Нерациональность

Dec 06, 2021 20:37



«Тест на сверхразум», свойственный только людям:
На столе что-то типа коробки хитрой формы с непонятными наворотами. В ней то, что вам нужно достать. Вам позволяют подглядеть, как это делают трое других испытуемых. Все они, прежде чем поднять крышку: трижды стучат по ней пальцем, потом ладонью трут дно коробки, затем дергают за что-то типы ручки сбоку и лишь потом поднимают крышку, доставая из коробки приз.

Как поступите вы?


100 против 1 - вы повторите все подсмотренные вами у других бессмысленные действия, не имеющие отношения к открыванию крышки. Ибо вы - венец эволюции земного разума, придумавшего и построившего на планете все от пирамид до космической станции и создающего порой непостижимые абстракции в математике, музыке и т.д.
И если вы думаете, что использованный вами абсолютно нерациональный способ открытия коробки - результат длительного формирования в культурной среде людей, - вы ошибаетесь. Как показывают многочисленные эксперименты, так поступают даже малые дети.
А вот наши ближайшие эволюционные родственники - шимпанзе так не умеют. Будучи абсолютно рациональными, они проигнорируют не относящиеся к цели увиденные ими «танцы с бубном» вокруг коробки и поступят 100%-но рационально - просто поднимут крышку, отделяющую их от лакомства, и незамедлительно съедят его.

Как же этого добилась эволюция?

Решение суперпростое, как и все сверхгениальное - наделить людей способностями суперимитаторов!

Миметическое (подражательное) познание, основанное на копировании действий и жестов, - это основа основ когнитивной эволюции людей до появления языка.
Человеческий инстинкт копировать, а не думать самостоятельно, оказался эволюционно чрезвычайно полезен. Инстинкт подражания родителям, наставникам и сверстникам помогает учиться, ладить в компании, организовывать и, в конечном итоге, строить общие модели поведения, позволяющие людям выживать и развиваться. По сравнению с другими приматами, мы - чемпионы по имитации: мы копируем, даже если для этого нет никаких рациональных причин.

Человеческая нерациональность проявляется во всем: психология и принятие решений в экономике, политике, социальных вопросах и повседневной жизни.
Секрет нашего разума - нерациональность.
Уникальное эволюционное преимущество позволяет людям:
• выживать в экстремальных ситуациях;
• творить.

Истинными вершинами человеческой креативности является абсолютная новизна сделанного.

Пример Дирка Хелбинга:
Он моделировал поведение людей при катастрофах, типа пожара в клубе «Хромая лошадь». На модели видно, что до определенных пределов стадный эффект (бездумное копирование действий других) реализует самую выгодную из стратегий. Это самоусиливающийся эффект правильных решений, когда кто-то находит выход, а другие просто следуют за ним (после определенного уровня это уже не помогает).
Пример Джозефа Хенриха:
Он показал, что нерациональная способность суперимитации породила множество культурных инноваций (огонь, приготовление пищи, емкости для воды, знания о растениях, метательное оружие и т.д.), которые, в свою очередь, способствовали расширению нашего мозга и решающим образом изменили нашу физиологию, анатомию и психологию.

/Источник/


Эльфы.
ПАТОГЕНЕЗ СТАИ.
Знать все возможности.

Эгрегоры без мистики. Часть №1
Эгрегоры без мистики. Часть №2
Эгрегоры без мистики. Часть №3
Морфогенетические поля и поля сознания”.
Ментальная жизнь.
«Новые» обитатели Земли.
Техниум.
Коллективное бессознательное.
Гипотеза тотемического цикла.
Морфогенные поля.

Альтернативный вариант интеллекта.
"Жидкий интеллект".
Кто же мыслит?
Иллюзия знания.
Conventional wisdom.
О уме.
Понимание культуры.
Плод социальных взаимодействий.
Так работает поток.
Внутри сражения.
А где же мозг?
Еще про культуру.
Почему человеческий мозг уменьшился в размерах?

«Алгокогнитивная культура» | Часть №1
«Алгокогнитивная культура» | Часть №2
«Алгокогнитивная культура» | Часть №3
«Алгокогнитивная культура» | Часть №4


"Ген счастья".
Поисковая активность.
О пользе стресса.
Используйте стресс мудро.
Еще раз о балансе.
Ключ к счастью.
Проблема самоубийства.
Любознательность.
Когнитивная гибкость и везение.
"Желание снять сресс"
«Сбор урожая»
Новая теория обучения.
Сенситивные периоды.
Новая стратегия моделирования личности как сложной системы.
Zona Incerta.

Жидкий интеллект, Человек, Сознание, Общество

Previous post Next post
Up