Ср.Азия-2010. Фотоотчет. Часть 2-я. "По Узбекистану, через Нукус и Хиву в Ташкент."

Nov 18, 2010 00:25

 Фотоотчет о поездке в Среднюю Азию 2010.

Кому не интересны буквы - может смотреть только фото.
ссылка "WM" - позволит определить, где находится место действия, с помощью ВикиМапии.

Часть 1-я.  От Москвы (через Астрахань и Зап.Казахстан) до Узбекистана.

=====================

Часть 2-я. "По Узбекистану, через Нукус и Хиву в Ташкент."



Толпа на узбекском КПП, как оказалось, приехала на автобусе, который досматривался отдельно. Когда мы приблизились, то люди оживились и стали проталкивать нас, путешественников, на контроль "без очереди". Приятно!

Заполнили миграционки, получили штампики, и вышли в Узбекистан. На все потратили минут 20 времени.

За КПП, как водится, тусовались несколько таксистов и продавцы бутилированной воды. Пустые бутылки покрывали окружающую степь на пару километров вокруг WM.

Обменяли немного денег, попрощались с пассажирами автобуса и встали в 200-х метрах от ворот, напротив очереди из встречных фур "Willi Betz"с европейскими номерами. За рулем этих фур были русские и белорусские водители, они возили продукты из России на границу с Афганистаном, а сейчас порожняком возвращались обратно.



- Сколько уже стоите?
 - Да второй день пошел...
- Да уж, таможня работает неторопливо!
- Сегодня переедем - уже замечательно!
- Удачи вам!
- Ха! И вам тоже... вот долбанутые на всю голову... автостопом катаются...

Через пару (весьма жарких!) часов из Казахстана выпустили огромный грузовик DAF, на пассажирском сиденье которого уже ехала женщина-казашка. Но т.к. за эту пару часов других машин не было, мы решили не упускать шанс, и я подослал Аню на переговоры  с водителем. Наука победила! Он взял на двоих на спальное место.
 Фура перевозила йогурты из подмосковного Ступино в Ташкент.

Через несколько километров ожидался пост ГАИ и нас предупредили, что мы должны будем покинуть кабину и за пост пешком.



Возле поста мы свернули пообедать в чайхоне. Опять дали несколько блюд с жирным мясом, много лепешек и чая. Кушают босиком, рассевшись на полу, вдоль низенького длинного стола. Для удобства предусмотрены ковры и подушки.



Снаружи чайхона не имела никаких вывесок и надписей, но все водители и так заезжали к ним покушать, вокруг - голая пустыня.
Пассажирка-казашка с нами за стол не села и кушала где-то в другом месте. 
По окончанию обеда я настоял на том, чтобы самому оплатить счет. Но водитель согласился передать только 14000 узб. сум за нас двоих. Сами хозяева по-русски не говорили почти.

Прошли пешком за пост ГАИ и поехали дальше, по прямой и не очень ровной дороге, через однообразный унылый пейзаж плато Устюрт.



Асфальт из-за жары расплавился и продавился  в колеи. Большая удача, что в кабине работал кондиционер, ведь "за бортом" было больше +45 градусов! На дороге попадались и грунтовые участки "гребенки", где к жаре добавлялась еще  пыль и тряска. Плоская и безжизненная степь во все стороны с редкими оазисами постов ГАИ. По «асфальтовым» участкам грузовики едут со скоростью 30-40 км\час, по грунтовым - 10-15. Вокруг лишь солончаки, песок и колючки. Даже верблюды пропали.

В одном месте показались какие-то развалины промышленных построек и кучка жилых домиков, похожих на суданскую деревню. Трасса здесь делала изгиб и пересекала железную дорогу. На медленном разбитом переезде WM тусовались детишки и продавали холодные бутылки с водой за 1000 сум. Водитель сказал: "Лучше купить, а то могут что-нибудь отвинтить от машины!"

Еще через несколько километров слева показался действующий завод, на территории которого зеленели настоящие парки! WM
Здесь влево ответвлялась бОлее качественная дорога до Кунграда, но владельцы завода поставили на ней шлагбаум (на высоте 3 метра), чтобы грузовики туда не заезжали, а ехали по старой разбитой грунтовке...

400 км. до Кунграда ехали без остановок шесть часов! В кромешной темноте вывалились из кабины возле какого-то арыка чуть не доезжая до города WM.

