Л.Шейнин. Немые свидетели

Dec 02, 2020 11:12


Л.Шейнин || « Известия» №283, 2 декабря 1945 года

СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: Все средства связи - на обслуживание избирательной кампании. Беседа с народным комиссаром связи СССР тов. К.Сергейчуком. (1 стр.). Соревнование автозаводских кузнецов разгорается с новой силой. (1 стр.). Речь тов. М.И.Калинина на торжественном заседании XIV пленума ЦК ВЛКСМ 28 ноября 1945 г. (2 стр.). В Совете Народных Комиссаров СССР. О мероприятиях в связи с возвращением армян из-за границы в Советскую Армению. (2 стр.). Б.Агапов. На строительной выставке. (2 стр.). К.Смирнов. Большая энергетика Урала. (2 стр.). Письма из Нюрнберга. Л.Шейнин. Немые свидетели. А.Трайнин. Искатели «юридических щелей». (3 стр.). Программная речь венгерского премьер-министра Тильди. (3 стр.). Н.Дедков. По городам Польши. (4 стр.). Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге. (4 стр.). Народы Югославии приветствуют провозглашение Югославии республикой. (4 стр.).

# Все статьи за 2 декабря 1945 года.

Письма из Нюрнберга




Десять дней идет Нюрнбергский процесс. Сдержанно и терпеливо перечитывается на суде, страница за страницей, страшная книга германского фашизма. Еще совсем недавно замолк грохот артиллерии и свист падающих бомб и народы только начинают привыкать к миру и тишине. Теперь они узнают секреты дьявольской лаборатории, породившей войну. Гитлеровская Германия разгромлена. Ее руководители на скамье подсудимых, отсюда у них только один путь - к виселице.

История уголовного права не знает процесса, который бы охватывал такой круг преступлений по масштабам, по тяжести последствий, по длительности их совершения. Они - эти преступления - продолжались более десяти лет. Они непосредственно затронули почти двадцать стран. Они выразились в убийстве миллионов. Они причинили ущерб, который трудно себе вообразить. Они были совершены методами, которых никогда не регулировали криминалисты. Они были задуманы, подготовлены и осуществлены громадным количеством подстрекателей, организаторов, пособников и исполнителей. Международный Военный Трибунал создан впервые в истории. Он не имеет прецедента. Его судопроизводство знает три языка, но его судьи должны найти один общий язык. Это язык человеческой совести, справедливого возмездия убийцам. Такой язык звучит одинаково по-русски, по-английски и по-французски.

Трибунал действует в соответствии с уставом, выработанным для него. Устав определяет состав преступления, которое вменяется в вину подсудимым. Устав устанавливает процедуры суда над военными преступниками. Суд происходит публично, подсудимые имеют защитников, обвинители обязаны представить доказательства виновности подсудимых, хотя они общеизвестны, а подсудимые и их адвокаты могут оспаривать эти доказательства. Состязательный принцип уголовного процесса сохранен, процессуальные гарантии предоставлены, судебная процедура соблюдена, состав преступления точно определен. Перед нами правосудие, а не расправа.

Конечно, все подсудимые вместе и каждый из них в отдельности должны быть удивлены. У них это делалось проще, без процессуальных гарантий и без уставов, без защитников и без суда. Просто вешали и просто сжигали. Просто удушали в «душегубках« и в газовых банях. Просто убивали голодом или зарывали заживо. Просто варили из человеческого тела мыло, набивали матрацы женскими волосами, делали бумажники из человеческой кожи.

Но, удивившись, они быстро пришли в себя и в самом начале процесса забормотали о «юрисдикции«. Правомочен ли Международный Трибунал судить их? Заговорили защитники. Может ли иметь уголовный закон обратную силу? Могут ли страны-победители судить без участия нейтральных государств?

