По Верхневолжью и Селигеру сквозь хляби небесные.

Aug 07, 2023 13:25

Глава VIII. Ширков Погост. Деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи.



Карта нашего маршрута.

Ссылка на карту.

Это было, не смотря на всю подготовку и ожидания, главное потрясение похода. Удар поддых. Но, по порядку.

Всласть налюбовавшись Селигером с его вершины (написано намеренно и так и оставлю этот занятный оксюморон - вершина озера), мы погрузились в машину и поскакали по описанной уже «потрясной дороге» в сторону Пено. Слава богу, участок наложенных друг на друга в семь слоёв заплат, не слишком велик, а дальше идёт нормальная дорога.

Долго ли, коротко ли, но навигатор сообщил нам, что надо поворачивать направо в сторону населённого пункта Переходовец. Мы свернули на грунтовку и попали на стиральную доску. По оной грунтовке грейдер ходил явно недавно, но как-то не аккуратно, превратив полотно в мелкую волну. Словом, тыгыдым-тыгыдым-тыгыдымский конь. Короче, хотите посмотреть страну - покупайте полноприводной автомобиль рамной конструкции.

Переходовец мы миновали.  Когда-то большое и богатое село являло картину разрухи с развалившимися избами и зарослями борщевика до неба. День триффидов, туды его в качель. Жилым остался хорошо если один дом из четырёх. Проехали и впали в упадническое настроение - даже разговоры смолкли.



Следующей на нашем пути оказалось деревня Заёво. Да, топонимы в том краю блещут оригинальностью. Выглядел населённый пункт куда лучше - сказывалось соседство крупной турбазы. И ведь тут ещё ничего - автобус ходит и мусорные контейнеры стоят. Остаётся надеяться, что со временем тут возникнут дачные местечки всё более-менее устаканится. Или мясо-молочное животноводство вернётся. Уж больно душу рвёт такое зрелище.

Ну а мы двинулись дальше. Вдоль берега озера Вселуг деревни выглядели повеселее. Ну а мы пилили и пилили по грунтовке и вот перед нами открылось ОНО - Чудо!



Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ширковом Погосте.

Это церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ширковом Погосте. Построена в 1694 г. Престол один - Рождества Иоанна Предтечи.

Храм является редким памятником деревянного древнерусского зодчества. Его основание связано с двумя преданиями. По одному из них, церковь была построена в знак победы Александра Невского в XIII в. над литовцами на том месте, где был разгромлен враг.
   Другое предание говорит о том, что в давние времена торговые люди шли по этим местам из Новгорода и несли с собой две иконы Иоанна Предтечи. Остановились на высоком берегу на отдых. А когда собрались продолжить путь, то не смогли поднять иконы и оставили их на этом удивительно красивом месте, где братья Ширковы и возвели церковь.

Цитата: «Топором да рубанком создали они удивительное строение, перед которым и сегодня мы останавливаемся изумленные. Церковь Иоанна Предтечи своим сложным силуэтом, удивительно гармоничными пропорциями отдельных форм оставляет неизгладимое впечатление». (Архитектор Ф. И. Макаров. «Калининская правда» от 16.01.66 г.). Да, тот самый, о которого я столь часто упоминаю в цикле о Твери.

Нынешний храм - скорее всего второй от основания погоста. Он построен в 1694 г. (в 1697 г. установлен иконостас, и эта дата иногда встречается как дата постройки храма) при священнике Кирилле Авдееве, дьячке Семене Сазонове, уже известном нам по Новосоловецкой пустыни пономаре Парфении Авдееве и просвирнице Акулине Федоровой. Как было обычно в те времена, священник Кирилл Авдееев сначала был дьячком (в 1678 г. числится в дьячках), а в 1690 г. он был рукоположен во священника. Брата его, пономаря Парфения (в иночестве монаха Петра) можно уверенно записать в число плотников, рубивших церковь - человек, который мог почти в одиночку строить на острове в преклонных уже годах монастырь, явно умел хорошо обращаться с плотницким инструментом…
   Благотворителями постройки выступили окрестные помещики, в частности, Мирон Акимович Панафидин: на его средства был устроен иконостас. А среди благотворителей более раннего времени следует назвать помещика Ивана Павловича Лошакова, который вложил в церковь в 1637 году хранившееся в ней до 1950-х гг напрестольное Евангелие.

Так что, редкий случай, «строитель храма сего» нам известен. По крайней мере, один.



Вид храма по состоянию на конец 60х- - начало 70-х гг. XX в.

В 1901 г. число прихожан достигло 2692 человек. В старую церковь они просто не влезали. И потому было принято решение строить новую новый каменный храм. Возможно, это отчасти и спасло Тверские Кижи - расширять деревянный храм не было ни смысла, ни возможности, а вот постройка была кое-кому известна в столицах.

Впервые ее зарисовал А. А. Виноградов в 1877 г. В 1903 г. храм обмерили и тогда же сфотографировали (В. А. Щуко, Л. Л. Шретер, Н. Е. Лансере). Тогда же прихожане начали строительство каменной церкви с теплыми приделами по проекту тверского епархиального архитектора А.П. Федорова (один из лучших проектов этого архитектора и о нём я расскажу чуть ниже).

