[Сюжет]У Леонида, продюсера известной певицы Жанны Плавской возникла большая проблема: его подопечная стала наркоманкой. В поисках решения он обращается даже к экстрасенсу, и только получает ответ, что вылечить её нельзя. А терять курицу, несущую золотые яйца не хочется. И он решает использовать подмену. Где-то в провинции находят двойника - парикмахершу по имени Ануся, которая хорошо себя показала на конкурсе двойников, и которой неустроенность в быту и в личной жизни довели до решимости согласиться на любое предложение, которое даёт шанс изменить жизнь. Анусю привезли в в Москву и поселили в большой квартире Жанны в одной из сталинских высоток. Сама Жанна проводила время от дозы до дозы запертой в своей спальне, пока Ануся проходила жесткую программу физической тренировки, а затем - изменение внешности и обучение манерам. Накануне первой съёмки, в которой Ануся должна была подменить Жанну, её предоставили свободный вечер. Вместо того, чтобы выйти в город и, например, сходить в кино, Ануся, подобно жене Синей бороды открыла дверь, которую ей запрещали трогать. В полубезумии наркотической ломки Жанна приняла её то ли за собственную копию, то ли за галлюцинацию, но потом они вместе отправились туда, куда хотела Жанна - а она хотела получить ампулу с наркотиком. Следующим утром Леонид обнаружил, что у "Жанны" в спальне певицы нет шрамов от попытки самоубийства на руках, а у "Ануси" в гостевой спальне зато имеется наркотическая ломка. Отказываться от планов он в итоге не стал - слишком много было вложено, и слишком многое будет потеряно, если Анусю отправится обратно в провинцию... Осталось только поменять Жанне прическу и довести её до такого состояния, чтобы она выбросилась из предусмотрительно открытого окна, и дать Анусе выучить версию, которую она расскажет после "самоубийства уволенной помощницы, приехавшей из глуши в Москву на заработки". Всё прошло почти чётко по плану. А после похорон Леонид обнаружил, что "Ануся" в машине делает себе инъекцию наркотика. И под снятым париком обнаруживается короткая стрижка...
Во многих отношениях фильм типичен для перестроечного кино. Мрачная реальность - от обшарпанных подъездов до доведенных до отчаяния безденежьем людей, рядом - первые проявления роскоши, новая эстетика в поп-культуре, экстрасенсы и - наркомания. Тема и сюжет фильма преднамеренно эпатажны. Мало того, что еще лет за пять до выхода фильма никто бы не дал снять в СССР фильм, в котором показана грязь реальной жизни, так к этой реальности еще добавлены детали, которые для большинства зрителей всё еще были далеки. Но дистанция от скандалов, устроенных женой мужу, пойманному в постели с любовницей до планов циничного убийства ради сохранения доходов выглядит уже минимальной, и речь одной из героинь картины на тему того, какой следует быть уважающей себя женщине, звучала практически программно для многих молодых женщин тех лет - по крайней мере тех, кто ставил перед собой цель выбиться "наверх". С другой стороны столь же характерен для перестроечного кино низкий технический уровень фильма, который мы видим в "Киксе". По правде говоря я уже успел подзабыть, как оно было в то время, и на фоне современного кино звук в фильма кажется совершенно неестественным, значительная часть изображения теряется во мраке, а цвет почти лишен полутонов. Что-то, наверное, можно было бы списать на качество видео файла, но фильм воскресил в памяти то, что я смотрел в то время - да, примерно так оно было и в "оригинальных" копиях в кинотеатрах на фильмах того времени.
Но достаточно о плохом. Есть как минимум три детали, которые делают этот фильм достойным упоминания. Во-первых, песни Инны Желанной. Они мне понравились и по текстам, и по звучанию они. Жаль, что я не слышал в то время. Во-вторых, игра Евдокии Германовой. Это только кажется, что сыграть "сумасшедшего" просто, на самом деле чтобы сделать это реалистично и интересно нужны талант и профессионализм. Я в последние годы обращаю в фильмах внимание на подобные роли, и могу сказать, что игра Германовой смотрится весьма достойно в ряду с известнейшими актерами и актрисами. Ну и наконец собственно сюжет. Не скажу, что Ливневу удалось обыграть его максимально эффектно, но сама по себе основа сюжеты выглядит достойной рассказа Стивена Кинга или Эдгара Алана По. И финальная сцена удачно сделана так, что оставляет зрителю пространство для выбора: что же произошло на самом деле.
Резюме: если бы чернушность и техническая сторона, фильм мог бы привлечь внимание критиков и зрителей не только в России, но и за рубежом.