Глава V. Церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Пырошенском городище близ села Оковцы.
Карта нашего маршрута.
Ссылка на карту. Южный фасад.
Один из известнейших и знаменитейших храмов Тверской области. Построен на месте явления в 1539 г. чудотворных святынь, известных как Оковецко-Ржевская икона Божией Матери (хотя фактически это несколько обретенных реликвий, объединенных позже в одном образе-раме). Существующий храм возведен в 1750-1754 гг. по проекту осташковского архитектора-самоучки И. Семенова-Мосягина в стиле Нарышкинского барокко. К сожалению, мне не удалось ничего о нём выяснить, кроме того, что он был самоучкой и довольно плодовитым архитектором, работавшем в стиле Нарышкинского барокко. Позже я расскажу об ещё одном его творении.
В 1770 г. к храму был пристроен придел, а в 1898-1908 гг. - нынешняя трапезная с колокольней, сменившие более ранние, оказавшиеся тесными. Храм был расписан, но от росписей ничего не сохранилось.
Храм на Пырошенском городище - один из ярких памятников осташковского зодчества. Городище очень живописно, оно высоко поднято над извилистой Пырошней:
Вид с берега реки Пырошни.
Здание сильно пострадало в советские годы. Таким оно было на начало реставрации в 2004 г.
Состояние церкви на момент начала реставрации.
Довольно редкий случай - строитель храма известен. Это был осташковский крестьянин Иван Мосягин, один из крупных мастеров того времени, происходивший из Селижарова (или, во всяком случае, в 1740-х гг. проживавший там постоянно) и отметившийся рядом каменных построек. Среди них надо отметить вероятный образец оковецкой церкви - Троицкий собор Новосоловецкой Вселуцкой пустыни (1728-1738, утрачен).
Троицкий собор Вселуцкой пустыни, предположительно, послуживший образцом для церкви Смоленской иконы Божьей Матери.
Построенный на Пырошенском Городище храм во многом цитирует Троицкий собор этой островной обители, причем, очень вероятно, что крайне архаичное крыльцо Смоленской церкви (на фото собора Вселуцкой пустыни подобное крыльцо с севера уже перестроено в 1774 году), следует первоначальным формам оригинала. Смотрите сами.
Видите этот портал с килевидным завершением? Как будто строили лет на 70-100 раньше.
Вообще, изначальной задачей при строительсте Смоленской церкви было создание двухчастного храма с двумя престолами в ряд в память двух деревянных церквей. Первая из них была основана на месте дерева, на котором была обретена икона Богородицы, А второй престол был устроен на месте дерева, на котором обретен Крест. Каменный придел Происхождения Честных Древ Креста Господня - небольшой кубик, покрытый коробовый сводом с граненой апсидой, появился лишь спустя пятнадцать лет после освящения центрального придела (в 1770 г.) - но его декор отличается от декора главного храма - более того, он внешне более архаичен (хотя артель, была, вероятно, одна, и образцом был тот же самый Троицкий собор Вселуцкой Новосоловецкой пустыни).
Престол Смоленской иконы Божьей Матери.
Он же.
Престол Происхождения Честных Древ Креста Господня.
Портал входа.
Он же.
Изысканный и искусно выполненный богатый узорчатый декор четверика и трапезной выполнен из пиленого кирпича. Он несколько потерял в красоте при современной сплошной штукатурке, но, к сожалению, выбирать не приходилось выбирать - состояние памятника перед ремонтом было таково, что не верилось, что вообще возможно еще удержать купол - с него еще в 2003-2004 гг, кирпичи стаями спрыгивали на головы прохожим.
Декор трапезной
Ещё
И ещё
И ещё
И вблизи.
А тут одновременно виден декор трапезной, четверика и восьмерика.
Опять трапезная.
Трапезная.
Четверик
Основной храм - восьмерик на четверике с архаичными коническими тромпами. Там ещё идут работы и нас туда не пустили. Потому я воспользовался фотографиями начала реставрации, найденными в интернете.
Росписи, выполненные в 1910-х гг., практически утрачены. Они выполнены поверх более ранних, первой половины XIX века, также почти утраченных.
А в действующей части храма ситуация на данный момент такова:
Трапезная и колокольня - довольно характерный и для своего времени и показательный памятник - результат деятельности священника Андрея Воскресенского, прослужившего в Оковцах свыше пятидесяти лет, организовавшего крестные ходы со святынями во Ржев и в Зубцов, в результате чего в Оковцы дополнительно потянулись паломники (а с ними и средства). Новая трапезная с приделами во имя святителя Николая и преподобного Серафима Саровского превратила храм в настоящий собор.
На колокольню, кстати, можно влезть - 100 руб. с носа. Этим мы и воспользовались и ничуть не пожалели.
А слезши оттуда отправились на охоту за видами церкви.
Но лучшие виды открывались с другого берега Пырошни и моста через неё:
А ещё умилило объявление на входе: «Ежели телефон ваш, одержимый бесами, зазвонит во время службы, то будет он у владельца изъят и для бесов изгнания с молитвою помещён в святую воду». Блеск!
Вот такое у нас получилось открытие. Отправляясь в путь мы не подозревали о существовании этой церкви. А совершив его, мы, слегка обалдевшие, двинулись в сторону нашего временного обиталища - маленькой турбазы «Наволго», расположенной, как ясно из оригинального названия, на озере Волго. И доехав, предались приготовлению и поеданию шашлыков и прочему отдохновению.
А на турбазе нас до слёз умилила памятка для проживающих.
На следующий день нас ждали Исток Волги, Вершина Селигера и Ширков Погост.
Предыдущие части:
Глава I,
Глава II,
Глава III,
Глава IV