По Верхневолжью и Селигеру сквозь хляби небесные.

Jul 29, 2023 23:16

Глава I. Голенковский погост. Церковь св. Николая Чудотворца снаружи.

Я прерву на время рассказ о тверских улицах и расскажу о своём коротком, но занятном отпуске.

Изначально мы собирались в Архангельск через Вологду, но человек предполагает... По этой причине в дело был пущен запасной вариант - родная Тверская область, а точнее Верхневолжье и Селигер. И, знаете, всё срослось в лучшем виде.



Карта нашего маршрута.

Ссылка на карту.

В воскресенье в 6:30 утра Павел Валерьевич подхватил меня у подъезда и мы покатили к выезду из Твери. Как обычно, магнитола на Ховере Павла, демонстрируя свой интеллект и своеобразное чувство юмора, спела нам «It's a Long Way to Tipperary», в момент выезда на М10, и мы под дождём направились в Торжок.



Торжок. Набережная Тверцы. Фото из интернета.



Миновали Торжок, пролетели мимо Кувшиново, возле Ключей свернули с А111 в сторону Селижарово на село Голенково-Погост. Дорога там «вельми ухабиста бысть» и грунтовка, пожалуй, будет получше асфальта, но даже не смотря на великий дождь, для пузотёрок проходима.

И вот мы приехали в село Голенково-Погост. Пересекли речку Тихвину и оказались у церкви св. Николая Чудотворца Мирликийского.



Церковь святого Николая Чудотворца в селе Голенково-Погост Селижаровского района Тверской области. Вид с моста через реку Тихвину.

Дождь перестал и тем положил начало традиции этого похода - в дороге и на стоянках льёт, а, на время осмотра достопримечательностей - нет. Мы сочли это знаком расположения к нам Сил Небесных.

Но вернёмся к церкви. Мы выбрались из машины и обозрели мокрые просторы.





А так же нечто затейливое и деревянное, явно современной постройки.







Неплохо. Интересно будет приехать и посмотреть, что получится. Ведь когда-то «наше деревянное наследие», было делом рук и фантазии шилозадых мужиков, желавших чего-нибудь эдакого, не как у всех.

Но к делу. Впервые об этом месте и церкви на нём упоминается в 1506 г. в духовной грамоте князя Андрея Борисовича Волоцкого. Князь по завещанию оставлял эти земли, со стоящей на них церковью Селижаровскому Троицкому монастырю. Храм часто разрушался литовцами и поляками - граница, что вы хотите. Когда на этом месте появилась каменная церковь неизвестно.

С первого взгляда у меня сложилось твёрдое убеждение, что автором проекта был кто-то из учеников профессора архитектуры А. М. Горностаева - одного из отцов основателей неорусского стиля. Смотрите сами:



Северный фасад.



То же чуть ближе и чуть иной ракурс.





Восточный фасад с мозаичной иконой св. Николая Мирликийского на стене алтарной аспиды.



Западный фасад.



Фотография всего погоста с дрона. Притырена в интернете.



Вид на церковь с дрона со стороны западного фасада. Притырено там же.

Теперь немного архитектурных деталей крупным планом:



Кокошники.



И здесь.



А вот тут ампирная рустовка и дентикулы, но появляются уже интересные тяги над арочными окнами.



Вот тут всё вместе - неорусский стиль проклёвывается из ампира.

Словом, ранний неорусский стиль и только, как в Большом Кремлёвском дворце и храме Христа Спасителя у К. А. Тона или в Спасо-Преображенском соборе на Валааме у А. М. Горностаева. Явно работал кто-то из учеников либо того, либо другого.

Да как бы не так! Церковь построил местный помещик, отставной капитан Александр Павлович Ветлиц из рода Рославльских казаков Ветлицев (предположительно это одна из ветвей древнего рода Дивовых). На свои средства и по собственному проекту. Формального архитектурного образования он не имел, но архитектор в нём явно пропал. И инженер - тоже, ибо существующий храм построен с использованием конструкций предыдущего. И, судя по всему, этот Ветлиц имел в Санкт-Петербурге очень интересных знакомых в архитектурной и художественной среде. И доказательство нас встречает прямо на входе.



