От Крюкова канала, где я остановился в прошлой части своего рассказа, до Исаакиевской площади быстрее всего можно добраться по набережной реки Мойки. Но я решил немного удлинить свой путь и сначала отправился к единственному в Санкт-Петербурге месту, откуда видно сразу семь мостов.
Крюков канал начинается у северо-восточной окраины острова Новая Голландия - уникального памятника промышленной архитектуры раннего классицизма.
Крюков канал прорыт от Адмиралтейского канала в районе площади Труда до Фонтанки.
Первоначально канал был прорыт в 1719-1720 годах от Невы до Мойки в транспортных целях. С 1738 года он получил своё современное название по имени подрядчика Семёна Крюкова. При строительстве Благовещенского моста часть, проходившая через площадь Труда, была заключена в трубу, которая сохранилась до наших дней.
Матвеев мост был построен в 1784-1786 годах, в период возведения гранитных набережных канала, по типовому для мостов этой части города проекту: трёхпролётный деревянный мост на облицованных гранитом свайных опорах бутовой кладки, центральный пролёт разводной, боковые - балочные. Во второй половине XIX века деревянное пролётное строение подверглось замене, центральный пролёт стал постоянным.
До 1918 года Матвеев мост носил название Тюремный мост по расположенной рядом в Литовском замке городской тюрьме. Литовским замком называлось здание, в котором раньше здесь находились казармы Литовского полка. Тюрьма была сожжена в дни Февральской революции. Современное название получил в память о комиссаре, рабочем-коммунисте, участнике гражданской войны С.М.Матвееве, убитом в 1918 году на Восточном фронте.
Около Мариинского театра:
Набережная Крюкова канала:
Наконец-то я добрался до места, откуда видно сразу семь мостов. Это место находится недалеко от Никольского морского собора в месте пересечения Крюкова канала и канала Грибоедова.
Отсюда виден Могилёвский мост, заменивший в 1951-1953 годах на этом месте деревянный мост. Около моста находится выделяющийся на фоне других Свято-Исидоровский храм, или храм Священномученика Исидора Юрьевского и Николая Чудотворца, построенный в 1903-1907 годах по проекту архитектора A.A.Полещука.
Второй мост - это, собственно, сам Пикалов мост, который трижды подвергался реконструкции, при этом архитектурный облик и основные конструктивные решения были сохранены.
Крюков канал и колокольня Никольского морского собора с третьего по счёту моста - Старо-Никольского. С него же виднеется четвёртый - Кашин мост, сооружённый на месте старого деревянного в 1931-1932 годах:
Стоит отметить отдельно стоящую и виднеющуюся издалека четырёхъярусную, завершенную высоким шпиле колокольню Никольского морского собора. Она была возведена в 1755-1758 годах под руководством архитектора С.И.Чевакинского.
На переднем плане - дом-причта при Никольском морском соборе. Здание было построено в 1861-1863 годах архитектором Г.И.Карповым. За ним виднеются купола Никольского морского собора.
Перекинутый через канал Грибоедова однопролётный пешеходный металлический балочный Красногвардейский мост (пятый по счёту) был сооружён в 1956-1957 годах:
Около Старо-Никольского моста:
Никольский морской собор строился как "морская полковая церковь" в период с 1753 по 1762 год на морском полковом дворе на месте деревянного храма по проекту архитектора Адмиралтейств-коллегии С.И.Чевакинского. На переднем плане - второй дом-причта:
Непоказанными остались шестой и седьмой мост - Ново-Никольский и Смежный.
При Никольском соборе находится также городской дом трудолюбия Великой княжны Ольги Николаевны. Он был построен в 1896-1897 годах на средства городской казны в ознаменование рождения Великой княжны. Дом освящён 20 января 1898 года.
По Никольской площади:
Река Мойка протекает как раз недалеко от Исаакиевской площади, куда я держал свой путь.
На Исаакиевскую площадь к памятнику Николаю I рано утром уже прибыли туристические автобусы. На заднем плане выделяется своими размерами среди окружающей застройки 6-этажное с мансардным этажом здание. Это гостиница "Астория", являющаяся памятником архитектуры.
Гостиница была построена в 1911-1912 годах под руководством архитектора Ф.И.Лидваля с использованием элементов стиля модерн и неоклассицизма.
Центральное же место на площади занимает величественный Исакиевский собор, куда я и направился далее.
Продолжение следует...
Читайте также в цикле репортажей о моей поездке в Санкт-Петербург и Ленинградскую область летом 2012 года:
Санкт-Петербург, ч.1 - От Адмиралтейской до Благовещенского мостаСанкт-Петербург, ч.2 - От Крюкова канала до Исаакиевской площади
Санкт-Петербург, ч.3 - Главные соборы города Санкт-Петербург, ч.4 - По рекам и каналам Санкт-Петербург, ч.5 - От Василеостровской до набережной Лейтенанта Шмидта Санкт-Петербург, ч.6 - Петропавловская крепость Санкт-Петербург, ч.7 - Тюрьма Трубецкого бастиона Санкт-Петербург, ч.8 - Петропавловский собор Петергоф, ч.1 - Вдоль Морского канала к Большому каскаду Петергоф, ч.2 - Прогулка по Нижнему и Верхнему парку Кронштадт, ч.1 - От проспекта Ленина по Советской улице Кронштадт, ч.2 - Около бывшей башни городского водопровода Кронштадт, ч.3 - Вдоль причалов города Пушкин (Царское Село). Прогулка по городу Екатерининский собор в Царском Селе Большой Екатерининский дворец Екатерининский парк в Царском Селе Императорский Царскосельский лицей Выборг, ч.1 - От вокзала до Театральной площади Выборг, ч.2 - Старый Город Выборг, ч.3 - Выборгский замок. Снаружи Выборг, ч.4 - Выборгский краеведческий музей Выборг, ч.5 - Башня Святого Олафа Выборг, ч.6 - От Петровской площади до залива Салакка-Лахти