Китайская образовательная этика (1) введение и оглавление

Sep 10, 2013 09:53

В комментарии появился вопрос:

... а что это за зверь " китайская образовательная этика"?
Раскрывать тему будем постепенно.

(1) начало и оглавление
(2) японский рефлекс
(3) образование как услуга
(4) интервью американского инвестора
(5) перевоспитание чиновников
(6) о взаимности
(7) "из хорошего железа не делают гвоздей"
(8) сводка "Китайская мечта"
(9) три аксиомы конфуцианской этики
(10) "не принимая поспешных и безответственных решений"
(11) Конфуций VS Библия
философские основания китайского отношения к интеллектуальной собственности
(12) лекция по истории
(13) "не достоин"
(14) просто фоточка
(15) приговор невидимой руке
(16) социалистические ценности
(17) "Культурные основы обучения. Восток и Запад"
(18) доски почёта
(19) "изучать современный капитализм"
(20) "трудолюбие всегда вознаграждается небесами"
(21) Небесный мандат и его потеря

***

И начнём с того, что для контексту укажем фундаментальный источник общего характера:




Именно в эпоху 漢/Han/Хань, обсуждаемую в книге, Конфуцианство стало государственной идеологией. Из Википедии:

Формально в конфуцианстве никогда не было института церкви, но по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения, оно успешно выполняло роль религии.
"Проникновение в душу" -- это когда китайский бомж цитирует Конфуция, даже про оного не слыхав (был такой опыт 25 лет назад; что бомж процитировал Конфуция, объяснил Wolfgang, энтузиаст-синолог из Гамбурга, который был в нашей маленькой компании нетривиальным таким гидом).

***

Прежде всего нужно прочувствовать, что все разговоры об образовании в узком смысле ведутся в Конфуцианстве вот на каком идеологическом фоне:

Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д.
Или на языке Высшей Приматологии:

Центральной проблемой, которую рассматривает Конфуцианство, является проблема культурной узды для стайного приматического бихевиорального субстрата: обуздание гонорита etc.
Ср. с Главной проблемой России -- через 25 веков после Конфуция.

***

При этом (внимание!) по-китайски понятие Конфуцианство передаётся иероглифами, буквально означающими школа образованных людей.

То есть сказать "гнилая интеллигенция" в Китае практически невозможно.

Было только два совсем коротких периода в истории Китая, когда интеллигенцию гнобили.

Первый император, объединивший Китай, Циньшихуан, приказал утопить всех учёных-конфуцианцев в нужниках, а их книги сжечь, что и было исполнено. Потому что Конфуцианство ограничивало его императорский гонорит. Но его самого достаточно быстро "убрали" q.e.d.

Второй знаменитый такой период -- "Культурная революция", когда (Upd 2018-11-26 на фоне, надо помнить, катастрофического национального унижения, начавшегося опиумными войнами, подсадившими Империю на наркотики, и закончившегося Второй мировой войной с Нанкинской резнёй и проч.) из-под контроля вырвался гонорит младоприматов в виде хунвэйбинов.

Всегда полезно помнить про молодых учёных, скандировавших на том митинге несколько дурацкий лозунг, а теперь требующих в обращениях к высокому начальству сохранения выборности директоров; это где они её видели, эту выборность -- что ли на учёных советах?
Но и тогда, как сообщает Википедия, "несмотря на официальные гонения, конфуцианство фактически присутствовало в теоретических положениях и в практике принятия решений на протяжении как маоистской эры, так и ...".

***

Анекдот в тему:

В первый визит Наблюдателя в ЦЕРН ему дали ещё не отдельный кабинет как в последующие годы, а просто стол в рабочей комнате, где размещались китаец-аспирант (он приехал из Китая в Штаты, а оттуда уже в качестве американского аспиранта в ЦЕРН) и японец-постдок. И вот как-то пошли мы втроём ужинать. И нашелся какой-то повод взять к ужину пива.
Японец тихо сидел, как сидят в японских фильмах глушащие сакэ самураи.
А молоденького китайца слегка развезло, и он стал приставать к Наблюдателя примерно в таких выражениях:

Почему все русские студенты так странно себя ведут?
Что профессор ни скажет, сразу прямо в классе кричат "Нет!"
Мы, китайцы, не такие: профессор, может, и не прав, но он старше и опытней, и надо по-всякому сначала его выслушать. Дома мы покумекаем и решим для себя, прав он или нет, -- соглашаться с ним ведь вовсе не обязательно, -- но сначала старшего надо всё-таки выслушать.
Эта тирада сопровождалась улыбочкой, в которой явственно читалось превосходство.

малявин_вв, младоприматы, гондуrussоведение, китайская_этика

Up