Мастера короткометражной анимации, выпуск №34
"Загребская школа" - направление, знакомое всем, кто более-менее серьезно интересуется авторской анимацией. Созданная в середине 1950-х в столице республики Хорватия (в составе СФРЮ) студия "Загреб Фильм" на несколько лет стала одним из самых значимых центров анимации в мире. Заговорили о "загребской школе" как об анимационном направлении в конце 50-х, когда несколько мультфильмов показали на Каннском фестивале. "Золотым веком" направления считаются года 1958-1962. В то время в Хорватии творили десятки талантливых аниматоров - кто-то из них стал легендой, кто-то забыт навсегда. Далеко не все созданные на загребской студии мультфильмы доступны для просмотра на данный момент.
Самым известным и самым титулованным аниматором из той команды является Душан Вукотич. Так сложилось, что именно Душан воплотил в своем творчестве лучшие находки "загребской школы", которую в лучшие ее годы противопоставляли завоевавшему мир диснеевскому стилю. Югославские мультики уникальны тем, что сделаны в совершенно другом стиле, при этом не уступали по зрелищности "диснеевщине" и даже превосходили ее в интеллектуальном плане. Основа диснеевского стиля - кривые линии, округлые формы, анатомичность персонажей, красочность картинки. Такой стиль максимально комфортен для восприятия зрителями любого возраста. В первое время и югославы придерживались диснеевских канонов, но однажды им всё это надоело. И вот что они придумали:
- преобладание прямых линий и острых углов вместо кривых линий и круглых форм
- плоское пространство вместо эффекта объемности
- нарушение всех законов анатомии ("антианатомический метод")
- отказ от диалогов, особое внимание уделяется музыкальному сопровождению и звуковым эффектам
- усиление сатирической направленности, преувеличение до уровня гротеска
Нарушив все правила создания популярной анимации, Душан Вукотич и его сподвижники одержали локальную победу над диснеевщиной. Их мультфильмы в течение 5-7 лет получали кучу наград на всех заметных анимационных фестивалях. Однако в стратегическом плане победа югославов ничего не значила: к середине 1960-х энтузиазм затих. Мультфильмы на Загребской студии создавались еще долго - до начала 1990-х. Некоторые режиссеры заявляли о себе на короткое время, но в целом "загребская школа" ушла в прошлое. Сейчас об этом явлении в анимации говорят в большей степени как об историческом событии, повлиявшем на развитие европейской (и советской в частности - см.
Хитрук) авторской анимации.
Теперь перейдем к нашему Душану Вукотичу. Сейчас доступны 12 его мультиков, не считая рекламных роликов середины 50-х. Первым в фильмографии идет "Как родился Кичо" (1951), сделанный еще до создания студии "Загреб Фильм". Мультик интересен как исторический артефакт, ничего особенного собой не представляет. Видно, что создателям еще не хватает мастерства. "Настоящий" Вукотич начинается с 1955 года - аниматор выпускает несколько отличных мульт-пародий на популярные киножанры. Важно отметить, что Вукотич трудился одновременно в качестве сценариста, художника и постановщика.
1955 - Шаловливый робот.
Научно-фантастическая комедия о последствиях создания искусственного интеллекта.
1957 - Ковбой Джимми
Пародия на американские вестерны, в которой использован прием перехода персонажа с той стороны экрана в реальный мир.
1958 - Абракадабра
Сложно утверждать, является ли мультфильм пародией на советский кинофильм "Старик Хоттабыч" 1956 года, но в сюжетах есть много общего. Мальчик "впускает" в реальный мир волшебника, и начинается чехарда.
1958 - Большой страх
Пародия на фильм ужасов. Несмотря на обилие жутких сцен, никакой мистики в истории нет: герой просто начитался страшных книжек.
1958 - Концерт для автомата
Пародия на криминальные фильмы. Интересно показана суета большого города. Удивляет большое количество убийств, поэтому мультик, пожалуй, нельзя назвать детским.
1958 - Мститель
Пародия на мелодраму. Измена, ревнивый муж, месть...
1959 - Корова на Луне
Пародия на фантастические фильмы о космических полетах.
На рубеже десятилетий мультики Душана Вукотича становятся менее детскими и более взрослыми. На первый план выходит сатира. В 1961 году появляется "Суррогат" - самый известный фильм Вукотича, получивший премию Оскар, обойдя один мультик студии Диснея и три от Warner Bros. "Суррогат" высмеивает потребительское отношение к жизни, погоню за материальными благами. Все-таки я не могу сказать, что это лучшая работа Душана, но понятно, почему она прославилась - за счет удачного сочетания юмора, иронии, оригинальных образов и актуальных идей. В "Суррогате" многие увидели сатиру на капиталистическое общество, но вряд ли аниматор всерьез думал об этом.
Есть пара мультиков о конфликтах, с главной идеей "давайте жить дружно!". В "Пикколо" (1959) мы видим конфликт соседей, возникший на ровной месте. Напоминает "Соседей" (1952)
Нормана Макларена.
"Игра" (1962) сочетает в себе анимацию и киносъемку детей-актеров. Здесь Душан Вукотич в игровой форме выходит на серьезную проблему конфликта мужского и женского мировоззрения. Поразителен контраст между детской игривостью в начале фильма и жуткой символикой в конце. Некоторые кадры напоминают кровавые сцены из джалло.
В 1969 году выходит самый странный мультфильм Вукотича - "Искусство ради искусства", далекий от стилистики "загребской школы". Это социально-философская зарисовка с параноидальными мотивами, разгадать смысл которой с первого раза не так уж и просто. Центральный персонаж - фокусник, проходящий путь от славы до безумия. Возможно, режиссер отразил в этой работе свои переживания и страхи, но нам известно слишком мало фактов из его биографии, чтобы найти четкую связь.
В середине 1960-х Душан Вукотич работает в игровом кино, мультфильмы позднего периода, к сожалению, недоступны. В завершение хочу поделиться ссылкой на документальный фильм Вукотича о том, как создавались легендарные мультики на студии "Загреб Фильм" - "
1001 рисунок".
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).