По Верхневолжью и Селигеру сквозь хляби небесные.

Aug 14, 2023 12:45

Глава XII. Нило-Столобенская пустынь. История и архитектурное описание Богоявленского собора.

Нило-Столобенская или просто Нилова пустынь - самый почитаемый и уж точно самый богатый монастырь в Тверской области. Хотя далеко не самый древний.

Вот перечень основных событий монастырской истории:

1. В 1528 г. на острове Столобном озера Селигер поселился отшельник Нил Столобенский. В 1529 г. он построил на острове хижину и часовню. 7 декабря 1554 г. преподобный Нил скончался, в 1560 г. над его могилой возвели часовню.

2. В 1591 г. на остров приходит иеромонах Герман сотоварищи.

3. В 1594 г. "островитяне" получают благословенную грамоту патриарха Московского и всея Руси Иова на открытие монастыря Нилова пустынь.

4. В 1610 г. монастырь был разорен в результате литовского нашествия.

5. В 1622 г. в монастыре была возведена вторая деревянная пятиглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1635 г. на месте сгоревшего первого храма Богоявления Господня был возведен новый. Ещё построили больничные и гостиные кельи, монастырь обнесли оградой, а над воротами поставил новую восьмистенную колокольню, на которой были установлены часы с боем.

5. В 1665 г. в монастыре произошел пожар, который уничтожил все основные постройки монастыря.

6. 27 мая 1667 г. при закладке нового каменного Богоявленского собора были обнаружены нетленные мощи прп. Нила Столобенского.

7. В 1671 г. завершается возведение первого каменного Богоявленского собора и в него переносятся святые мощи преп. Нила.



8. В 1680-1698 гг. была построена Казенная палата с казначейскими кельями. В 1751 г. к палате пристроили архиерейские кельи.

9. В 1699-1701 гг. северо-западном углу соборного двора был возведен храм преподобного Нила, который позднее стал храмом Всех Святых.

Наиболее интенсивное строительство велось в монастыре в XVIII в. Руководил им подрядчик Фома Павлов, крестьянин подмонастырской слободы Троицкого Селижаровского монастыря, высокоодаренный мастер. Более 10 лет он проработал в Ниловой пустыни. На месте старых Святых ворот Фома Павлов возвел в 1751-1755 гг. каменную надвратную церковь преп. Нила Столобенского, напоминающую надвратную церковь Донского монастыря в Москве. До 1832 г. она была увенчана пятью главами, четыре из которых потом разобрали.

10. В 1760-1764 гг. была построена Петропавловская надвратная. Иконы для ее погибшего иконостаса писал Б. Е. Уткин - представитель известной фамилии осташковских иконописцев. В 1764 г. обитель стала одной из немногих, причисленных к первому классу.



Так монастырь выглядел во второй половине XVIII в.

11. В 1777-1781 гг. иждивением помещика И. С. Челищева была построена церковь Иоанна Предтечи.

12. В 1782 г. начали сооружать двухэтажный корпус для почетных гостей, который закончили только в конце XVIII в. В то же время был построен трехэтажный странноприимный дом.

13. В 1784-1788 гг. в стороне от главных построек монастыря, на небольшом мысу, была сооружена Крестовоздвиженская церковь. Ее великолепное лепное убранство было выполнено осташковским мастером Кондратием Конягиным.

14. В XVIII в. Нило-Столобенская пустынь была самым почитаемым монастырем в Верхневолжье. В 1820 г. её посетил император Александр I. С 1821 г. в монастыре развернулось активное строительство. В 1833 г. возвели новый каменный Богоявленский собор. А в 1838 г. проводится реконструкция строений соборного двора.



Богоявленский собор на открытке начала ХХ d/

15. В 1851 г. вокруг острова Столобный сооружается гранитная набережная.





Нило-Столобенская пустынь во 2 половине XIX в. Кликабельно.



Нило-Столобенская пустынь на дореволюционной открытке.



А вот и фотография, послужившая образцом для открытки.



Нило-Столобенская пустынь. Общий вид деревни Светлица. Дореволюционная открытка.



Нило-Столобенская пустынь на дореволюционной открытке.



Современный вид гранитной набережной и главного ансамбля монастыря.

16. В начале XX в. Нилова пустынь была вторым в мире по посещаемости местом паломничества после Гроба Господня.



Вид монастыря в начале XX в.



Монастырский двор в начале XX в.



Монастырский двор и Петропавловские ворота с одноимённой надвратной церковью на дореволюционной открытке.



Богоявленский собор на дореволюционной открытке.

17. 25 февраля 1919 г. мощи преп. Нила Столобенского были вывезены из обители и помещены в Вознесенском храме Знаменского монастыря города Осташкова, переделанного в краеведческий музей.

18. В 1928 г. монастырь был закрыт, а на его территории разместилась вначале трудовая коммуна, а затем колония малолетних преступников.

19. С сентября 1939 г. по май 1940 г. здесь был лагерь для польских военнопленных.

20. С 1941 по 1945 гг в монастыре находился военный госпиталь. С конца 1945 г. сюда вернули колонию для несовершеннолетних.

21. В 1960 г. здесь разместили дом престарелых. В 1960-е годы государство взяло комплекс монастыря под охрану как памятник архитектуры.

22. С 1971 г. обитель перешла в ведение Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, и здесь открыли турбазу "Рассвет".

23. В 1988 г. началась реставрация строений монастыря. Изначально целью реставрации было создание музея. К этой реставрации был причастен мой отец, работавший тогда главным инженером строительного управления при областном управлении туризма.

