По Верхневолжью и Селигеру сквозь хляби небесные.

Aug 03, 2023 08:02

Глава VI. Исток Волги и Ольгинский монастырь в Волговерховье.



Карта нашего маршрута.



Ссылка на карту.

Утром мы поднялись не рано - всю ночь лил дождь и распогодиться обещало только к обеду, так что мы честно сдали домик в расчётный час - 11:00 и только потом выдвинулись в сторону истока Волги.

И тут нас постиг сюрприз - дорога на Волговерховье с советских времён не изменилась. С 90-х - тоже. Как была грунтовка, так и осталась, массаракш! Это наши губернские власти туризм в области развивают - асфальт до национальной святыни проложить не могут, урроды! Мату в горле тесно.

Ну, ладно. Спасибо хоть что дорога грейдированная и даже для пузотёрок нормально проходимая. К тому же весьма живописная. Могло ведь быть и хуже.

А так ехали мы ехали и, наконец, приехали. В село Волговерховье. То ли Силы Небесные, то ли всетуристический бог Парамошка нас, явно, хранили - дождь прекратился и даже стало проглядывать солнце. Мы не поехали к самому истоку, а оставили машину на парковке в селе.



Вид с парковки в Волговерховье на Ольгинский монастырь.

И пошли ножками.







Ольгинский монастырь.

Пока шли - ещё распогодилось.



И вот мы дошли!



Трудно описать, что со мной творилось. Я родился на берегах Волги, я на них вырос, я живу на них всю жизнь, я интересуюсь историей и знаю ЧТО для нашей страны и народа Волго-Окское междуречье. Сердце и страны и нации. Именно сердце, а не заморский хартлэнд. Россия отсюда начинается. Может, я слишком эмоционален, но меня прилично так потряхивало. Да и не меня одного - по людям-то видно...



И вот я вступил на доски мостков и,



шаг за шагом, подошёл к той самой часовенке.



Зашёл внутрь.



А потом долго стоял и смотрел на ключ из которого начинается Волга...



Просто стоял и смотрел на тихо, еле заметно бьющую из глубин земли почти чёрную торфяную воду и видел там... Не важно! У меня бурное воображение и вряд ли кому интересно что мне там привиделось - приезжайте сами, взгляните в этот ключ, а потом вглубь истории и вглубь себя. Это дело сугубо интимное.

Кстати, ведь из этого болота, тянущегося на много километров, вытекает и Западная Двина, по недоразумению впадающая в Балтийское море под именем Даугавы. А из другого верхового болота на гребне той же гигантской моренной гряды, оставленной Великим Ледником, недалеко от Ржева начинает свой путь к Чёрному морю Днепр. Волга там уже вполне себе река, да...

В часовню набился народ и мне пришлось прервать размышления и выйти. Как раз вовремя для того, чтобы зачерпнуть специально поставленным ведром Волги, умыться из него, запечатлеть семейство Петровых



Семейство Петровых на истоке Волги.

и запечатлеться самому.



Ваш покорный слуга на истоке Волги.

А теперь просто фотографии самой знаменитой часовни России и совсем юной Волги.

















Ну, а потом мы, разумеется, отметились на первом мосту через Волгу.



Первый мост через Волгу.



Супруги Петровы на первом мосту через Волгу.



Ваш покорный слуга на нём же.

А ещё мы перепрыгнули Волгу. Плюньте в бесстыжие глаза тому, кто скажет, что это невозможно - я три раза перепрыгнул! :-)))И

После столь героических свершений мы отправились в Ольгинский монастырь - ознакомиться с прекрасным образцом кирпичного стиля - Спасо-Преображенским собором, а так же, если получится, влезть на его колокольню, ибо отдых должен быть безжалостным и беспощадным. Так что ни дня без колокольни!

Небольшая историческая справка об Ольгинском женском монастыре или, если официально Волговерховском женском монастыре Святой Равноапостольной Великой княгини Ольги.



Схема Ольгинского монастыря.

В 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича у истока Волги был устроен Волговерховский мужской монастырь Преображения Господня на горе Фавор. Однако в 1724 или 1727 г. монастырь сгорел и не возобновлялся вплоть до конца XIX в. В 1897 г. по инициативе архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия и тверского губернатора князя Голицына начался сбор пожертвований на строительство новой церкви. 29 мая 1912 г. произошло освящение кирпичного Спасо-Преображенского храма. Эта дата является и основанием Волговерховского женского монастыря Святой Равноапостольной Великой княгини Ольги.



Макет монастыря в пору его расцвета.

В 1918 г. монастырь был закрыт. Монахини продолжали жить в обители, где сначала была создана монастырская трудовая коммуна, а в 1924 г. - сельскохозяйственная артель, составленная из монахинь и окрестных крестьян. Но в конце 1924 г. эту лавочку прикрыли. Во время Великой Отечественной войны в храме располагалась конюшня.

28 декабря 1999 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод, по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, определил открыть у истока реки Волги женский монастырь.

Теперь о зданиях и сооружениях монастыря. Рассказывать о них я буду следуя нашему пути.

1. Церковь св. Николая Чудотворца.









