Официант с золотым подносом (1992, Роман Цурцумия)

Oct 04, 2016 13:28

Для тематической рулетки №5 "Перестроечное кино".

Перестроечное кино - почти неисследованный пласт, в котором, если хорошо порыться, можно найти кучу "скрытых жемчужин". Мне вот повезло: волею жребия мне выпала - пускай бледноватая и угловатая, но жемчужинка.



Вряд ли имя Романа Цурцумия кому-то из нас известно. Удалось выяснить, что Роман Северьянович родился в Грузии, в 1970-е годы работал кинооператором (закончил соответствующий факультет ВГИК), в 80-е пошел в режиссеры, а потом стал... искусствоведом. В 1990-е годы читал курс лекций "Форма и стиль" на режиссерском факультете ВГИКа, а несколько лет назад вышла его книга с тем же названием. О режиссерском таланте Цурцумия мы можем судить только по одной его доступной работе, которой посвящен данный пост. Какой-то талант, пожалуй, присутствует, и мне было бы интересно посмотреть другие его фильмы. "Официант с золотым подносом", будучи по духу перестроечным фильмом, аккуратно обходит все худшие черты этого кинонаправления. Режиссеру бы кинопленку качественную, немного подтянуть сценарий и монтаж - получилось бы чудо-кино!



"Официант с золотым подносом" радует интересным смешением жанров (лично у меня всегда вызывает уважение умение режиссера грамотно комбинировать жанры): фильм начинается как социальная драма, потом перетекает в комедию абсурда, а в целом это вообще притча с библейскими аллюзиями. Эпиграф с цитатой из Евангелия (см.скрин выше) выражает не главную мысль, а завязку фильма.



Главный герой - официант Алеша (Александр Абдулов), самый ценный сотрудник элитного ресторана где-то на Юге (то ли Крым, то ли Одесса). Богатые клиенты заваливают чаевыми приятного и обходительного молодого человека. Свою долю получает и хозяин ресторана. К началу действия у Алеши есть шикарный особняк, Мерседес, жена, любовница - в общем, все возможные для конца 80-х материальные блага. Затем с героем происходит то, что написано в эпиграфе: "приобретя мир", он понимает, что "повредил душе".



"Тело ваше здорово, но душа больна!" - говорит ему доктор. Очень кстати сын Алёши оказывается кришнаитом, призывающим отца отказаться от всех материальных благ. Что тот и делает. Мы наблюдаем преображение меркантильного официанта в "нового Иисуса", который несет правду в народ, таская за собой, словно крест, транспарант "Долой взятки! Долой чаевые! Долой ложь!".



Далее начинается настоящее перестроечное кино - комедия абсурда с безумными сценами, от некоторых хочется визжать от восторга (например, явление духа Сталина и поддакивающая ему скульптура Ленина). От библейских мотивов не остается и следа: перестроечный бардак в головах и в окружающем мире подавляет любые попытки героя осознать свою жизнь и определить дальнейший жизненный путь. "Официант с золотым подносом" отлично отражает коллективное сознание постсоветских людей, в котором господствовал хаос. Всё перемешалось в головах: советская идеология, личная нравственность, вечные заповеди, древняя мудрость и т.д.



Никакого "нового мессии" из Алеши не получилось. Система извратила, перевернула все его благие устремления. Официанту пришлось вернуться в систему - а других вариантов и не было. Роман Цурцумия показывает постперестроечное время как некий экзистенциальный лабиринт, из которого нет выхода (вспоминается "Город Зеро" Шахназарова). Религия, секта, эмиграция или отшельничество - везде тупик, везде тебя достанут. Хоть и показаны эти интересные идеи иногда коряво - это, пожалуй, самый серьезный недостаток фильма.



Кто-то будет недоволен отсутствием четкой мысли, которую хотел бы донести до нас режиссер, но для перестроечного кино этого, на мой взгляд, не следует ожидать. Главная ценность таких фильмов - не мысли и идеи, а передача неповторимой безумной атмосферы в период социально-политических катаклизмов. Роман Цурцумия сумел это сделать без фирменной перестроечной чернухи, а фирменной перестроечной эротики здесь совсем чуть-чуть.

Оценка: 7/10
Previous post Next post
Up