В противовес подобным путям обвинение идет по широкой и прямой дороге публичного представления доказательств. Пока на суде фигурируют «немые свидетели» - документы. Убедительна точность их показаний! Они, эти свидетели, ничего не забыли, не перепутали. Обстоятельно и спокойно выслушивает их показания суд. Тишина, царящая в зале, залитом мягким и чистым светом, неторопливая речь обвинителей, многочисленные схемы, демонстрируемые по ходу процесса, множество об’ективов, неслышно фиксирующих все происходящее в зале суда, - все это очень напоминает научно-исследовательскую клинику в разгаре работы. Здесь и в самом деле заняты исследованием микробов коричневой чумы, хлынувшей на мир. И на скамье подсудимых как бы распластаны под линзами судебного микроскопа главные зародыши чумы. В этом значение процесса, призванного не только осудить преступников, сидящих на скамье подсудимых, но и всю систему фашизма, которым они руководили, призванного со всей достоверностью вскрыть и исследовать корни этой системы и почву, на которой она взошла.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Когда человек умирает от страшной и заразной болезни, его труп вскрывают не для того, чтобы уточнить факт - смерти, а для того, чтобы выяснить ее причины. И сейчас мы присутствуем при патолого-анатомическом вскрытии зловонного трупа германского фашизма. Мы узнаем, какие органы были прежде всего поражены в теле Германии, как распространялась дальше злокачественная опухоль, как она постепенно убивала все живое в этом теле. Судебный скальпель беспощадно и точно вскрывает историю и течение болезни, и будущий приговор прозвучит не только как акт возмездия, но и как грозное предостережение против миазмов гитлеризма. Это будет не только приговор, но и диагноз. Он скажет: осторожно, это чума.

На суде демонстрировались кинодокументы, зафиксировавшие немецкие концлагеря. Кинооператоры, заснявшие их, удостоверили под присягой, что с’емки сделаны без всякой режиссуры, без ретуши, без последующего монтажа.

Впрочем, не было нужды в присяге - кадры говорили сами за себя, кадры сами присягали суду в правдивости своих указаний, и в зале был выключен свет, и только скамья подсудимых была снизу освещена. С первых же кадров Шахт демонстративно отвернулся и так просидел больше часа, спиною к экрану, пока не кончился фильм. Нейрат не выдержал и начал всхлипывать. Геринг судорожно вцепился толстыми пальцами в деревянный барьер, но не мог оторвать глаз от экрана. Франк дергался в нервных конвульсиях. Подсудимые впились в экран.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Они видели, как еле передвигали ноги скелеты, обтянутые дряблой кожей, хранящей следы истязаний. Горы трупов, огромные печи для сжигания людей, оборудованные по последнему слову техники, газовые камеры, орудия пыток, пепельницы из человеческих черепов и безделушки из берцовых костей, детей, множество детей, которых еще не успели убить, но которые уже не выживут - настолько они истощены и измучены.

И этот фильм был очередным немым свидетелем.

Но вот фильм окончен и свет в зале включен. Стоящий рядом с Герингом рослый американский солдат шатается. Слезы текут из его глаз и он не пытается их удержать. Встают подсудимые. Стеною против них встают обвинители и журналисты. Они молча глядят на подсудимых. Так продолжается пять, десять, может быть, пятнадцать минут. Никто не произносит ни слова. И никто не хочет уходить.

Это была немая сцена, выразительнее которой не может быть ничего. Лица подсудимых постепенно заливало покойницкой синевой. Они не раскаивались, они испугались. Они поняли, что расплата неминуема.

Может быть, поэтому на следующий день перестал кривляться Гесс. Может быть, он понял, что хотя все происходит в Нюрнберге, но на сей раз - это суд, а не балаган. Он испугался и понял бессмысленность дальнейшей симуляции. Отшвырнув в сторону полицейский роман, который он все время читал, Гесс встал и отчетливо произнес:

- Я благодарю своего защитника за то, что он поддерживал версию моей невменяемости. Но я больше не стану симулировать. Я не нахожу в этом смысла...

Мы тоже не находим смысла, как, впрочем, не находили и раньше. Довольно кривляться! //Л.Шейнин.

☆ ☆ ☆

02.12.45: Л.Леонов: Фашистский змий ("Правда", СССР)
02.12.45: А.Трайнин: Искатели «юридических щелей» ("Правда", СССР)
02.12.45: Обозреватель: Международное обозрение ("Правда", СССР)

01.12.45: Вс.Вишневский: Провокаторы и убийцы ("Правда", СССР)
01.12.45: Д.Заславский: Волчья голова и волчий хвост ("Правда", СССР)
01.12.45: И.Эренбург: Мораль истории || «Известия» №282, 1 декабря 1945 года

Ноябрь 1945 года:

30.11.45: Д.Заславский: Разбойничий план Барбаросса ("Правда", СССР)
30.11.45: Вс.Вишневский: Террор и провокации - оружие гитлеризма ("Правда", СССР)

29.11.45: Вс.Вишневский: Заговор гитлеровцев против мира ("Правда", СССР)
29.11.45: Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге ("Правда", СССР)

