Ср.Азия-2010. Фотоотчет (с текстом и ссылками) о вольном путешествии по Памиру.

Dec 27, 2010 15:04

Кому не интересны буквы - может смотреть только фото.
Ссылка "WM" - позволит определить, где находится место действия, с помощью ВикиМапии. Прочие ссылки (если не указывается особо) ведут на статьи Википедии.

Часть 1-я.  От Москвы (через Астрахань и Зап.Казахстан) до Узбекистана.
Часть 2-я. По Узбекистану (через Нукус и Хиву) в Ташкент.
Часть 3-я . От Ташкента до Душанбе
 + отдельные посты:
      Утро в горах Таджикистана
      в кишлаке на севере Таджикистана
Часть 4-я. Душанбе и "Дом АВП"
  + отдельные посты
      базары Душанбе
      Проспект Рудаки - главная улица Таджикистана.
      Варзобское озеро и окрестности.
Часть 5-я. От Душанбе Куляба (1-ый день на "скорой помощи" из Швеции)
Часть 6-я. От Куляба до Калай-Хумба (2-ой день на "скорой помощи" из Швеции)
Часть 7-я. Памирский тракт от К-Хумба до Хорога (3-ой день на "скорой помощи" из Швеции)

Часть 8-я. Памир. Ош и Горчашма.

18-го августа 2010-го года нас разбудил базарный гомон. Накануне мы поселили господ иностранцев в отель, а сами поставили палатку на крыше магазина, пристроенного к отелю.

В 2 часа ночи это место нам казалось очень тихим и совершенно безлюдным. На парковке отеля мы оставили три машины участников "Mongol_Rally". При этом, у "скорой помощи" британцев (еще в 30-ти км от Хорога) отвалилась дверь-купе и обратно приделать мы ее не смогли.
 - Ребята, я советую кому-нибудь ночевать в машине. Иначе из не все вытащат к утру...
- Да ладно тебе. Все ОК. Это же парковка отеля... Никто туда не залезет...
 - Хм. Давайте хотя бы вторую амбуланцию поставим задом к оторванной двери, чтобы она загородила эту дыру...
- Хорошая идея! Только надо сначала все взять для сна из нее, чтобы не пришлось ночью двигать машину...

Теперь, выглянув из палатки в 7 утра, я увидел что машины стоят в центре "людского муравейника"... Рядом шла погрузка "джип-такси" до Мургаба и Душанбе, торговались пассажиры, продавали фрукты и воды, доллары и самоцветы, шлепанцы и "ароматные стельки" из Китая, сигареты и пирожки, "таблетки от укачивания" и насвай...

Вокруг кипела типичная для Азии торговая жизнь, среди зеленых тополей виднелись четырех(!)этажные небоскребы, а над ними возвышались суровые горы.

Центральная улица столицы ГБАО радовала новеньким асфальтом. И даже дома на ней были свежеподкрашенные, а ливневые канавы - свежепрочищенные.

Как и в большинстве городов Азии, первые этажи занимали торговые лавки, магазины и кафе.

Сверкали зеркальными витринами несколько новых офисных зданий. На первом этаже главпочтамта обнаружилось аж два интернет-кафе.

Мы испробовали оба, но везде между введением пароля и загрузкой странички ВКонтакте приходилось ждать 15-20 минут. А ждать не хотелось ;-) Так что мы плюнули на "таджикский интернет" и ушли смотреть город.

Хорог расположился в устье реки Гунт и поднимался на десяток километров вверх по ее долине.

Несколько вполне современных мостов WM связывали ее берега автомобильным сообщением, и еще парочка - только для пешеходов. Маршрутка по городу стоила 1 сомони (семь рублей)

На правом берегу, в самом центре WM, разбит красивый парк, с уникальными для Таджикистана чистыми дорожками, стриженными газонами и удобными скамейками. Прямо над водой оборудовали несколько кафе-кальянных, где иностранцы сидели в тени и прохладе целыми днями, попивая пиво и раздаривая доллары "на чай" официанткам.

Мы оставили рюкзаки в номере у англичан. Попрощались со шведами - они уже сегодня уезжали дальше по "Памирскому тракту" на Ош и Барнаул. Британскую "скорую помощь" загнали в автосервис, где русский умелец пообещал приварить к ней все, что отвалилось, всего за пару дней и 300 долларов (днище, дверь, глушитель + заменить все четыре рессоры "подходящими по размеру аналогами").
 На этом наша "миссия переводчика" закончилась и мы попрощались с участниками "монголия-ралли". Дальше они ехали на высокогорную часть Памирского тракта в Мургаб, (где уже было холодно и уныло,) а мы решили прогуляться вверх по долине Пянджа, а уже обратно в Хорог вернуться через тракт, сделав кольцевой маршрут.

