Ср.Азия-2010. Фотоотчет. Часть 5-я. "От Душнабе до Куляба" (на машине "скорой помощи" из Швеции)

Dec 19, 2010 17:14

 Как всегда: кому не интересны буквы - может смотреть только фото.
Ссылка "WM" - позволит определить, где находится место действия, с помощью ВикиМапии. Прочие ссылки (если не указывается особо) ведут на статьи Википедии.

Часть 1-я.  От Москвы (через Астрахань и Зап.Казахстан) до Узбекистана.
Часть 2-я. По Узбекистану (через Нукус и Хиву) в Ташкент.
Часть 3-я . От Ташкента до Душанбе
 + отдельные посты:
      Утро в горах Таджикистана
      в кишлаке на севере Таджикистана
Часть 4-я. Душанбе и "Дом АВП"
  + отдельные посты
      базары Душанбе
      Проспект Рудаки - главная улица Таджикистана.
      Варзобское озеро и окрестности.



Часть 5-я. От Душанбе Куляба (на машине "скорой помощи" из Швеции)
Летом 2010-го года, Антон Кротов a_krotov организовал "Дом для всех!" в Душанбе. Подробнее об этом можно прочитать в его ЖЖ под тегом "Душанбе".

Как раз когда мы приехали в столицу Таджикистана, Антон и demidm решили сходить в памирский походик на озеро Сарез, и получилось так, что меня назначили "старшим по общежитию".

Дело в том, что найти нужный дом "по адресу" в аутентичной махале на окраине Душанбе почти невозможно! Мой моб. номер вывесили в ЖЖ и ВКонтакте, приезжающие в Таджикистан путешественники отзванивались мне и кто-нибудь из жильцов дома встречал их на круге у Пивзавода WM.

13.08.10 мы были на Варзобском озере ( о чем я рассказывал отдельно), и, выбравшись из воды, вижу "пропущенный вызов" с незнакомого таджикского номера. Перезваниваю (звонки по всему таджикистану стоят меньше 2 центов):

- Салам алейкум! Мне звонили с этого номера 20 минут назад.
 - Валекум ассалам. Это Григорий?
 - Да. Что вы хотели?
 - Ко мне на заправку возле Пянджкента заезжали путешественники, англичане, и с ними был русский, он звонил с моего номера...
 - Очень хорошо. Дайте ему трубочку!
 - Они уже уехали!
- Ах, как жаль. Что-то передать просили?
- Нет. Очень спешили в Душанбе.
- Спасибо за информацию. Всего Вам хорошего!
- Пожалуйста! Приезжайте на мою заправку...

Прикидываю: сейчас уже вечер, от Пенджикента до Душанбе часов 10 ехать, если на прямой машине. Если не будет пробок возле тоннеля, если китайские рабочие не перекроют дорогу из-за каких-нибудь работ... Вряд ли они поедут по узкой горной дороге в темноте.... Значит будут завтра к обеду или к вечеру... Я с Аней утром стартуем на Памир, но надо предупредить тех, кто остается в доме, про англичан едущих...

Вернувшись в дом, об этом звонке забыли. В полночь, когда уже все уснули, я полил виноград, выключил свет во дворе и запер ворота.

Вдруг, в 2 часа ночи, снова звонит мобильный: "Алле, ГриЛ? Это Влад-МЧС. Открывай ворота!" и отбой.
Вот, думаю, принесло vlad_m4s в 2 ночи! Ведь предупреждали всех, что после 23-х к нам приходить не нужно, чтобы не смущать соседей по улице поздними визитами... и мне спать не дают!

Нашарив в темноте тапочки, в одних трусах пробираюсь к воротам с фонариком, между спящими во дворе телами. Открываю калитку... За ней какое-то непонятное возбуждение. Толпы веселых таджиков обоих полов (а я в трусах!), радостно подпрыгивающие дети машут руками кому-то... по узкой темной улочке (где ездят только на осликах), приближается свет фар, а впереди радостно Влад шагает без рюкзака.

- Привет, ГриЛ!
- Привет! Че так поздно приперся? Не мог заночевать где-нибудь до утра?
- Открывай ворота! Я не один приперся...
- Зачем ворота? А кто там с тобой?
- Я на границе застопил шведов на "скорой помощи", вот до самого дома довезли, и теперь у нас переночуют пусть...
- Охренеть! А как вы нас нашли в 2 ночи? Тут и днем-то ни один таксист этой улицы не знает...
- Ой, не спрашивай. Открывай ворота, надо их во двор загнать...

А во дворе еще велосипеды французов, веревки с постиранной одеждой, люди спят... В общем, загнали мы машину во двор, стараясь не разбудить хотя бы спящих в комнатах, я показал шведам наш "душ бодрость", туалет и поселил их в "компьютерной комнате".



Утром, проснувшиеся гости с удивлением увидели посреди двора ярко-желтый Мерседес с мигалками, а из компьютерной комнаты вылезли шведы... кстати, в эту ночь количество гостей из заграничных стран (поляки, французы, шведы, немцы, эстонец и проч.) в нашем доме, превысило количество граждан из СНГ (русские, белорусы, украинцы)!