27.11.45: И.Эренбург: Письма из Югославии* ("Известия", СССР)
27.11.45: Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге ("Известия", СССР)

26.11.45: Вс.Вишневский: В Нюрнберге ("Правда", СССР)

25.11.45: Р.Кармен: Из зала суда || «Известия» №277, 25 ноября 1945 года
25.11.45: Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге ("Правда", СССР)
25.11.45: Документ о подготовке Германии к войне против СССР ("Правда", СССР)
25.11.45: Да здравствует Советская Армения! ("Известия", СССР)

24.11.45: Л.Шейнин: Суд идет || «Известия» №276, 24 ноября 1945 года
24.11.45: Речь главного обвинителя от США Джексона ("Правда", СССР)
24.11.45: Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге ("Правда", СССР)

23.11.45: Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге ("Правда", СССР)
23.11.45: А.Твардовский: В родных местах* ("Известия", СССР)

22.11.45: Д.Заславский: Германский фашизм перед судом народов ("Правда", СССР)
22.11.45: Братья Тур: Солдатская дружба || «Известия» №274, 22 ноября 1945 года

21.11.45: Начался процесс главных немецких военных преступников ("Правда", СССР)
21.11.45: И.Эренбург: Письма из Югославии* ("Известия", СССР)
21.11.45: А.Твардовский: В родных местах ("Известия", СССР)

20.11.45: Верный соратник Ленина и Сталина ("Известия", СССР)

18.11.45: Слава советской артиллерии! ("Известия", СССР)
18.11.45: Л.Кудреватых: Пушка «зверобой» ("Известия", СССР)
18.11.45: Н.Яковлев: Ударная сила Красной Армии ("Известия", СССР)
18.11.45: А.Шестак: Живая повесть || «Известия» №271, 18 ноября 1945 года

16.11.45: И.Эренбург: Письма из Югославии* ("Известия", СССР)

15.11.45: Суд над палачами из гитлеровского концлагеря в Бельзене ("Правда", СССР)

14.11.45: И.Эренбург: Письма из Югославии ("Известия", СССР)

13.11.45: И.Эренбург: Народный фронт победил ("Известия", СССР)
13.11.45: Братья Тур: Вечная слава! || «Известия» №267, 14 ноября 1945 года
13.11.45: Е.Кригер: Письма с Тихого океана. 5. Спустя 40 лет ("Известия", СССР)

12.11.45: М.Брагин: Гвардейцы-кантемировцы ("Правда", СССР)
12.11.45: И.Золин: Памятник воинам, павшим в боях за Берлин ("Правда", СССР)

11.11.45: И.Эренбург: Второе рождение ("Известия", СССР)

10.11.45: Т.Тэсс: Мирные люди || «Известия» №264, 10 ноября 1945 года
10.11.45: Да здравствует и да процветает наша Великая Родина! ("Известия", СССР)
10.11.45: Парад частей Московского гарнизона на Красной площади 7 ноября 1945 года! ("Известия", СССР)

09.11.45: С.Крушинский: Пушки в чехлах ("Правда", СССР)
09.11.45: Закрепим достигнутую победу ("Правда", СССР)

08.11.45: А.Сурков: С именем Сталина ("Правда", СССР)
08.11.45: Исторический праздник советского народа ("Правда", СССР)

07.11.45: Н.Жданов: В Ленинграде || «Известия» №263, 7 ноября 1945 года
07.11.45: М.Исаковский. Первый тост || «Правда» №266, 7 ноября 1945 года
07.11.45: В.Молотов: 28-я годовщина Великой Октябрьской Социалистической революции ("Правда", СССР)

05.11.45: Б.Полевой: Народ героев, народ-герой ("Правда", СССР)
05.11.45: Д.Заславский: Пафос строительства ("Правда", СССР)

04.11.45: Е.Кригер: Письма с Тихого океана. 4. В Дайрэне ("Известия", СССР)
04.11.45: Е.Браганцева: Братство ("Известия", СССР)

03.11.45: И.Бачелис: О люнебургском процессе ("Известия", СССР)
03.11.45: Е.Кригер: Письма с Тихого океана. 3. Порт-Артур ("Известия", СССР)
03.11.45: Ф.Головатый: Слово советского крестьянина ("Известия", СССР)

02.11.45: Е.Кригер: Письма с Тихого океана. 2. Через пустыню и горы ("Известия", СССР)

Газета «Известия» №283 (8893), 2 декабря 1945 года

декабрь 1945, газета «Известия», Нюрнбергский процесс, 1945

Previous post Next post
Up