иерархия -- оглавление Итак, мы выяснили
примордиальный смысл иерархии, самоорганизующейся в приматическом
мультителе: установление и фиксация приоритетов доступа к ресурсам.
Но это была ещё только
политика внутренняя, а есть ещё внешняя (см. там же). Другими словами, есть и другие мультитела -- соседние "чужие", которые, разумеется, нелюди, но которые тоже любят бананы и первый нумер
пентады и при случае могут покушаться на ресурсы "наших".
Простейшая первичная тактика в столкновении двух мультител -- дружно навалиться "как один". Тем более, что этот один уже есть -- альфа, который как по заказу ещё и самый боеспособный (ср. как в наблюдениях
Мамы Высшей Приматологии альфой стал агрессивный Майк, а не более сильный, но благодушный Голиаф).
Более того, есть и естественный механизм преимущественного зеркаления именно его действий (>>
репликация (2) варианты).
Альфа первым теперь не только жрёт и трахает, но и ведёт; он стал не просто альфа, но вождь-dux.
У мультитела тем самым возникло самое примитивное управление, заслуживающее этого названия (до того были только заразные гуморальные реакции вроде паники). Возник, короче, самый примитивный
надынтеллект.
"Значение этого события трудно переоценить." (с) С.Вяч.
***
Нетрудно понять, что представляет собой the надынтеллект; это просто интеллектус альфы, ограниченный способностью
индуцировать поведение соплеменников в соответствии со своими комбинаторными выдумками.
Здесь намеренно выбрано самое общее, самое неспецифичное слово "индуцировать" (которого, похоже, не хватает социологам-политологам).
При этом механизмы индукции могут быть самыми разными.
В простейшем, базовом случае, повторим, это самая примитивная синхронная репликация, для чего вождь должен быть как минимум всем виден.
***
Естественный отбор работал в отношении следующих факторов победы таких стай в межстайной конкуренции:
1. боеспособность альфы;
2. размер мультитела;
3. эффективность индукции альфой у мультитела задуманного/желаемого поведения.
На чём мы здесь и остановимся -- но не прежде, чем повторим сказанное в части (2):
Первичный смысл иерархии -- субстрат, на котором возникает
эпифеномен иерархического управления, -- это фиксация приоритетов доступа к ресурсам.
Отсюда и:
Приматологическая теорема
Любая иерархия, составляемая для каких-то целей управления в приматоценозе, где вертикальные отношения --
бинарные отношения доминантности -- не ограничены никакой культурной
протоценностной уздой и описываются лозунгом
"я начальник -- ты никто, то есть вообще никто", -- любая такая иерархия будет
tend to стряхнуть с себя любые вторичные смыслы, чтобы как можно полнее посвятить себя смыслу первичному: приоритетному жранью и траху за счёт -- в конечном счёте -- не имеющих возможности отстреливаться простых трудящихся обитателей самого нижнего и самого многочисленного этажа иерархии.
Короче, проблема коррупции и проблема
Последнего рубежа обороны оказываются напрямую скоррелированы -- скоррелированы на уровне естественнонаучной (Приматологической) теоремы.
>>
эффективное воспитание свободных граждан Смертная казнь в Китае тогда естественно интерпретируется как замена Последнего рубежа обороны в приматоценозе, давно прошедшем соответствующий этап эволюции (>>
особого китайского пути нет) и сохранившем о нём эффективную память в виде мощного (прото)ценностного фундамента --
конфуцианской этики.