Тематическая кинорулетка №5. Итоговый пост

Oct 12, 2016 16:45

"Перестроечная" кинорулетка установила новый рекорд по количеству участников. Как и ожидалось, кинорулетка получилась экстремальной: кому-то повезло со случайным выбором фильма, а кому-то пришлось "пострадать за всех нас" или пережить боль "на физическом подсознательном уровне". Как минимум половина участников получила возможность "насладиться" не самыми лучшими проявлениями (пост)перестроечного кинематографа. Но и несколько скромных "жемчужин" мы все-таки нашли, плюс некоторые культовые произведения той эпохи подтвердили свой высокий художественный уровень. К вступительному тексту об этом малоисследованном пласте отечественного кино мне сейчас добавить нечего - всё примерно так и есть. Есть кое-что, чем обязательно нужно поделиться со всеми участниками и наблюдателями - это интереснейшие комментарии свидетеля той перестроечной кинодвижухи konst19791019. Вот ссылка на ветку, здесь я процитирую самое интересное:

В 81-84 гг я работал в Госкино в Главке кинопроката, а с декабря 84 по июль 87 - в Главке кинопроизводства. Правда, сам я курировал документальные студии, но в курсе того, что происходило у коллег... и вообще в системе киновласти того времени...
Волна сюжетно-тематического обострения в советском кино поднималась уже в конце 70-х. Известно, что ТЕМА легла на полку, но это же не из-за проблематики. Зато АГОНИЯ пробилась в 81-м в прокат. Следом - ПРОЩАНИЕ, ОСТАНОВИЛСЯ ПОЕЗД, ЧУЧЕЛО... Это я к тому, что, скажем, даже КУРЬЕР, или СОБЛАЗН, и тем более ЗАБАВЫ МОЛОДЫХ, и уж совсем лишний здесь альманах ИСКЛЮЧЕНИЕ БЕЗ ПРАВИЛ - никакого отношения не имеют к перестройке в кино чисто хронологически.

Хотел бы напомнить, что фильмы 1986 года снимались в 85-м, а включены в темплан Госкино они были в 84-м или раньше (была масса названий, переходивших в планах производства из года в год, прежде чем они запускались-таки).
Или вот МАЛЕНЬКАЯ ВЕРА. Ну да, вышла она в 88-м. И наверное, популярной стала именно потому, что дорога ложка к обеду. Но сценарий был утвержден в Госкино и даже опубликован массовым тиражом, и снимался бы фильм все равно, вне зависимости от перестройки.

Реальная перестройка, на уровне властных структур, и не думала начинаться до 87-го года. И первый молодежный СЭ (1.4.1987) вызвал разные эмоции в среде самих киношников, в том числе и на уровне "что себе позволяют эти сосунки?!" Так что ваша фраза "фактически исчезла цензура" к киносфере не имеет отношения вплоть до 2-й половины 1987-го, пожалуй. Забавно, оглядываясь в тот год, вспоминать, что я подал заявление об увольнении из сценарно-редакционной коллегии в июле 1987-го именно по причине личной уверенности: мое начальство (и почти все мои коллеги, хочу заметить) настолько насмерть стояло против любых перестроек в кино, свирипея день ото дня, что надеяться на свет в конце этого туннеля, казалось мне, было совершенно безнадежно. Потому не в 85-м и не в каком-то другом году, а все-таки в 88-м начали появляться фильмы, связанные с перестройкой. ВОРЫ В ЗАКОНЕ вроде бы были первой крупной "кооперативной" картиной.

***
Что я наблюдал во 2-й половине 70-х (когда учился)? Есть режиссерское поколение старшее, назовем его "довоенное" (Герасимов, Райзман, Ромм и т.д.) - им есть что сказать. Есть поколение среднее, "послевоенное" (пришедшее с войны, точнее: Чухрай, Хуциев, Тодоровский...) - им есть что сказать. Есть поколение молодое, набравшее силу в 60-е, и не обязательно в режиссуре (Тарковский, Шукшин, братья Михалковы, Климов, Губенко...) - им есть что сказать. Всем им было что сказать от имени поколения. А кто в это время рядом со мной? Из тех, кто только-только начал говорить с экрана или вот-вот начнет? Да, Абдрашитов. Да, Асанова. Да, Сокуров. Да, еще несколько имен мы назовем. И все они будут режиссерами, говорящими только от себя лично. Новой поколенческой волны в конце 70-х не было. И в середине 80-х - не было. Когда новые молодые режиссеры увидели, что говорить можно и нужно, оказалось, что им сказать нечего. Кроме хриплого истерического вопля, ничего не вырывалось из их коллективного и личного нутра. Это особенно хорошо стало заметно, когда образовалась такая формация, как Молодежные секции в Союзе кинематографистов. Я тоже рвался на сборы секции молодых критиков, тоже выступал. Молодые режиссеры собирались... Молодые операторы... По возрасту нам всем (в большинстве) было уже за 30, кому-то и за 40, но мы же все хотели, чтобы теперь и нам дали порулить...