Английская речь слышалась чаще, чем русская. Послали на рынок за лепешками и дынями, приготовили завтрак, расстелили на капоте таджикскую карту....



Влад объяснил, что молодые шведы купили эту машину на интернет-аукционе е-bey. Теперь они перегоняют ее в Монголию, где подарят в какой-то госпиталь, а обратно вернуться самолетом.
 - А что они делают в Таджикистане?
- Хотят проехать через Памирский Тракт!
- Они психи?! Хоть фотографии в гугле посмотрели бы сначала! Там же нужно на КРАЗе ехать, а у них - городская машина! Я удивлен что они от Айни до Душанбе проехали...
- Ну, они считают, что если до Душанбе доехали из Европы, то и дальше доедут до Оша. Оттуда в Барнаул и потом в Монголию...
- А если она развалится на Памире, то дальше они автостопом поедут?! Ну-ну...
- Ну, что-то типа того... Не волнуйся, они знают куда едут!



Дальше выяснилось, что называется это ежегодное мероприятие "Mongol Rally", и что каждый человек сам покупает для него машину, едет своим собственным маршрутом до Монголии, и там машину дарит и возвращается самолетом домой. В этом году стартовали почти шесть десятков машин, и сегодня у них стрелка в гостинице "Душанбе" WM еще с двумя машинами из Англии...

Языков они, конечно, не знали. Но у них были таблички, наподобие тех, с которыми наши автостопщики ездят по Китаю: на одной стороне слово (фраза) по-русски, на другой стороне - по-английски. Так и ехали до границы Таджикистана, где их встретил vlad_m4s и до Душанбе работал переводчиком.

Поскольку мы с Аней сегодня все равно собирались стартовать на Памир, то предложили им свои услуги "сопровождения" до Хорога. Дальше нам было не по пути - им на Памирский тракт (где уже холодно и голодно), а нам вниз вдоль Пянджа на Ишкашим, по вкусной и зеленой плодородной долине.

Шведы согласились, но без энтузиазма. В своем блоге они потом написали: "... Когда мы отправлялись из места нашей ночевки, нам пришлось взять двух новых автостопщиков - Григория "Грилла" и Аню - два некурящих и непьющих русских, лишенных чувства юмора, которые хотели получить поездку до Хорога. Нам было трудно сказать "нет", поскольку мы ночевали в их доме бесплатно...", хотя, как увидит читатель в дальнейшем, пользы от нас было гораздо больше, чем неудобств. А "лишенных чувства юмора" пусть останется на их совести.
Ну да сами все увидите....



После завтрака и фотосеcсии, открыли ворота и выехали в город, с трудом маневрируя на улочке, по которой "запросто" проехали в темноте...



Возле гостиницы нас поджидала... еще одна "скорая помощь", из Англии. И еще две девушки-англичанки на легковой Судзуки. Всего около 12-ти человек, не считая нас. В баре происходил военный совет в Филях диспут: ехать более короткой дорогой через Тавилдару, или более длинной, но менее высокогорной, через Куляб.



Хелперы из гостиницы убеждали, что все такси едут через Тавилдару, я же высказывал сомнения, что такие низкие машины ("паркетники") вообще не предназначаются для езды по горным дорогам, и, с точки зрения "выживания" нужно ехать хоть и более длинной, но пологой дорогой.

Решили обратиться к специалистам: водителям тех самых джип-такси, которые ездят в Хорог каждый день и в тусуются на специальной автостоянке в Душанбе.

Автостоянка эта располагалось на территории бывшей автобазы. WM
Все люди там очень удивились, когда в ворота заехали две иностранные "скорые помощи" и стали спрашивать про дорогу в Хорог.

Я собрал в кружок всех любопытных водителей джипов, показав на машины, спросил: "По какой дороге лучше ехать на такой машине в Хорог?" Иностранцы ответов (к счастью) не понимали, но мы услышали вот что:
 * На такой машине дальше Куляба вообще не доехать. А по верхней дороге они сломаются еще не доезжая Тавилдары.
* На такой машине можно ездить только по Душанбе, да и то не по всем улицам.
* Между Тавилдарой и Калай-Хумбом смыло мост и даже полноприводные джипы там переезжают с трудом, высадив пассажиров. А грузовикам приходится ездить через Куляб.
* От Куляба до Калай-Хумба дорога тоже не очень хорошая. Грузовики тоже часто ломаются. И если эти городские машины доедут до Хорога, то это будет очень большой удачей! Но на Памирский тракт с ними лучше даже ну соваться...



Резюмируя весь памирско-русский базар, я перевел шведам: "Они говорят, что такая машина до Оша не доедет никогда, но до Хорога можно попробовать через Куляб. Будете рисковать?"

Шведы решили рискнуть, а англичан, мне показалось, вообще никто не спрашивал и они даже толком не понимали куда попали направляются...

Путем расспроса аборигенов, выехали из города. Я сидел рядом с водителем в кабине, с картой в руках и исполнял обязанности штурмана. Аня nursi расположилась в салоне, и учила шведов полезным русским словам, которые они записывали в тетрадочку и на карточки.



