Универсальная способность

May 07, 2017 16:07



Культура - это набор идей, которые обуславливают в некоторых аспектах сходное поведение их носителей.
Под идеями я имею в виду любую информацию, которая может храниться в голове человека и влиять на его поведение.

На практике же культура определяется не набором строго идентичных мемов, а набором вариантов, которые вызывают слегка различные характерные линии поведения.
Некоторые из них легче, чем другие, воспроизводятся в сознании потенциальных получателей. Эти и другие факторы влияют на вероятность, с которой каждый вариант мема будет передан дальше.



Человеческое сознание перебирает множество идей, прежде чем сосредоточится на одной из них, и только малая доля из этих отобранных идей может вызывать поступки, которые кто-то сможет заметить, а из них лишь малая доля будет скопирована кем-то другим. Таким образом, подавляющее большинство идей исчезает вместе с человеком или даже раньше. Поведение людей в долгоживущей культуре поэтому определяется отчасти недавними идеями, которые скоро исчезнут, и отчасти долгоживущими мемами - исключительными идеями, которые верно воспроизводились много раз подряд.

Представление о том, что культуры эволюционируют, не уступает по возрасту эволюционным идеям в биологии.



Как и гены, все мемы содержат знания (они неявно содержат информацию, которая неизвестна их носителям, но которая тем не менее вынуждает их к сходному поведению) о том, как вызвать собственную репликацию.
Эти знания кодируются в цепочках ДНК или запоминаются мозгом.
В обоих случаях знание приспособлено к тому, чтобы вызывать свою репликацию - у него это получается увереннее, чем практически у всех его вариаций.
В обоих случаях эта адаптация - результат чередующихся циклов изменчивости и отбора.

Однако с точки зрения логики механизм копирования у генов и мемов сильно отличается.

В организмах, которые размножаются делением, в следующее поколение копируются либо все гены, либо никакие (если особи не удалось размножиться). При половом размножении копируется либо комплект генов, случайным образом выбранных у обоих родителей, либо никакие гены не копируются. Процесс копирования ДНК во всех случаях происходит автоматически: гены просто копируются - и все.
Одно из следствий этого заключается в том, что некоторые гены могут копироваться во многих поколениях, но при этом никак не проявляться (не вызывать никакого поведения). Даже если ваши родители никогда не ломали руки или ноги, гены для восстановления сломанных костей будут (исключая маловероятные мутации) переданы вам и вашим потомкам.

Мемы имеют дело совсем с другой ситуацией.
Каждый мем должен выразиться в виде поведения при всякой своей репликации. Ведь именно за счет этого поведения и только за счет него (с учетом среды, созданной другими мемами) осуществляется репликация.
Все потому, что получатель не может видеть, как представлен мем в голове его носителя. Мем нельзя скачать, как компьютерную программу.

Если он не воспроизведется, то не будет скопирован.

Вывод из этого заключается в том, что мемы обязательно воплощаются в двух различных физических формах попеременно: как воспоминание в мозгу и как поведение:



Каждая из этих двух форм должна быть скопирована (а именно переведена в другую форму) в каждом поколении мема. («Поколения» мемов - это просто последовательные случаи копирования другому индивидууму.)

С развитием технологий в цикл жизни мемов могут добавляться дальнейшие этапы. Например, поведение может заключаться в том, чтобы что-то записать, тем самым воплотив мем в третьей физической форме, что впоследствии может побудить человека, который его прочитает, осуществить другое поведение, из-за которого мем попадет в чей-то мозг.

Но у каждого мема должно быть как минимум две физические формы.

Репликатор же генов существует только в одной физической форме - в виде цепочки ДНК (в зародышевой клетке). Хотя она и может скопироваться в другое место организма путем трансляции в РНК и проявиться в поведении, но ни одна из этих форм не будет репликатором.

Идея о том, что поведение может быть репликатором, - это форма ламаркизма, поскольку предполагается, что поведение, изменившееся под влиянием обстоятельств, будет унаследовано.

Из-за того, что у мема две чередующиеся физические формы, в каждом поколении ему приходится выживать в двух разных и потенциально не связанных между собой механизмах отбора. Форме в виде памяти в мозгу приходится вынуждать обладателя воспроизвести поведение, а форме поведения приходится делать так, чтобы получатель запомнил мем и воспроизвел его.



Если бы укоренить верно копирующийся мем было бы так просто, все взрослые люди у нас отлично разбирались бы в алгебре благодаря усилиям, предпринятым, чтобы обучить их ей в детстве. Точнее говоря, все они были бы хорошими учителями алгебры.

Чтобы быть мемом, идея должна содержать достаточно замысловатое знание того, как заставить людей делать как минимум две независимые вещи: верно усвоить мем и воспроизвести его.

То, что некоторые мемы могут с высокой устойчивостью копироваться в течение многих поколений, показывает, насколько много знаний в них содержится.



Одна разгадка на обе загадки:

Первая - в том, почему творческое мышление людей было эволюционным преимуществом тогда, когда новаторства практически не было.
Вторая - в том, как возможна репликация мемов человеком, притом что их содержимое для него не наблюдаемо.

Обе эти загадки имеют одну разгадку: репликация мемов человеком происходит с помощью творческого мышления; и именно оно в ходе своей эволюции использовалось для репликации мемов.

Другими словами, с его помощью приобреталось существующее знание, а не создавалось новое. Но механизм осуществления того и другого одинаков, и потому приобретая способность к первому, мы автоматически становимся способны к последнему. Это был важный пример широкой сферы применимости, благодаря которому стало возможным все, что присуще исключительно человеку.

«Индуктивистский или ламарковский подход оперирует понятием инструкции извне, из окружающей среды. А критический или дарвинистский признает только инструкцию изнутри, изнутри самой структуры…
Я утверждаю, что инструкции извне структуры вообще не существует. Открывая новые факты и получая новые результаты, мы их не копируем и не выводим по индукции из наблюдения, равно как не применяем никакой другой метод получения инструкции из окружающей среды. Скорее при этом мы пользуемся методом проб и устранения ошибок. Как говорит Эрнст Гомбрих, «сначала созидание, потом осознание», другими словами, сначала новая, пробная структура активно создается, а потом ее подвергают проверке, чтобы, возможно, исключить».
/Карл Поппер/

Поппер мог так же легко написать, что «приобретая новые мемы, мы их не копируем и не выводим по индукции из наблюдения, равно как не применяем никакой другой метод имитации окружающей среды или получения инструкции из окружающей среды».

Передача мемов человеческого типа - мемов, значение которых для получателя в большинстве случаев не предопределено, - не может быть ничем другим, кроме как творческой деятельностью со стороны получателя.

Мемы, как научные теории, не из чего не выводятся.
Получатель создает их заново.
Они представляют собой гипотетические объяснения, которые перед тем, как кто-то вообще сможет их перенять, подвергаются критике и проверке.

Таким образом, как зачастую случалось в истории универсальности, способность человека к универсальным объяснениям развивалась не ради получения универсальной функции. Она эволюционировала, просто чтобы повысить объем меметической информации, которую могли приобрести наши предки, а также скорость и точность, с которыми они могли ее приобрести. Но поскольку для этого эволюции было проще всего дать нам универсальную способность объяснять с помощью творческого мышления, это она и сделала.

Творческое мышление является не только необходимым, но и достаточным условием для репликации мемов человека.

Этот эпистемологический факт дает не только решение двух упомянутых мною загадок, но прежде всего причину эволюции творческого мышления человека, а значит, и человеческого вида.

/Дойч Дэвид/

Культура, Человеческий мир, Мнение

Previous post Next post
Up