будет, то здесь можно заночевать в палатке на берегу ручья.

Но вот транспорт показался. Это был ослик, везущий два рюкзака и чемодан.

С одной стороны от него шагал, опираясь на палочку, владелец рюкзаков в платке-арафатке на шее. С другой - в шлепанцах на босу ногу - владелец ослика. Поравнялись, пообщались.

Немец, как и мы, приехал без велосипеда. Журналист-фотограф. Решил нанять не джип, а ослика, чтобы больше увидеть и перемещаться неспешно от кишлака к кишлаку. Пожелали друг-другу удачи.

В сумерках нашли зеленую полянку WM среди кустов, с прозрачным ручьем. Поставили палатку и приготовили ужин на примусе. Отметили, что впервые за пару недель ночевали не среди других людей, наедине. Что-ж, от общения с людьми тоже надо отдыхать!

Утром вернулись на вчерашнее место с рюкзаками и решили делать завтрак прямо на обочине, чтобы не упустить возможную машину, до Лангара оставалось всего 15 км.

Не успели позавтракать - приехал УАЗик, на котором отец вез мальчика в гости к дедушке. Нас быстро и бесплатно подбросили к воротам WM погранзаставы.

Позвали русскоговорящего офицера. Он связался с начальником ишкошимского погранотряда по рации и сообщил о нашем благополучном прибытии. Но помочь с транспортом никак не мог, так как машина на перевал ездила только раз в месяц, а в случае (например) болезни какого-либо солдата его отправляли вниз автостопом, на попутных джипах с интуристами.

Тут как раз мимо промчались два таких джипа с прицепом, но даже не остановились.

Решили пойти пешком в центр Лангара и там уже ждать транспорт на перевал.

Заглянули в магазин WM.

- Добрый день!
 - Здравствуйте!  Вы из России? Как приятно... Давно уже не слышали русской речи...
- А как давно? А какую слышали?
- Да лет 20 уже, с самой войны, к нам русские туристы не заезжали... в последние годы все иностранцы, немцы да французы всякие...
- Вот как! Но Вы-то очень хорошо говорите по-русски, лучше многих мужчин, которые в Москве работают...
- Ну так я 15 лет в столовой на советской заставе проработала... Комсомолкой была, красавицей, в клубе песни пела под рояль...
- Да... вот как... а сколько у вас куриный кубик стоит?
- Два сомони.
- Ничего себе - 14 рублей за кубик!
- А что же вы хотите?! Мы его сами в Хороге за 1 сомони покупаем, а здесь за два продаем...
- Ну что-ж делать, дайте два кубика банку сардин...
- Пожалуйста. А что-нибудь еще хотите?
- Литр бензина хотим. Для примуса. Но вряд ли это есть в Вашем магазине...
- Почему же? Сейчас позову мужа, он проводит, нальет...

Купил в глиняном сарае WM (из железной бочки) литр бензина за 7 сомони.

В центре Лангара находится WM специальный дом-музей. Его построили всем селом, сообща, специально к приезду Ага-Хана. А после используют его как "клуб", "дом для молений" и как краеведческий музей.

Здесь нас снова обогнали велопутешественники из Польши. Мы с ними познакомились в Горчашме, на след. день обогнали их перед Ишкошимом, вчера встретили на афган-базаре, а теперь они проехали на Мургаб. Хотя, через перевал в 4700 метров им будет очень нелегко педали крутить... ехать на велосипеде все же лучше, чем сидеть и ждать.

Неспешно готовили обед, чай, компот из абрикосов... Решили остаться здесь до завтра. Если за сутки на перевал ни одной попутки не будет - завтрашним автобусом можем выехать в обратный путь... А памирское плато оставить на следующий раз, когда приедем с велосипедами в июле, а не в сентябре. И погода на плато будет лучше, и заехать на него можно будет либо с Оша, либо с Хорога...