Раньше эта церковь находилась в селе Святое. В 1907 г. она была передана в Ольгин монастырь и собрана здесь по новому плану, утвержденному губернским архитектором В.И. Назариным. Возвел Никольскую церковь местный крестьянин Василий Забелкин из деревни Зенцово Хотошинской волости. А освящена была церковь 27 июля 1908 года.

С архитектурной точки зрения это одноглавый деревянный храм клетского типа, обшитый тёсом и декорированный по углам накладными рустами «под ампир».

Церковь дважды реставрировалась: в конце 1970-х и в конце 2010-х.

2. Памятник св. Николаю Мирликийскому (Николаю Чудотворцу).







Установлен в 2001 г. Авторы проекта - петербургские скульпторы Борис Михайлович Сергеев и Ольга Николаевна Панкратова. Святитель Николай изображён стоящим в лодке-плоскодонке, прижимающим левой рукой к груди Библию, а правой благословляющим верующих.

По недостатку эстетического образования, у вашего покорного слуги сложилось впечатление, что св. Николай - покровитель российского флота, между прочим, стоит в банной шайке. Память услужливо подбросила бессмертное «Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу», что, безусловно, является потрясением основ и разгибанием скреп. Тщательнее надо, граждане скульпторы - в общественных местах толпами ходят патентованные бездуховности, вроде меня, и от этого происходит смущение умов и подрыв государственных устоев.

3. Спасо-Преображенский собор.



Первый собор того же посвящения, расположенный на этом месте, был деревянным. Построили в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича, вместе со всем, тогда мужским, монастырём. Сгорел, опять же вместе со всем монастырём, то ли в 1724, то ли в 1727 г.

Довольно долго свято место было пусто, но 1897 г. монастырь был восстановлен, уже как женский. А в 1902 г. началось строительство нового Спасо-Преображенского собора. Проект разработали тверской губернский архитектор В. И. Назарин при участии осташковского подрядчика и мастера-каменщика И. Н. Суравкова.



Фасад собора с подписью автора проекта.

Изначально, формы собора должны были повторять формы храма Василия Блаженного в Москве, но в процессе проект был переработан в сторону упрощения: отказались от витых главок и уменьшили количество декора на фасадах.

Строился собор на народные пожертвования и от того долго. Да ещё революция 1905 г. внесла свои коррективы. Строительные работы были закончены в 1912 г. Возвели Спасо-Преображенский собор местные мастера-крестьяне: каменщики Димитрий Кузьмич Соколов и Василий Богданов; кирпич производили купец Алексей Семенов из села Волго-Верховье, Алексей Фёдорович Северов и другие. Особо отмечено, что " обжигали кирпич по местному способу в напольных печах". По поручению уездного строительного комитета по возведению каменного храма Волго-Верховье, наблюдали за качеством и производством кирпича священник погоста Стерж Иван Голиков и помещик из имения Ивановское дворянин Алексей Иванович Вараксин. А вот расписан храм и вовсе не был. Хотя, проект внутренней отделки сохранился. Цитата из пояснительной записки: «В иконостасе "предполагается поместить все лики Святых Угодников, происходящих от потомства первой Святой Русской Православной Церкви. Соблюсти полную историческую точность в изображении и порядке Богоугодных отпрысков святой равноапостольной великой княгини Русской». Возможно, со временем собор и распишут и иконостас устроят, согласно этому проекту. Пока же внутри так:

























Всё равно впечатляет, правда? Ну и ясно видно планировочную и конструктивную схему здания. Четырёхстолпный основной объём перекрыт коробчатыми сводами. Круглый центральный барабан опирается на центральные столбы и арки. Четыре малые главки установлены на восьмерики, опирающиеся на арки сводов. С восточной стороны к основному объёму примыкает алтарная апсида, так же со сводчатым перекрытием.

Но главная красота всё же снаружи:



Западный фасад.



Южный фасад.



Восточный фасад.



Северный фасад.









А теперь детали:













Обожаю кирпичный стиль!

Ну а после мы полезли на колокольню. Ни дня без колокольни! Тем более, что виды оттуда...









Да и центральный барабан и его свиту можно разглядеть поближе.













И вообще:







Могу только повториться: я люблю кирпичный стиль. И на колокольни лазить тоже.  :-)

Ну а спустившись с колокольни мы двинулись направлении самой высокой точки Селигера. Только заехали по дороге к одной очень примечательной часовенке.







Я ничего не нашёл об этой часовне, кроме названия. Это Цвелевская часовня на Стерже. А крест рядом с ней - то ли пограничный знак между землями Великого Новгорода и Великого княжества Тверского, то ли путевой знак на пути из варяг в греки, то ли Рюриков Крест, чтобы это не значило. Более подробной информации нет. Крест, кстати, не всегда здесь стоял - его переместили несколько лет назад, установили тут и снабдили памятной табличкой. О достоверности информации на табличке мне ничего не известно.



Крест.



Памятная табличка.

Вот такой у нас вышел визит на исток Волги.

Предыдущие части: Глава I, Глава II, Глава III, Глава IV, Глава V

Архитектура, Природа, История, Родной край, Путешествия, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up