Критический уровень безумия - это, пожалуй, вы точно выразились. Каждый из нас по отдельности был вполне вменяемым и разумным человеком, умевшим рассуждать о кино, и не только о кино. Собираясь вместе, мы резко теряли индивидуальность... Не один год ушел на то, чтобы я понял: ничего не меняется! Нет, не так... Ничего не меняется в лучшую сторону. В худшую - да. Именно новое поколение (не без некоторого участия кое-кого из наставников) разрушило построенное до них, но ничего не построило взамен. И я, получается, к этому имел отношение. И не важно, что я не призывал свергать Кулиджанова или Бондарчука... Когда стало понятно, что такое явление, как "советский кинематограф", похоронено, мне пришло в голову построить хоть что-то свое, маленькое, персональное, интимное, но - построить.

Может, мои бывшие сотоварищи тоже что-то построили. Но точно не новый кинематограф, о котором они (мы) все хором кричали. Я дистанцировался от них еще в середине 90-х, но глаза у меня есть, чтобы видеть: нового российского кинематографа пока еще нет. Разве что в неигровом кино пробиваются свежие ростки... Если их не затопчут, то шанс есть...
Об ощущении грядущей катастрофы. Возможно, я ошибаюсь, что киношная среда массово вздрогнула, когда ОСТАНОВИЛСЯ ПОЕЗД. И любое публичное обсуждение грозило тем, что вслух будет произнесено: "Этот фильм - обвинение всей системе поголовной лжи и пофигизма, которая стала к началу 80-х основой государственного строя". Если вспомнить, что абдрашитовский же ПОВОРОТ был обвинением еще не системе, но персонально - отдельно взятому советскому человеку... Если вспомнить, что потом АРМАВИР стал абсолютно шокирующим предвидением крушения гигантской страны... В свете этого перечисления получается, что Вадим Абдрашитов - самый перестроечный из всех перестройщиков.

Теперь перейдем к списку отзывов/рецензий, всего их на данный момент набралось 26 28. Если появятся отзывы от опоздавших, они появятся здесь в виде апдейтов.

Австрийское поле (1991, Андрей Черных) от pol_ned
Взломщик (1987, Валерий Огородников) от sirin_chgk
Высший класс (1991, Михаил Мельниченко) от philip_marlow
Город (1990, Александр Бурцев) от vasiliitierkin
Город Зеро (1989, Карен Шахназаров) от beauty_spirit
За последней чертой (1991, Николай Стамбула) от breta
Интердевочка (1989, Петр Тодоровский) от i_ty_toje
Имитатор (1990, Олег Фиалко) от imperators87
Кикс (1991, Сергей Ливнев) от a_garvey
Макаров (1993, Владимир Хотиненко) от wildfish
Мария Магдалина (1990, Геннадий Воронин) от adzhaya
Мигранты (1991, Валерий Приёмыхов) от dfs_76
На тебя уповаю (1992, Елена Цыплакова) от 3loy3ebr
Небеса обетованные (1991, Эльдар Рязанов) от lbidarka
Официант с золотым подносом (1992, Роман Цурцумия) от altereos
Папашка и мэм (1990, Александр Марьямов) от kitmq
Первый этаж (1990, Игорь Минаев) от Gelu Mcallister
Проснуться в Шанхае (1991, Николай Седнев) от dao_nyxa
Сломанный свет (1990, Вера Глаголева) от ancox
Соблазн (1987, Вячеслав Сорокин) от hmm_danone
Сэнит Зон (1990, Ефим Гальперин) от bellatuk
СЭР (1989, Сергей Бодров) от maxandmum
Тело (1990, Никита Хубов) от richteur
Тихий ужас (1989, Виктор Приходько) от nika_sc
Цензуру к памяти не допускаю (1991, Александр Пороховщиков) от fembot2
Четыре листа фанеры, или Два убийства в баре (1992, Иван Гаврилюк, Сайдо Курбанов) от jacob_burns

UPD: Жизнь-женщина (1991, Жанна Серикбаева) от orionthegamer
UPD2: Дюба-дюба (1992, Александр Хван) от alex_mclydy

Вне конкурса:
Мастер востока (1992, Александр Казаков) от Gelu Mcallister
Экстрасенс (1992, Геннадий Глаголев) и Маленькая Вера (1988, Василий Пичул) от breta

Выбираем лучший пост (внимание! не лучший фильм, а лучший отзыв/рецензию). Можно выбрать от 1 до 6 авторов. Т.е. максимум можно поставить ШЕСТЬ отметок. При желании можно отметить 1, 2, 3, 5 или 6 авторов. Для голосования приглашаются как участники, так и наблюдатели. Голосование завершится в субботу примерно в 15-00 МСК, после чего появится отдельный пост с объявлением победителей. В опрос добавлены и те, кто пока не сделал пост для кинорулетки, чтобы была возможность проголосовать за "опоздавшие" отзывы.

Poll

кинорулетки

Previous post Next post
Up