Пока же, расстелив коврик, спали, читали, общались с жителями Лангара.

За целый день проехала только одна машина. В ней, кроме хорогского водителя, сидел богатый англичанин, который отказался подвезти нас до перевал. Ни бесплатно, ни за деньги. А водитель сказал "...он меня нанял, с ним и договаривайтесь, он решает!"

На жадность и несговорчивость иностранных джип-туристов в Таджикистане жаловались многие наши автостопщики. У меня есть теория, что они здесь промышляют "камешками-золотишком", поэтому и не хотят иметь свидетелей...

Во всех путеводителях рассказывается, что в горах над Лангаром сохранились древние наскальные рисунки - петроглифы.
Я решил остаться внизу с рюкзаками (на случай появления попутки), а Аня, с местным хелпером, поднялась на склон и сфотографировала петроглифы и вид оттуда.

Но в своем ЖЖ я пока не буду публиковать эти фото. Надеюсь  nursi сама сделает репортаж про них, а я поставлю здесь ссылку.

Прямо возле нашей позиции находился WM мавзолей зароастрийского святого. На Памире это называется "мазар". (Кстати, известный в Ср.Азии праздник "навруз" - тоже достался от зароастрийцев.)

Помимо мавзолея (его мы фотографировать не стали, чтобы не осквернить в глазах местных жителей), в мазаре находятся несколько куч бараньих черепов и козлиных рогов.

Возле них -  специальные места для возжигания ритуального огня и жертвоприношений.

Интересно, что при всем дефиците древесины в этих местах, в мазаре повсюду видны кучи сухих дров. В то время как на кухне пользуются слабенькой электроплиткой (где осталось электричество от Советской Власти), либо готовят на кизяках.

К вечеру пришел "музейный сторож" и пригласил нас осмотреть дом-музей изнутри. Ворота его, к слову, тоже были от советской воинской части.

Внутри дом был весьма красив и торжественен. На коврах стояли телевизоры, портреты предыдущих Ага-Ханов, и изображения Запретной Мечети в Мекке.

Как и в типичном памирском доме здесь не было кресел и табуреток. А для людей лежали специальные подушки на невысоких возвышениях вдоль стен. Крышу поддерживали резные столбы... В плоской крыше, в центре, находилось еще одно окно, освещавшее центр главной комнаты. Боковые окна и двери, снаружи, тоже украшены весьма торжественно. Больше в Таджикистане мы нигде подобного не видели.

Ночевать в этом "доме-музее" нам не предложили. Наверное, это и не практикуется.

Вечером вокруг нас собралась целая тусовка местных жителей, Аня каталась на крутых тачках осликах, я расспрашивал о жизни "простых памирцев", о планах на ближайшие годы, о транспорте и состоянии дорог\перевалов.

Наконец, к нам подошел самый умный житель кишлака (это был советский метеоролог) и сразу пригласил нас на ночлег к себе в дом. Это был не такой красивый дом как "музейный", но зато видно было что люди в нем живут хоть и бедно, но радушно и гармонично. При свете моего фонарика сходили в магазин, где хозяин хотел записать очередную порцию продуктов в "долговую тетрать" (чтобы накормить нас ужином!), но когда мы выходили из магазина, я незаметно продемонстрировал продавцу две купюры по 20 сомони и быстро засунул их в эту же тетрадь. Если бы мы предложили этим людям "деньги за постой" или "за еду", то они бы очень обиделись. Но и "объедать" тех, кто сам почти голодает, тоже не хотелось.

В специальной "гостевой комнате" (а гости на Памире почти всегда с ночлегом) нам постелили огромные толстые матрасы, с еще более толстыми одеялами. Наверное, даже зимой в таких постелях можно спать без отопления, тем более что и топить-то чаще всего нечем...

==========================

ПРОДОЛЖЕНИЕ - от Лангара до Ямчуна.

Буду рад комментариям, отзывам и дополнениям!