От вибрации мелкая пыль проникла в каждое отверстие тела, все складки одежды... волосы хрустели под рукой, а песок скрипел на коже...

Быстро поставили палатку на краю бахчи, достали мыло и мочалку и с удовольствием помылись в запруде арыка, благо фонарей вокруг не было совсем и увидеть нас никто не мог.

03 августа, на рассвете крестьянин-каракалпак пришел на свою бахчу, чтобы с помощью тяпки направить воду из арыка на нужную грядку.


На краю поля увидел нас возле палатки, поздоровался и ... пошел дальше!
"Даже на завтрак не позвал! Что делается с людьми?!" - обеспокоился я, но вслух ничего не сказал.

Однако, его "несообразительность" быстро компенсировали в первой же машине, которую мы остановили в 100 метрах от места ночлега. Сначала нас повезли на базар Ходжейли WM за арбузами, а потом в гости в Нукус. 




Ничто так не иллюстрирует азиатский колорит, как базар! Но поскольку фотокамера тогда была в руках Ани, то предоставляю ей возможность самой выложить эти фотографии в свой ЖЖ.

На выезде с базара (вот в этой точке!) нас остановил ГАИшник. Водитель взял права, вышел к инспектору и вернулся через 40 секунд. Молча вложил в права новенькую купюру в 1 доллар, убрал в карман и мы поехали дальше.

На въезде в Нукус позвонили знакомому обменщику, и прямо в машину нам принесли три пачки (70 тыс.) узбекских сум в обмен на одну тысячерублевую купюру. Было очень необычно путешествовать с такой "кучей денег".



Нукус известен своей рыбной кухней. Рыбу ловят в каком-то озере неподалеку, и наши друзья предложили нам пообедать в специальном "рыбном ресторане". На стол рыбу подавали обжаренную в муке, с салатами и напитками. Очень вкусно!



Затем заехали (прямо на машине, буквально!) в дом одного из них и там продолжили банкет угощаться арбузами и дынями...



Конечно, нам предложили пожить у них в гостях «дня три-четыре», и даже показывали многочисленные просторные и светлые «гостевые комнаты». Но нужно было двигаться дальше...

Замечу, что по сравнению с нашими квартирами, дома узбеков выглядят как дворцы!




Одна комната "для просмотра телевизора" по площади больше, чем вся моя хрущевская квартира.

Административные здания даже снаружи выглядят как дворец султана!


С большим трудом нам удалось распрощаться с нашими друзьями, очень хитро "забыв" в их багажнике подаренные арбузы...

На выезде из Нукуса WM нас подобрал еще один казах-дальнобойщик, который запомнил нас еще вчера, на границе.



Мы уже подумали, что пустыни больше не будет (от Кунграда до Нукуса все очень зелено! Кругом каналы, реки, озера...), но сразу за последними домами снова началась пустыня.

Только железная дорога справа изредка "разнообразила пейзаж". Больше фотографировать и смотреть было нечего.


Сегодня у нас в планах было добраться до города  Хива, чтобы сфотографировать знаменитые крепости и башни при вечернем свете. 
Но сначала нам нужно было попасть в Ургенч, что находился в стороне от трассы и на том берегу Амударьи. По карте (спасибо замечательному картографическому магазину «Гумбольдт и Гумбольдт») срезка между трассой и Ургенчем начиналась в городке Беруни. Мы предположили, что между этими городами должны ходить многочисленные недорогие маршрутки, поэтому покинули фура на въезде в Беруни WM и попутным микриком уехали в центр города, где должна быть стоянка маршруток в Ургенч. 
Это был первый в Ср.Азии водитель, который совсем не говорил по-русски! Наконец-то ощутили себя "в настоящей загранице" ;-)

Возле рынка наше появление произвело такой ажиотаж, что прямо все таксисты Беруни тут же стали предлагать нам поехать с ними ... Нашлись и русскоговорящие, но они еще больше запутали нас:
 - Поехали в Ургенч прямо сейчас, а хотите прямо до Хивы!
- Нет, спасибо, мы бы хотели найти маршрутку в Ургенч, а там сесть на троллейбус...
- Маршрутки в Ургенч не ходят...
- Ну да, конечно, только такси! так мы и поверили...
- Амударья смыла мост. Уже три дня нет сообщения с Ургенчем, нужно в объезд ехать ...цать километров. Без такси не доберетесь...
- Спасибо. Такси нам не нужно. Мы все же попробуем дойти до Амударьи и сами посмотрим "смытый мост"... Как туда добраться?
 - На такси! Довезем недорого...