Вообще иностранных туристов на улицах было довольно много, не меньше 15% от передвигающихся по городу людей. Из бекпекеров мы встретили только знакомых по "Дому АВП" в Душанбе (см. Часть 4-я. ): поляки добирались автостопом сюда аж 10 дней, с бюджетом "не более 5 сомони в день", и теперь отдыхали в гостях у какого-то памирца.

Мы же, закупившись продуктами на хорогском базаре, пообедали дыней прямо в парке, еще раз помылись в гостинице (проинструктировав хозяев о планах англичан) и на закате решили выдвигаться на выезд в сторону Ишкашима, чтобы уже на окраине города заночевать в палатке, а завтра пораньше "поймать утреннюю волну" машин.

Уже на окраине обнаружили памятник ВИЛу, который сюда WM депортировали с центральной площади.

Несмотря на то, что впереди по дороге находились еще три десятка кишлаков и райцентр Ишкашим, ни одной машины в ту сторону не наблюдалось.

Сфотографировали вечерний Хорог "на прощанье" и пошли пешком, радуясь прохладе.

"Будем идти с рюкзаками по дороге. Если кто-нибудь из памирцев захочет нас зазвать в гости, заночуем у него. Если нет - поставим палатку на берегу первого ручья за городом" - так решили мы.

Быстро стемнело, и, не надеясь на ручей, обратились с пустой бутылкой в один еще не уснувший дом. Тут же нас пригласили за стол, где уже довольно много людей втыкало в зомбо-ящик. А один из телезрителей (водитель маршрутки) даже узнал меня.

Надеясь на ранний подъем (утром поедут машины!), уговорили хозяев не оставлять нас на ночлег в комнате с телевизором, а разрешить поставили палатку на их огороде... При этом, с нас взяли обещание утром прийти на ранний завтрак, снабдили водой, фруктами и лепешками

Вот такой вид открылся от нашей палатки утром. След. четыре кадра сняты с одного камня WM
Это вверх по реке:

а это вниз по течению:

Это река Пяндж под нами:

а это палатка в огороде. (Желтый предмет - мой спальник проветривается.)

Собрали рюкзаки и пошли умываться-завтракать в гости, как обещали.

Хозяева к нашему приходу не только приготовили угощение, но и нарядили своих девочек в "парадную" одежду, знали, что мы будем фотографировать.

Жители Памира гораздо лучше говорят по-русски, чем остальные провинции Таджикистана. В этом доме даже дети 5-ти-10-ти лет участвовали в неторопливой беседе с чаем.

Разговор был, конечно-же, о дружбе с русским народом, о недавнем боевом прошлом и настоящей мирной жизни, о том что русских туристов приезжает очень мало, но им здесь всегда рады.

Только вышли на трассу, нас догоняют два велосипедиста из Франции. Ребята прилетели через Ригу в Душанбе, откуда пересели в маленький винтовой самолетик до Хорога. Теперь будут крутить педали до Оша, откуда улетят (той же аirBaltic) домой.
 В Ср.Азии уже третий раз, очень довольны. Хотя в магазинах объясняются жестами и картинками ;-)

Мы же, убедившись что "утренней волны" автомобилей на Памире не бывает, пожалели что не взяли велосипеды. На такси проехать такие красивые места неинтересно! Пока пошли по дороге пешком, разглядывая афганский берег и разлившуюся реку. Столбы ЛЭП стояли буквально "посреди реки", а ведь если его подмоет, то без электричества останутся весь Ишкашимский район....

Вскоре нас подобрал микроавтобус с двумя очень веселыми жителями Хорога. Ехали они недалеко, в кишлак к родственникам, звали в гости и в кишлак, и в город, но нам хотелось сегодня добраться хотя бы до Гарчашмы.

Пришлось в очередной раз огорчить гостеприимных памирцев и продолжить свой путь пешком.

Угощаясь фруктами, разглядывая окружающую жизнь, общаясь с крестьянами и прохожими, прошли еще несколько кишлаков.

Почти каждый встречный мужчина звал нас "на чай", "в гости", "остаться до завтра" и т.п.

Пару раз (на пеших участках) нас обгоняли знакомые французы, а мы их обгоняли на локальных местных машинках.

В полдень устроили перекус с купанием в ледяном прозрачном ручье.

