В рамках участия
тематической кинорулетки «(пост)перестроечное кино» мне выпал фильм 1991 года «Австрийское поле» Андрея Черных. С одной стороны, можно поблагодарить случай, волей которого увидел фильм, о котором никогда даже не слышал, а он явно стоит того, чтобы его посмотреть. С другой стороны, «Австрийское поле» совершенно не вписывается в контекст заданной темы и максимально абстрагировано от всего того, с чем традиционно принято идентифицировать кино той эпохи. Более того, случись увидеть его действительно в хорошем качестве, определить, когда именно он был снят, оказалось бы достаточно проблематично, потому что фильм напрочь лишен примет времени, действие происходит в усредненно-европейском пространстве, выдержанном в стиле модерн, а персонажи облачены в изысканные винтажные одеяния, изъясняясь при этом исключительно высоким слогом («Я люблю забыть с вами время», «Смелость и пошлость у женщины… почти идеальные синонимы»). Лишь единожды проскальзывает обращение «товарищи», но воспринимается этот неожиданный пассаж куда более сюрреалистично, нежели фантазии женщины о посещении подвала, из темноты которого к ней крадутся мужчины.
Красота «Австрийского поля» проникнута упадком и медленным умиранием, а режиссер вкладывает в уста героини фразу о том, что «время сейчас мертвое». Персонажи тотально лишены возможности понять друг друга и сблизиться, кто-то лишен зрения, у кого-то проблемы с тактильным восприятием реальности. Все они как сомнамбулы, заплутавшие в чужих снах. Ощущение сна возникает с первых кадров и не покидает уже до самого финала. Этот сон лишен четкого сюжета, а слишком многозначительные монологи персонажей, произнесенные с паузами и надтреснутыми голосами, повергают в транс, из которого если и выходишь, то лишь для того, чтобы ощутить щемящую тоску. Возможно, отчасти это является отражением морального состояния общества тех лет, но мне все же так не кажется и воспринимаю «Австрийское поле» как абсолютную вещь в себе. Более того, я не уверен, что фильм наделен каким-либо глубоким смыслом, но это уже и не столь важно, ведь он так красив, что эстетическое наслаждение самодостаточно в данном случае, как и угадывание источников, влияние которых ощущается на режиссера - Тарковский, Джармен, Жулавски, может быть даже Бутонна… Наверняка, в фильме множество других ассоциаций, которые я просто не считал, не обязательно из мира кино. Трудно не угадать, например, аллюзий к картинам Питера Брейгеля ,а сколько их еще может быть - каждый может поиграть в эту головоломку сам.