«Тест на сверхразум», свойственный только людям:
На столе что-то типа коробки хитрой формы с непонятными наворотами. В ней то, что вам нужно достать. Вам позволяют подглядеть, как это делают трое других испытуемых. Все они, прежде чем поднять крышку: трижды стучат по ней пальцем, потом ладонью трут дно коробки, затем дергают за что-то типы ручки сбоку и лишь потом поднимают крышку, доставая из коробки приз.
Как поступите вы?
100 против 1 - вы повторите все подсмотренные вами у других бессмысленные действия, не имеющие отношения к открыванию крышки. Ибо вы - венец эволюции земного разума, придумавшего и построившего на планете все от пирамид до космической станции и создающего порой непостижимые абстракции в математике, музыке и т.д.
И если вы думаете, что использованный вами абсолютно нерациональный способ открытия коробки - результат длительного формирования в культурной среде людей, - вы ошибаетесь. Как показывают многочисленные эксперименты, так поступают даже малые дети.
А вот наши ближайшие эволюционные родственники - шимпанзе так не умеют. Будучи абсолютно рациональными, они проигнорируют не относящиеся к цели увиденные ими «танцы с бубном» вокруг коробки и поступят 100%-но рационально - просто поднимут крышку, отделяющую их от лакомства, и незамедлительно съедят его.
Как же этого добилась эволюция?
Решение суперпростое, как и все сверхгениальное - наделить людей способностями суперимитаторов!
Миметическое (подражательное) познание, основанное на копировании действий и жестов, - это основа основ когнитивной эволюции людей до появления языка.
Человеческий инстинкт копировать, а не думать самостоятельно, оказался эволюционно чрезвычайно полезен. Инстинкт подражания родителям, наставникам и сверстникам помогает учиться, ладить в компании, организовывать и, в конечном итоге, строить общие модели поведения, позволяющие людям выживать и развиваться. По сравнению с другими приматами, мы - чемпионы по имитации: мы копируем, даже если для этого нет никаких рациональных причин.
Человеческая нерациональность проявляется во всем: психология и принятие решений в экономике, политике, социальных вопросах и повседневной жизни.
Секрет нашего разума - нерациональность.
Уникальное эволюционное преимущество позволяет людям:
• выживать в экстремальных ситуациях;
• творить.
Истинными вершинами человеческой креативности является абсолютная новизна сделанного.
Пример Дирка Хелбинга:Он моделировал поведение людей при катастрофах, типа пожара в клубе «Хромая лошадь». На модели видно, что до определенных пределов стадный эффект (бездумное копирование действий других) реализует самую выгодную из стратегий. Это самоусиливающийся эффект правильных решений, когда кто-то находит выход, а другие просто следуют за ним (после определенного уровня это уже не помогает).
Пример Джозефа Хенриха:Он показал, что нерациональная способность суперимитации породила множество культурных инноваций (огонь, приготовление пищи, емкости для воды, знания о растениях, метательное оружие и т.д.), которые, в свою очередь, способствовали расширению нашего мозга и решающим образом изменили нашу физиологию, анатомию и психологию.
/Источник/ Эльфы. ПАТОГЕНЕЗ СТАИ. Знать все возможности. Эгрегоры без мистики. Часть №1 Эгрегоры без мистики. Часть №2 Эгрегоры без мистики. Часть №3 Морфогенетические поля и поля сознания”. Ментальная жизнь. «Новые» обитатели Земли. Техниум. Коллективное бессознательное. Гипотеза тотемического цикла. Морфогенные поля. Альтернативный вариант интеллекта. "Жидкий интеллект". Кто же мыслит? Иллюзия знания. Conventional wisdom. О уме. Понимание культуры. Плод социальных взаимодействий. Так работает поток. Внутри сражения. А где же мозг? Еще про культуру. Почему человеческий мозг уменьшился в размерах? «Алгокогнитивная культура» | Часть №1 «Алгокогнитивная культура» | Часть №2 «Алгокогнитивная культура» | Часть №3 «Алгокогнитивная культура» | Часть №4 "Ген счастья". Поисковая активность. О пользе стресса. Используйте стресс мудро. Еще раз о балансе. Ключ к счастью. Проблема самоубийства. Любознательность. Когнитивная гибкость и везение. "Желание снять сресс" «Сбор урожая» Новая теория обучения. Сенситивные периоды. Новая стратегия моделирования личности как сложной системы. Zona Incerta.