Решив, что хитрые таксисты просто пытаются "развести нас на деньги", мы пешком пошли через Беруни на юг, в сторону Амударьи.
По пути фотографировали город, который оказался очень зеленым-цветущим и "самым узбекским" из всех поселений, которые мы видели до этого.






Расспрашивая дорогу у русскоговорящих пожилых узбеков, угощаясь газировкой за 200 сум и мороженным за 350 сум, дошли до выезда из города WM.



Последние пару километров до переправы WM нас подвезли на "девятке", водитель и пассажиры подтвердили, что понтонный мост действительно смыло и переправиться можно только на катере.

Амударья (которая вроде-как "обемелела" и перестала снабжать пересыхающее Аральское море) предстала перед нами огромным разливом воды, шириной в несколько километров....



Увы, для купания река стала абсолютно непригодна: грязная вода затопила прибрежные колючки, поля, кусты, течение несло мусор и ветки...

Рядом строился большой современный мост, а понтонная переправа, действительно, разрывалась в самой середине реки, где течение было наиболее мощным...



Как нам объяснили, это все из-за аномально жаркого лета. В России жара спровоцировала пожары, а в горах Памира - интенсивное таяние ледников.

У последнего куска понтонов стояли катера, которые перевозили людей на тот берег за 2 тыс. узбекских сумов.



Мы тоже переправились с ними. Когда билетер пошел по катеру собирать деньги, я протянул ему 4 000. "С гостей не берем!" - с улыбкой отстранил мою руку узбек.



Кстати, переправа по понтонам тоже была платной. Я даже сфотографировал прайс-лист на левом берегу WM.


Тут же нас стали зазывать таксисты. Беспокоясь не успеть в Хиву до темноты, мы решили потратить «сэкономленные» деньги и за 4 тыс. уехали до интернет-кафе в центре Ургенча.



Через час пошли на бывший стадион "Спартак", возле которого WM наполнялись маршрутки в Хиву. На уникальном (35 км!) троллейбусе до темноты мы бы уже не успели.

Маршрутка, стоила, кажется, около 5 тыс. сум с человека.

При въезде в город, справа мелькнула зеркало озера. Аня, большая любительница купаний, сразу заинтересовалась: "А озеро пресное? А купаться в нем можно? А давай сегодня заночуем на его берегу! Не хочу в городе ночевать... лучше поплаваем в озере!"

Маршрутка высадила нас у главного входа WM в Ичан-кала. С первого взгляда было понятно, что это "туристический аттракцион" (новодел, хоть и "всемирное наследие ЮНЕСКО), и я остался у входа с рюкзаками, пока Аня ходила с фотокамерой по крепости-музею. Смотрите эти фотографии в ее ЖЖ nursi

Уже после заката договорились с таксистом и он за 2.5 тысячи отвез нас на берег озера, пригодный для купания WM.

Вода действительно оказалась пресной и прозрачной. Накупались при луне, сварили на примусе ужин "при свечах", с горячими узбекскими лепешками и восточными сладостями...

04 августа утром опять продолжили купания в озере.


Никак не хотелось уезжать от воды, ведь нас ждали 600 километров пустыни до Бухары!


Здесь надо сообщить читателям, что начале августа в западном Казахстане (Каракалпакии)  разразился жестокий «топливный кризис». На АЗС стояли сотни запертых машин, в ожидании завоза топлива. Маршрутки и автобусы «брались штурмом».
Решили двигаться в сторону Бухары автостопом, а если будет совсем тяжело, то подсесть на поезд до Навои.



В густонаселенной (орошаемой) местности можно было двигаться на локальных машинах. Быстро застопили такую сначала до Хивы, а потом и до Ургенча.



На выезде из Ургенча сфотографировались с узбекскими дальнобойщиками возле автостоянки.



Они объяснили, что нам нужно двигаться на восток по левому берегу Амударьи до городка Пинка, где построили новый чудо-мост, по которому переправляются и поезда и машины. 


У моста нас поджидал "очень строгий пост ГАИ", где WM останавливали и проверяли документы у всех машин и пассажиров. Мы доехали до него на пустой маршрутке бесплатно, и попросили водителя высадить нас за километр до поста, чтобы не навлекать на него корыстных интересов ГАИшников (за провоз иностранцев)...