24. В 1990 г. решением Совета министров РСФСР комплекс Нило-Столобенской пустыни был передан в пользование Русской Православной Церкви. Реставрация строений монастыря продолжалась за государственный счёт.

25. В 1991 г. первую литургию в Благовещенском приделе Богоявленского собора обители совершает архиепископ Тверской и Кашинский Виктор (Олейник).

26. В 1995 г. состоялось торжественное перенесение святых мощей преподобного Нила Столобенского из Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь.

27. В 2000 г. состоялось прославление в числе новомучеников Российских пострижеников Ниловой пустыни: преподобномученика Виталия, священномучеников Петра и Вениамина.

28. В 2003 г. были обретены мощи святителя Нектария (Теляшина). Произошло это во время раскопок в подвальном помещении Богоявленского собора, где ныне и хранятся мощи.



Современный вид монастыря с дрона.



С парковки в деревне Светлица.



С озера Селигер. Покрадено в интернете.

Ну а теперь пора познакомиться поближе с зданиями. Для начала схема:





Схема современной Нило-Столобенская пустыни. Кликабельно.

Богоявленский собор.





Южный и частично восточный фасад



Южный фасад.



Восточный фасад

Когда-то на этом месте стоял деревянный храм, напоминавший по своему архитектурному решению церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ширковом Погосте, но она сгорела в 1665 г. вместе со всем монастырём. В 1671 г. на её месте был построен новый каменный храм того же посвящения, выполненный, по всей видимости, в стиле Нарышкинского барокко. Однако, монастырь богател и, после посещения обители императором Александром I, возжелал большей помпезности.

Воплотили это желание уже в царствование императора Николая I.  Хотя, мысли об этом бродили задолго до. Игумен ещё до Отечественной войны 1812 г. просил великую княгиню Екатерину Павловну - супругу наместника Тверского и Новгородского принца Георга Ольденбургского, подрядить на проектирование собора тогдашнего тверского губернского архитектора К. И. Росси. И тот расстарался.



Проект К. И. Росси. Хоть на аннотации и указан 1815 г. это явная ошибка. После смерти мужа в 1812 г. Екатерина Павловна впала в жесточайшую депрессию и ничем не интересовалась.

Как видите, молодой, амбициозный и только начинающий обретать известность архитектор оторвался по-полной. Феерическая смесь готики, русской готики и классицизма. Похоже, заказчик к такому оказался не готов. А потом началась война и стало как-то не до этого.

Следующий проект собора был разработан архитектором И. И. Шарлеманем, Да, тем самым, что проиграл Монферрану в конкурсе на проект Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Его проект воплощал в себе концентрированную идею ампира - эти наработки он тут и использовал.  Тектоника здания задавалась пятикупольем, вертикалью колокольни, поддержанными портиками из колонн тосканского ордера и колонадами того же тосканского ордера на нижнем уровне барабана и среднем ярусе колокольни. Ритм фасада задаёт сочетание арочных и прямоугольных оконных проёмов, поддержанных массивным карнизом с дентикулами и триглифами.



Проект И. И. Шарлеманя.



Современный вид. Покрадено в интернете.

В постройке собора, продолжавшейся с 1821 по 1833 гг., участвовали мастера из различных регионов, в том числе и свои, осташковские мастера. Каменные работы возглавлял архитектор Анжело Боттани, выходец из Швейцарии.

Как видите, воплощён проект был с изрядными упрощениями. Вокруг центрального барабана планировалась колоннада вместо полуколонн, да и колокольне произвели изрядное обрезание. В результате собор выглядит величественно и даже помпезно, но вот тектоника у него какая-то несколько смазанная. Почему - бог весть. Осташковские каменщики воплощали в жизнь и не такое.

Но это ещё не всё. В 1862 г. в целях улучшения освещенности интерьера была устроена 6-я глава на алтарем, что потребовало подъёма фронтона восточного фасада.



Восточный фасад. Обратите внимание на сверхплановую главку над алтарём и излишне массивный фронтон.

Получилось, прямо скажем, странноватенько, хотя, пожалуй, с точки зрения внедрения смирения в паству, так даже и лучше - фасад подавляет. Словом, строили, строили и, наконец, построили крупнейший храм Тверской губернии.

Собор имеет три престола: главный (центральный) - во имя Богоявления Господня, с правой стороны - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, с левой стороны - во имя Святителя Николая Чудотворца. Оформлением интерьера руководил тверской губернский архитектор И. Ф. Львов (не князь). При реставрации их постарались, насколько это можно, воссоздать по сохранившимся документам. Интерьеры тоже концентрированно ампирные, хотя, сдаётся мне, с примесью Лужковского ампира - дорохо-бохато. У Ивана Фёдоровича вкуса было больше. Но, может быть, такое впечатление создаётся из-за того, что собор не расписан? Судите сами:



Центральный предел. Вид от входа.



Иконостас центрального предела.





Иконостас центрального предела и рака с мощами. прп. Нила Столобенского.





Рака с мощами прп. Нила Столобенского.



Она же.



Центральный барабан с остатками росписей.



Барабан и паникадило.











Иконостас и аналой.



Иконостас вблизи.





Предел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (правый)







Иконостас и аналой.



Паникадило.







Придел в честь св. Николая Чудотворца Мирликийского (левый).











Иконостас и аналой.









Иконостас.

Вот так. А в следующий раз я попробую рассказать о других зданиях монастыря.

Предыдущие части: Глава I, Глава II, Глава III, Глава IV, Глава V, Глава VI, Глава VII, Глава VIII, Глава IX, Глава X, Глава XI

Живопись, Архитектура, История, Родной край, Путешествия, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up