Главные ворота церковной ограды и алтарная аспида с мозаичными иконами.

Да, это именно мозаичные иконы, да не абы какие, а изготовленные в Санкт-Петербурге в Императорской мозаичной мастерской методом русского обратного набора, причём, теми же людьми, что набирали мозаики храма Спаса-на-Крови, а, возможно, и Исаакиевского собора. Словом, неплохие связи были у провинциального помещика.



Икона св. Николая Мирликийского на алтарной аспиде.



Икона преподобного Сергия Радонежского.



Казанская икона Божьей Матери в мозаичном исполнении.



Снова св. Николай Мирликийский.



Христос Вседержитель.

А так храм имеет 3 престола. Главный престол в честь Святителя Николая, два других посвящены Казанской иконе Божьей Матери и Рождеству Христову. Ниже я расскажу свою версию их появления, а пока прогуляемся по территории.

Что могу сказать - территория очень ухоженная. Видно, что руки здесь прикладываются регулярно и с любовью. И растут они из надлежащего места.



Виноград у южного фасада.



Клумбы, обстриженная ветла, хозпостройки.



Другой ракурс.

Так же, за церковной оградой расположено ещё несколько примечательных объектов: вбарочная четырёхярусная колокольня, некрополь рода Ветлицей с часовней-усыпальницей и приходское кладбище.

Начнём, пожалуй, с колокольни.







Колокольня, явно, более ранняя, хотя и её коснулся реконструкционный пыл капитана Ветлица. Видимо, построена она  в 1760 - 1770-е гг., одновременно с предыдущей реинкарнацией церкви - уж очень по стилю похоже на те годы, но в некоторых источниках сказано, что колокольню возвели в начале XX в., однако, доказательств не приводят. А вот косвенное подтверждение моей версии имеется - могила зодчего, возведшего предыдущую церковь, расположенную у самого фундамента, а, возможно, и в нём - так тоже иногда делали.



Памятник зодчему, создавшему предыдущий храм и колокольню.

Честно говоря, стало немного завидно - это хорошая могила для инженера - упокоиться в стене своего творения. Так что спи спокойно, Григорий Кириллович Казин - ты не зря прожил жизнь, коллега.

Что ж, продолжим грустную и философскую тему некрополей. В конце концов, от этого никуда не деться - все там будем. Итак, некрополь Ветлицев.

В глаза он сначала не бросается.



Некрополь рода Ветлицев.

Однако, стоит сделать несколько шагов, и перед нами предстаёт весьма необычное для Селижаровского уезда Тверской губернии сооружение.



Часовня-усыпальница Ветлицев.

Часовня, выполненная из красного гранита и чёрного габбро с витражными вставками, отсылающими чуть ли не к модерну, органично смотрелась бы в Питере или его пригородах, более-менее на старых кладбищах Москвы, даже в ближней Финляндии, но здесь? Каюсь, я поискал глазами гранитных сфинксов в кустах. Их там не оказалось, но я бы не удивился - капитан Ветлиц был большой оригинал, и наследники от него не отставали.

Мне неизвестно когда появилась тут эта часовня - я могу только догадываться, что она ровесница церкви. А вот витражные вставки более поздние - рубежа XIX-XX вв. Уж больно от них отдаёт модерном и Врубелем. Но то мои измышления - доказать я ничего из этого не могу.

Ну, и, напоследок, приходское кладбище, раскинувшееся за северным фасадом. Признаться, я не поклонник посещения кладбищ, но про это могу сказать, хоть и избитое, но от того не менее верное - мирное место.



Приходское кладбище у северного фасада.

Настроение, как от созерцания Левитановского «Над вечным покоем»...

Тьфу! Пойдёмте лучше внутрь.

Продолжение следует.

Живопись, Архитектура, История, Родной край, Путешествия, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up