Милиционеры вяло посмотрели наши паспорта и гораздо более оживленно поговорили "за жизнь" и тут же сами подсадили нас бесплатно на другую маршрутку, приказав водителю высадить нас на повороте в Бухару.



Мост снимать они запретили, но я не удержался ;-)

За мостом снова началась пустыня, разбитая дорога шла на север вдоль канала WM, никакого транспорта на ней не наблюдалось вообще.


Через ...цать километров маршрутка выехала на магистральную дорогу Нукус-Бухара и повернула влево, оставив нас возле АЗС. напротив расположилась WM последняя чайхона перед 400-соткилометровой пустыней. 
Не было никаких сомнений что это - ключевая позиция для уезда в Бухару. Это подтверждали толпы узбеков с женами и мешками, пытавшиеся уехать в сторону столицы на платном автобусе. 


Они прятались под козырьком АЗС, автобусы заезжали туда сами и просили по 30 тыс. сум за человека до Бухары. 
Мы же нашли мудрейшую позицию (с тенью от трактора) чуть дальше, и сели на бархан в ожидании машин. 
Вскоре к нам подошел дедушка, в темном костюме с ветеранскими планками и в черной шляпе. На чистом русском (советском) языке рассказал про свою боевую молодость и пожаловался, что молодежь совсем стариков не уважает, отпихивает его от дверей автобуса (мы видели, очень грубо!) и он уже два часа не может уехать даже за деньги.

Здесь нам опять очень повезло. Аня остановила делового узбека, которые ехал на служебной машине в Ташкент, и даже бензин ему выдали «служебный» в виде нескольких баклажек в багажник. И дедушку до Бухары мы тоже вписали на переднее сиденье.

Старший брат нашего драйвера работал в МВД, поэтому там, где позволяла дорога, он гнал 140-160 км\час. Решили не усугублять «транспортный кризис» и ехать с ним до самого Ташкента. К сожалению, в кармане у меня была только ксерокопия куска карты до Бухары, а остальной Узбекистан остался в рюкзаке, который ехал в багажнике. Ведь мечтали к вечеру быть лишь в Бухаре! Водитель не напомнил, что в Душанбе нужно сворачивать в Самарканде, и мы уехали с ним до самой столицы.



Бухарская трасса идет через настоящую пустыню, с барханами, миражами и оазисами постов ГАИ.

Машины и автобусы на ней были! т.е. если бы мы не попали в эту быструю легковую, то все равно уехали бы на медленном тряском грузовике, которые пилили через песчаные наносы со скоростью 20-30 км\час.


Иногда пустыня была покрыта "загаром" из почерневших камней. При желании на ней можно нарисовать линии, аналогичные Наска в Перу.

Зеленые поля и сады начались в 100 км от Бухары, за городом Газли. Саму Бухару проехали по объездной, не останавливаясь. Мы с Аней решили посмотреть Бухару и Самарканд подробно на обратном пути.  Или даже сделать специальный "радиальный выезд" из Таджикистана, чтобы не иметь проблем с регистрацией.



От Бухары до Самарканда начался настоящий автобан, с круговыми развязками, разделительным забором и тремя полосами движения в каждую сторону. Кротов называет эту дорогу аналогом нашей трассы "Рссия" (Москва-Петербург), но сейчас даже здесь машин было немного...



На перекрестках попадались различные памятники, арки, монументы... Но вечером фотографировать из движущейся машины их было уже неэффективно.



Самарканд так же проехали по объездной.


И только за Самаркандом один раз остановились возле фруктового рынка, где приобрели и тут же съели с лепешкой вкуснейшую дыню, стоимостью в 16 российских рублей.





В Ташкент въехали уже глубокой ночью. В гости к родственникам приглашать водитель нас не рискнул. Кто обрадуется «как родному брату» еще и двум автостопщикам в третьем часу ночи?

Забрались за школьный забор, поставили палатку  WM и впервые, (от самой Москвы!) легли спать не искупавшись.

==================
Этот же кусок путешествия в ЖЖ Ани.

Продолжение: Часть 3-я. От Ташкента до Душанбе.

пустыня, путешествия, Узбекистан, Средняя Азия 2010, автостоп, фотоотчет

Previous post Next post
Up