После обеда подъехала единственная за этот день маршрутка и пригласила нас бесплатно доехать с ними до Гарчашмы. С некоторых пор я считаю, что нехорошо ехать "нахаляву" на рейсовом транспорте, где другие пассажиры заплатили деньги. Тем более, когда деньги есть. Так что проехать мы согласились, но заплатили по прибытию пропорционально подвезенному расстоянию.

Поселок WM знаменит своими горячими источниками. Вода, с высоким содержанием минералов, образовала на скалах красивейшие натеки, типа тех, к которым возят туристов в Турции возле Памуккале.

Но недавно главный источник Горчашмы обезобразили "облагораживанием": поставили железный зеленый забор, построили два домика-купальни, и теперь фотографировать красивейшее "чудо природы" можно только в обрамлении "чудес таджикского строительства".

Маршрутка остановилась возле санатория WM и мы легко вписали рюкзаки в ближайшей гостинице. Пассажиры маршрутки сказали, что в горах за поселком есть еще один "необорудованный" горячий источник "для своих". И холодные минеральные источники. Мы решили по-пути поискать в поселке компьютер, чтобы сбросить на внешний диск фото с карточки, а заодно покупаться в "секретном" источнике.

По пути нам попалась школа, которая выглядела куда красивее и гармоничнее санатория: чистые дорожки, цветы, флажки и настенная агитация. В поисках компьютера, решили заглянуть в школу и пообщаться с администрацией. Тем более, что у меня на внешнем диске имелось три сотни советских фильмов и мультфильмов, которые будут очень полезны местным детям, изучающим русский язык.

На школьном крыльце WM мы встретили путешественников из Польши. Но не тех, что жили в "доме АВП" в Душанбе, а других, с велосипедами.

Оказывается, некоторые из них приезжают сюда каждый год на 2-3 месяца волонтерами, помогают в ремонте школы и живут прямо в классе. Сейчас они готовились к отъезду и пили чай, который приготовили на примусе.

Мы пригласили славян в гости, в наш дом в Душанбе.

Главным сокровищем школы, как можно догадаться, был ее очень прогрессивный директор. Он жил здесь же, в ближайшем домике из глины и палок.

Мы попали как раз к обеду. Сам директор (получая зарплату в 50 долларов) никуда ездить не может. И даже в ближайшем Хороге (маршрутка стоит 20 сомони/5 долларов) бывает очень редко. Но зато он всегда рад принять иностранных гостей, через которых его ученики узнают новую информацию о внешнем мире, получают бесценный опыт общения.

Нам показали школу из двух зданий. Довоенное (с печным отоплением) и новое, с пластиковыми окнами.
В компьютерном классе мы подивились на пособия, которые изготавливают сами ученики. Переписали на внешний диск фото с камеры, а директору фильмы, мультфильмы и архивы полезных программ на русском языке.

Потом директор проводил нас через весь кишлак до минеральных источников WM.

Один из его учеников, вызвался проводить нас в горы, к горячему источнику "для своих".

Мы поднимались среди каменных заборов, глиняных домов, по крутым тропинкам и узеньким мостикам через ручьи.
Зеленое пятно кишлака осталось далеко внизу, а вокруг были лишь суровые горы.

На краю кладбища сидел одинокий молодой мужчина с полотенцем на шее.

Даже не зная языков, было все понятно: в источнике купались женщины, а он сидел у последнего дерева и ждал, когда они вернутся по тропинке обратно.

nursi радостно убежала к теткам, а мне оставалось лишь помирать от зависти ждать на кладбище.

Время от времени по тропинке спускались тетушки и девочки в китайских тапочках и цветных халатах. Но им навстречу поднимались новые порции бабушек и женщин с полотенцами в руках. Мужчины останавливались возле дерева и говорили (на фарси): "Да, сегодня уже не дождемся... Женский день!"

Через пару часов появилась распаренная Аня и мы двинулись обратно вниз, за рюкзаками и зарядником.

По пути я решил сфотографировать "оцивиленный" горячий источник.

Здесь нас узнали русскоговорящие пассажиры маршрутки:
- О! Как дела? Уже искупались в источнике? Понравилось?
- Спасибо. Еще не купались. Ходили на горный источник, но там "женский день". Так что купалась только Аня.
- Ну, сходите вот сюда, искупайтесь здесь...
- Да, там, наверное, тесно и платно... да и не хочется время терять, нужно еще до трассы добраться к темноте...
- Ой, да что вы.... Все бесплатно! Это же все знают... Как вы могли подумать что кто-то с Вас деньги возьмет?! мы сами только что купались, заходите!

