Иллюзия знания

Nov 01, 2019 22:41



В продолжение темы:
Альтернативный вариант интеллекта.

Разум - это гибкий инструмент для решения возникающих проблем, позволяющий извлекать лишь самую полезную информацию для принятия решений в новых ситуациях. Поэтому непосредственно в наших головах хранится сравнительно мало подробной информации об окружающем мире.
В этом смысле люди похожи на пчел, а общество - на улей: носителем интеллекта являются не столько мозги индивидуумов, сколько коллективный разум. Полагаться приходится не только на знания, хранящиеся в наших черепных коробках, но и на сведения, хранящиеся в других местах: на то, что «знает» наше тело, на информацию, которую можно почерпнуть в окружающей среде, а главное - на знания других людей.
Когда все это удается объединить, человеческая мысль иногда достигает невероятных высот. Но при этом она оказывается продуктом некоего сообщества, а не какой-то отдельной личности.


Ни один человек не способен охватить своим разумом даже простую вещь во всех ее аспектах. Для изготовления и использования даже самых простых объектов обычно требуется сложный комплекс знаний.
При этом мы не считаем, что люди невежественны.
Просто они знают меньше, чем себе представляют. Все мы в той или иной степени
подвержены иллюзии понимания: думаем, что понимаем, как обстоят дела, в то время как на самом деле уровень понимания ситуации или предмета у нас весьма низкий.

Почему эта иллюзия занимает столь важное место в наших мыслительных процессах; это поможет нам понять, ДЛЯ ЧЕГО мы думаем.

Мышление развивалось как инструмент для выполнения нескольких задач:
• отображать окружающий мир и строить в наших головах модели, которые соответствовали бы истинному мироустройству в критически важных пунктах.
• обеспечение возможности вербальных коммуникаций, позволяющей нам легко общаться с другими людьми.
• решение проблем и принятие решений.
• возможно, что мышление развивалось для какой-то конкретной цели, например для создания инструментов или для привлечения потенциальных партнеров.



Но скорее всего мышление, развивалось для реализации какой-то более общей функции, включающей в себя все вышеперечисленное.
Развитие мышления проявлялось как расширение возможностей совершать более эффективные действия, необходимые для достижения целей.
Способность думать резко повышает эффективность действий. Именно в этом смысле мышление является расширением действия.
В свете всего этого человеческое незнание выглядит еще более удивительным.

Если причинно-следственные связи столь важны для выбора оптимальных действий, почему люди обладают такими небольшими и такими поверхностными знаниями об устройстве мира?

Дело в том, что наш мыслительный аппарат мастерски умеет извлекать только то, что ему необходимо, и отфильтровывать все остальное.
Наш ум не приспособлен для того, чтобы получать информацию о каждом объекте или ситуации. Мы учимся на опыте и можем обобщать информацию о новых объектах и ситуациях. Способность действовать в новом контексте базируется на понимании основных закономерностей мироустройства, а не на поверхностном знании его деталей.

Неудивительно, что мы не всегда можем определить, какие знания мы берем из собственной головы, а какие заимствуем у других, потому что чаще всего (а может быть, вообще всегда) мы совершаем действия, которые включают в себя и то и другое.
Природа мышления такова, что оно с легкостью использует любые знания, которые может найти, независимо от того, находятся они внутри нашей головы или вне ее. Мы живем в иллюзии знания во многом потому, что не можем провести четкую грань между тем, что находится внутри и вне наших голов (хотя бы потому, что никакой четкой линии разграничения между ними нет). Поэтому мы часто не знаем, чего именно мы не знаем.



Данная иллюзия - это следствие некоей невероятной способности нашего ума.
Иллюзия знания - это результат жизни в сообществе носителей информации, она возникает потому, что мы не в состоянии отличить свои знания от мыслей в головах других людей.

Обязательно ли следует развеять эту иллюзию?

• Избегая иллюзий, вы, скорее всего, будете действовать более точно.
Вы будете разделять, что вы знаете и чего не знаете, и это только поможет вам достигать целей. Вы не будете браться за проекты, которые находятся вне вашей компетенции, и, следовательно, реже будете разочаровывать людей. У вас будет больше возможностей исполнять свои обещания.
• С другой стороны, иллюзия - это удовольствие. Многие из нас проводят значительную часть своей жизни в иллюзиях по собственной воле. Мы развлекаем себя, общаясь с вымышленными мирами, которые совсем не претендуют на то, чтобы стать реальностью. Мы фантазируем - и для удовольствия, и ради творчества. Иллюзии могут стимулировать творческий процесс, вдохновляя нас на конструирование альтернативных миров, целей и результатов. Они могут побуждать нас совершить то, на что мы раньше не отваживались.
Такой подход открывает многие двери, позволяет уверенно делать смелые заявления и принимать решительные меры. Иллюзия знания сообщает людям уверенность, необходимую для освоения новых территорий (во всех смыслах). Чтобы пускаться в новые приключения, великие путешественники должны быть уверены, что они знают больше, чем есть на самом деле.



Но дело в том, что мы все - в отношении познания - одна команда.
Вам не обязательно иметь иллюзию, чтобы быть игроком этой команды, но если она у вас есть - это знак того, что вы им точно являетесь.
Благодарите небеса, что бы ваши иллюзии были невелики.

/Стивен Сломан и Филип Фернбах | "Иллюзия знания. Почему мы никогда не думаем в одиночестве"/


Универсальная способность.
Мысль держится, пока мы...
Сила идеи.
Правильный Владыка.
Сделать шаг навстречу и не отводить глаз.
Осознанная необходимость.
Цель и цельность.

Сознание, Картина мира, Эгрегоры, Общество

Previous post Next post
Up