Кронштадт, ч.3 - Вдоль причалов города

Mar 25, 2013 13:06

Так как Кронштадт является одним из городов, где базируется наш военно-морской флот, то именно здесь вдоль причалов можно увидеть множество кораблей. До 1996 года город даже был закрытым и, чтобы сюда попасть, нужно было постараться. В третьей части рассказа мы пройдёмся по пирсам, заглянем в Петровский парк и по Макаровской улице выйдем к проспекту Ленина, откуда и начиналась наша прогулка.


С улицы Аммермана, на которой мы закончили прогулку в прошлой части, я попал на Петровскую улицу - здесь находится здание проходной на Кронштадтский морской завод. Изначально он назывался Кронштадтский пароходный завод и был торжественно открыт 4 (16 марта) 1858 года императором Александром II. Современное название получил уже в 1929 году.


Капал дождь, но даже в непогоду рабочие трудились над восстановлением былой красоты комплекса зданий Морского завода - и не спроста - в 2015 году сюда должны окончательно переехать Адмиралтейские верфи с территорий в устье Большой Невы.


Я думал в Кронштадте вся хорошая архитектура уже закончилась, но тут натолкнулся на прекракрасный образец модерна - фасад Машинной школы Балтийского флота с громадным полукруглым окном. Ещё в 1905 году здесь, на улице Петровской, был выстроен целый комплекс зданий Машинной школы Балтийского флота - с учебными классами, с машинными залами, с мастерскими. На фото - одно из помещений школы. После Великой Отечественной войны Машинная школа превратилась в Морской техникум.


Ещё раз пересечём Обводной канал:


В Летнем саду, куда я зашёл со стороны Петровской улицы, находится памятник погибшим членам экипажа клипера "Опричник". Монумент был открыт ещё в 1873 году. Так шёл дождь, дальше в сад, который показался мне обычным лесом, я углубляться не стал, дабы не затеряться.


А это комплекс Губернских домов, так называемая "Образцовая казарма", выстроенные ещё в 1717-1725 годах по проекту архитектора И.Ф.Браунштейна, после чего неоднократно перестраивавшихся:


Если бы мы с Макаровского моста направились прямиком по Красной улице, то непременно упёрлись в здание Морского Артиллерийского арсенала, которое было выстроено в 1832-1836 годах по проекту архитектора И.Г.Гомзина. Кстати, можно заметить, что на фасаде здания до августа висят плакаты, поздравляющие жителей с 9 мая. Неужели здесь в городе на самом деле остановился ход истории?


На пересечении Макаровской и Красной улиц в 1984 году была установлен памятный знак в память о награждении Кронштадта Орденом Красного Знамени - город, за свои трудовые и боевые заслуги перед Родиной удостоился высокой награды, в связи с 40-летием полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.


Вскоре мы попадём в Петровский парк. Ещё в 1752 году были созданы две главные площади города - Якорная и Арсенальная, названная так потому, что располагалась напротив Арсенала. На Арсенальной площади регулярно проводились парады, смотры, учения. После назначения в 1839 году губернатором Беллинсгаузена Арсенальная площадь исчезла и возник небольшой сад.


После революции 1917 года парк переименовали в Парк Свободы, историческое название было возвращено в 1991 году.


Губернатора Беллинсгаузена появившийся сад не устроил и он решил разбить парк в голландской манере, центром которой должен был стать памятник Петру. В 132-ю годовщину Полтавской победы - 27 июня 1841 года в центре парка был торжественно открыт монумент основателю Кронштадта - Петру I (работы французского скульптора Теодора Жака, отливку выполнил российский мастер П.Клодт). Гранитный постамент памятника по низу был обнесён якорными цепями, прикреплёнными к орудиям, вкопанным в землю.


Монумент, установленный в Кронштадте, стал тогда третьим в России памятником в честь государя-реформатора. После установки памятника площадь и пристань стали называться Петровскими. Здесь встречали прибывающих в Кронштадт морем императора, членов царской семьи, морского министра или командующего флотом.


В хорошую погоду можно совершить водную прогулку. Кассы находятся здесь же, в парке. Но так как капал дождь, я даже не стал интересоваться, работают они или нет.


Скорее всего в ясную солнечную погоду виды, открывающиеся с причалов Петровского парка, были бы не такие мрачные, которые мне довелось видеть тогда. Может быть корабли и наша гордость, но вот всё, что их окружало, заставляло призадуматься.




Все гавани, как и положено, защищены насыпями, которые ослабляют силу волн, накатывающихся на город.






Вместе с боевыми кораблями здесь причалены и частные яхты.






Есть здесь вот такие спуски к воде:


А есть и такие:


Из Петровского парка направимся к Петровскому доку, построенному в 1719-1752 годах по проекту и указу самого Петра I. Может быть когда-нибудь здесь и становились на ремонт суда, но сейчас сюда даже страшно взглянуть.


Полная разруха всего и вся.


Прежде чем отправиться дальше по Макаровской улице, свернём на пирс.


И сразу натолкнёмся на памятный знак "В честь 150-летия установления дружественных отношений между Россией и Японией". Он был открыт 7 июля 2005 года у Итальянского пруда.


Сам Итальянский пруд был устроен по замыслу Петра I для того, чтобы торговые суда могли по каналу войти сюда из Купеческой гавани и встать в безопасном месте под разгрузку.


На берегу пруда в 1804 году было выстроено каменное здание, получившее название Голландская кухня. Здесь многие десятилетия готовили еду для команд торговых судов, так как на деревянных парусниках, стоявших в гавани, разводить огонь строго запрещалось. Став в 1913 году городской электростанцией, постройка претерпела существенные изменения. Сейчас это больше похоже на обычный склад.


Сам пирск заканчивается маяком.






И ещё немного нашего военно-морского флота:


Пока я любовался маяком, какой-то сухогруз проскочил мимо и отправился в дальнее плавание:


На набережной Итальянского пруда в ряд выстроились пушки XVIII-XIX веков:


Спуск к воде:


Памятник русскому мореплавателю Петру Кузьмичу Пахтусову - уроженцу Кронштадта и руководителю первой экспедиции на Новую Землю был открыт 19 октября 1886 года. Его авторы - скульптор Н.А.Лаверецкий и архитектор А.Силин.




Моя прогулка по Кронштадту закончилась в сквере подводников, где в 1965 году был установлен памятник морякам-подводникам Краснознамённого Балтийского флота:


У сквера подводников начинается проспект Ленина, который приведёт нас к Гостиному двору. А это угол здания Кронштадтского районного суда:


Посетить ещё раз Кронштадт можно только в ясную солнечную погоду, чтобы отправиться в прогулку по заливу и многочисленным фортам.

Читайте также в цикле репортажей о моей поездке в Санкт-Петербург и Ленинградскую область летом 2012 года:

Санкт-Петербург, ч.1 - От Адмиралтейской до Благовещенского моста
Санкт-Петербург, ч.2 - От Крюкова канала до Исаакиевской площади
Санкт-Петербург, ч.3 - Главные соборы города
Санкт-Петербург, ч.4 - По рекам и каналам
Санкт-Петербург, ч.5 - От Василеостровской до набережной Лейтенанта Шмидта

Петергоф, ч.1 - Вдоль Морского канала к Большому каскаду
Петергоф, ч.2 - Прогулка по Нижнему и Верхнему парку

Кронштадт, ч.1 - От проспекта Ленина по Советской улице
Кронштадт, ч.2 - Около бывшей башни городского водопровода
Кронштадт, ч.3 - Вдоль причалов города

Кронштадт, прогулка по городу, ЮНЕСКО, набережные

Previous post Next post
Up