Решил искупаться в "цивильном источнике". За забором обнаружился бетонный бассейн глубиной ок. 40 см, в котором бродили-лежали голые мужчины, покрытые какими-то подозрительными пятнами. Не буду скрывать, что купаться в мелком бассейне с голыми мужиками в пятнах - куда мЕньшее удовольствие, чем с голой девушкой, пусть даже и в горном ручье... Но Аня в это время еще раз поплавала в "женском" бассейне, внутри специального домика без окон.

Уже на выходе, у ворот забора, к нам подошел пожилой мужик и на английском языке сообщил:
 - С вас по 5 сомони за каждую персону!
- За что пять сомони? (спросили мы его на русском) Разве это платный бассейн?
- Все иностранцы, кто приезжает в Горчашму и не живет в санатории, должны заплатить 5 сомони за купание в источнике!
- Кто это решил?
- Директор санатория.
- Во-первых, мы не его клиенты и даже не его гости. Поэтому не обязаны выполнять его требования. Во-вторых, эту воду согревает сама природа, а не директор. Директор лишь поставил этот забор, чем испортил вид на такое замечательное место. В-третьих, надо было повесить плакат на входе хоть на каком-нибудь языке "Вход для иностранцев платный. Касса - там", мы бы тогда и не пошли бы купаться даже... Или купили бы билеты...
- Это меня не касается. Давайте по 5 сомони с человека!
- Это нас не касается. Вымогательством заниматься решили? Ищите других дураков.
- Но у меня приказ директора!
- А что мне твой приказ директора? Мы на территорию санатория даже не заходили! Его приказы нас не касаются. Кстати, "вымогательство, совершенное группой лиц по предварительному сговору" у нас в России карается бОльшим сроком!
- Но все иностранцы ДОЛЖНЫ платить по 5 сомони!
- Кому должны? за что?
- За сервис!
- В чем сервис? Если бы ваш директор не поставил здесь забор, все бы купались бесплатно. Он поставил забор, и теперь хочет денег... Не нужен там такой сервис!
- Да что же это такое?! Люди добрые!!! Посмотрите на этих евреев... им жалко 5 сомони?!
- ...Вот если бы директор построил, например, баню. Натаскал дров, натопил печку, повесил объявление "1 час - 5 сомони", то я бы с удовольствием заплатил. А здесь никто дров не таскал, печку не топил... вода сама горячая идет из источника. Зачем я буду платить?!
 - Ай-ай! Какой кошмар... Нет, вы посмотрите....
- Ай-ай, какой кошмар... Вымогательство!

Собралась толпа отдыхающих и работников санатория. Не меньше полвины мужчин понимали русский язык. Я доказывал, что природный горячий источник по-умолчанию бесплатный, если не висит объявление об ином режиме посещения. Мне показывали бумажку с печатью и подписью (лично!) директора санатория... я объяснял, что даже если директор сам выкопал этот источник и подключил к нему горячую воду из санатория, то плату нужно собирать на входе, а не на выходе.... Мне объясняли, что иностранцы бывают редко, поэтому этот почтенный человек отходил по своим делам и не заметил, как мы вошли в калитку...

Все кончилось руганью и бумажкой в 5 сомони (36 рублей), которую я передал за то, что Аня купалась в домике. А купание в домике платное даже для местных, о чем на двери домика есть специальное объявление.

Для информации сообщаю, что через неделю этот же источник посетил a_krotov . И тоже на входе билетер "куда-то отлучился", а на выходе стал требовать 5 сомони "с иностранца".

Забрав из гостиницы рюкзаки и зарядившийся аккумулятор, мы быстро поймали попутку в Хорог, и вышли на посту милиции WM в кишлаке Андароб что еще в 80-ти км. от Ишкашима.

Здесь через дорогу был перекинут шлагбаум, и останавливались все машины как на Ишкашим-Горчашму, так и на Хорог-Душанбе.
Примерно раз в два часа через пост проезжали иностранные велосипедисты. Мы помогали им общаться с милиционерами и переписывать паспорта в специальную "гостевую книгу".

Милиционеры угощали нас чаем (на посту была электроплитка) и фруктами. Обещали подсадить в ближайший транспорт до Ишкашима, но до самой темноты такового не обнаружилось.

По совету милиционеров поставили палатку на мягкой лужайке в абрикосовом саду и всю ночь на нашу крышу падали перезревшие абрикосы. Мы варили на примусе кашу и абрикосовый компот, а в это время в постовом домике заряжался второй аккумулятор.

=========================

Продолжение:

"Рассвет над кишлаком Андароб"

часть 9-я. Памир. Ишкошим.