Уже после того как миновали выездную арку WM из Душанбе, дорога начала стремительно портиться.



Мы еще не доехали до гор, а скорость наша упала до 30 км\час и даже с этой скоростью на гравийных дорогах машины явно "работали на износ" и стало понятно, что к Монголии от них уже вряд ли что-то останется полезного...


Асфальт появлялся только в городах и у постов ГАИ.


=


Таджикские ГАИшники сначала пугались при виде двух ярких машин с мигалками, а потом просили сфотографировать их на память. Про документы чаще всего и не спрашивали. Мы с Аней работали переводчиками, и объясняли гаишникам, что "...это очень важная международная экспедиция! Перегоняют "скорые помощи" в Монголию..."

На крыше Судзуки у англичанок расписались все их друзья. Всякие там напутственные слова, пожелания и прочее...  Гаишники, стесняясь, просили достать маркер, чтобы тоже что-нибудь написать на таджикском. Когда им это разрешили, счастью их не было предела!



Конечно, при каждой остановке, вокруг автомобилей собиралась толпа любопытных, но иностранцы уже привыкли "жить в зоопарке" и не обижались на столь назойливое внимание местных жителей.

На реке Вахш, иностранные мистеры попросились купаться. Я выяснил у зрителей дорогу к воде, мы свернули с трассы и вскоре выехали на поросший камышом берег какого-то водоема, вода в котором выглядела несколько теплее, чем в бурной горной реке.



Участники автопробега выскочили из машин, скинули с себя пыльные одежды и радостно унеслись вдаль по мелководью...



Я остался один, среди открытых машин. Рядом виднелись поселки, на сиденьях машин в беспорядке валялась одежда, кошельки, паспорта, зеркальные камеры с объективом за 500 у..е., отрытые ноутбуки и айподы...

А если сейчас сюда прибежит толпа любопытных подростков? А если я тоже побегу купаться?



К счастью, в озере оказалось 1,5 метра жидкой грязи. И иностранцы вылезли обратно к машинам как раз к тому времени, когда с кишлака прибежали первые зрители.



Прямо в грязи все погрузились в машины и поехали продолжать купание на речке.





Еще через пару десятков километров сделали остановку над водохранилищем Норак.




В общем, нам нравилось путешествовать в такой компании, с купанием, остановками во всех красивых местах.... Вот только все чаще у какой-нибудь машины что-то ломалось и приходилось всем ждать...

Вскоре мы выяснили, что ребята едут без головы запчастей, без домкрата, без прибора GPS и подробных карт... Экстремалы!

В городе Куляб мистеры пожелали пообедать в ресторане. Добыв языка Расспросив прохожих, я вывел всю колонну к двухэтажному современному ресторану, как мне сказали - "самому лучшему в городе!".



Заходим в ресторан. Там в пустом зале сидит одна официантка и разгоняет мух.

- Здравствуйте!  Я привез к вам 12 голодных иностранцев. Что же вы сидите? Давайте, накрывайте на стол...
- А нечего накрывать!
- Как так нечего?!
- А у нас Рамадан. Разве не слыхали?
- Слыхали. Но путешественникам можно не соблюдать. А значит вам можно и кормить нас.
- Так мы же ничего и не готовим днем! Вот приходите вечером, после захода солнца...

Иностранцы уже не первый месяц едут по исламским странам и ничуть не удивились. На первом этаже под рестораном был супермаркет. Опять побросали открытые машины на улице, среди толпы любопытных подростков, накупили в магазине консервов и пива, прямо на крыльце ресторана разожгли газовые горелки и устроили пирушку.





При этом кошельки с деньгами и документами лежали тут-же, на земле, рядом с пивными банками и стаканчиками...



Наверное, местные воришки даже растерялись от такой щедрости... ну мы, конечно, "лишенные чувства юмора" пытались как-то образумить неразумных больших детей....

На выезде из Куляба заехали на вполне современную (внешне) АЗС. Однако, когда решили купить бензина, то топливо сначала из пистолета заливали в ведро, а уже потом в бензобак. "А у нас счетчик неправильно работает!" - пояснили свои действия владельцы заправки.



Но мы уже привыкли, что "счетчики неправильно работают" на всех заправках Таджикистана.



Тут как раз подошел редкий местный житель с галстуком, который даже знал английский язык и шведы смогли пообщаться с жителем Куляба без нашей помощи, напрямую. Убедились что дорога дальше одна, выгнали меня из кабины в салон.



Так мы и ехали до вечера. В темноте англичане сами свернули на какую-то дорожку, в сторону от кишлаков и поставили палатки посреди степной растительности под звездным небом. У меня были догадки, для чего здесь проложили грунтовку в степь, и что за холмики виднеются в 100 метрах от палаток, но я предпочел ничего не говорить иностранцам.
 Ну а местные нежители нас ночью не беспокоили.

=========================

Продолжение: от Куляба до Калай-Хумба.

Таджикистан, АВП, Средняя Азия 2010, горы, озеро, иностранцы, фотоотчет

Previous post Next post
Up