Прихожане ширковского прихода хотели сохранить деревянную церковь как памятник старины. 3 апреля 1913 г. священнослужитель Илья Ильинский, диакон Михаил Голубев и 22 уполномоченных прихода ширковской церкви послали в Императорскую Археологическую комиссию прошение, в котором говорится: «В погосте Ширково, что на Волге, в 19-ти верстах от ее истока, находится относящийся ко вт. п. 17 века, замечательный памятник старины - храм во имя Св. Иоанна Крестителя. Стиль церкви - древнерусский, оригинальной постройки с многочисленными на все фасады двухскатными крышами, в несколько ярусов, а само здание сооружено из бревен и балок непомерной толщины - о чем имеются, как известно, подробные сведения в Императорской Археологической комиссии.
   Прихожане по мере сил и возможности ремонтировали и поддерживали свой храм по сие время. Однако, неудобство, выражающееся в том, что ввиду отсутствия в оном печей, молящимся зимой приходилось присутствовать при Богослужении, не иначе, как в тулупах и рукавицах, заставили приложить все усилия и средства для постройки современного храма.

При этом расходы настолько поколебали городской бюджет, что о поддержании старой церкви нечего стало и думать. Поступить по установленному обычаю, т.е. продать ее на снос, дабы на вырученные деньги улучшить новый храм - невозможно. Это было бы непростительным грехом по отношению к такому памятнику старины. Между тем на ремонт как выяснилось из осмотра сведующими людьми, потребно от 1200 руб. до 1500. Взять же их прихожанам и без того обремененным постройкой нового храма, положительно негде. Посему прихожане и священнослужит. погоста Ширково имеет честь покорнейше просить Археологическую Комиссию, не найдет ли она возможности сделать необходимый ремонт и принять в свое ведение означенную церковь, как одну из археологических древностей Тверской губернии».

Археологическая Комиссия обратилась в Священный Синод с прошением, в котором говорится:

«Императорская Археологическая Комиссия препровож. при сем копии ходатайства причта и прихожан из Села Ширково Осташковского уезда и фотогр. снимок, считает долгом обратить внимание Святейшего Синода на эту церковь, требующую ремонта, как выдающихся художественных достоинств...»

В конце-концов храм перешёл в собственность Императорской Археологической комисии. А потом была 1 мировая война, Революция, Гражданская война, Великая Отечественная...

И. Э. Грабарь, помещая фотографию церкви в послевоенное переиздание своего альбома «История русского искусства», писал о деревянном храме Ширкова погоста в прошедшем времени - он не мог поверить, что храм, находившийся на линии фронта, мог сохраниться. Но случилось невероятное: храм уцелел. Архитектор профессор А. В. Ополовников - тот самый, что сохранил для нас Кижи, в 1960 г. вновь открыл его для русского искусства. Правда, даже его энергии, целеустремлённости и немалых связей не хватило, чтобы всё сделать, как надо. Реставрация шла настолько неспешно, что едва не погубила наш шедевр. Рухнула глава, была разобрана без обмера колокольня 1830-х гг, а реставрационные леса, стоявшие вокруг здания много лет, привели к резкому ускорению разрушения сруба. Если бы не дощатая обшивка 1876 г., может быть не такая эстетичная, но принявшая на себя главный удар сырости от лесов, возможно, реставрировать стало бы уже нечего. Но, к счастью, со сменой подрядчика в 1974 г. (им стал Осташковский реставрационный участок) к 1977 г. реставрация все же завершилась с полной заменой нижней части сруба и воссозданием утраченной еще в начале XIX в. галереи-гульбища.

Думаю, пришло время рассказать о конструктивном и объёмно-планировочном решении здания. Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи, по моему скромному мнению, является одним из лучших образцов русской деревянной архитектуры.  Архитектурное решение церкви удивительным образом сочетает в себе простоту и строгость с монументальностью и изяществом.

Храм Рождества Иоанна Предтечи является самым интересным образцом деревянных ярусных церквей типа «четверик на четверике». Еще в 1887 г. писалось, что «по части pyccкогo зодчества наружность церкви представляет редкость и интерес». Такой тип храма некогда был распространен. Так, известно существование подобной церкви в середине XVII в. в Ниловой Столобенской пустыни.

А пока немного обмерных чертежей, дающих хорошее представление об объёмно-планировочном и конструктивном решении церкви:



Фасад церкви по состоянию на 1903 г.



План церкви по состоянию на 1903 г.



Разрез.



Южный фасад по состоянию на 1980 г.



План по гульбищу



Разрез.

А вот так церковь выглядит сейчас:







Меня просто потрясли брёвна нижних венцов и венцов, поддерживающих гульбище - диаметр до 70 см. в комле, с минимальным сбегом и длиной 14 м. Я такие видел в первый раз.





Консоли, поддерживающие гульбище



Гульбище.



Гульбище и крыльцо.



Любовь Александровна в качестве масштабной линейки возле угла, рубленного в лапу.

Срубы собраны в лапу и в обло, что хорошо видно на приведённых выше фотографиях. Качество врубок выше всяких похвал. Не представляю, как это можно было сделать одним топором и собрать без современных подъёмно-транспортных механизмов. Между прочим, высота храма составляет 45 м - выше Преображенской церкви в Кижах.



Южный фасад.



























Северный фасад.













Безумной красоты здание в безумно красивом месте:





Вот только ему нужна реставрация и срочно.



Гниль по углам из-за утраченного водостока.



Подпёртое бревном крыльцо.





Вечный замок на дверях.

Ведь в Кижах же смогли. Опыт есть, технология отработана. И восстановления здания, и его интерьеров. А это не менее уникальный объект. Понятно, что это стоит больших денег, но не настолько, чтобы их было невозможно изыскать. Однако, областным властям накласть с высокой вышки - чтобы средства появились, их надо изыскивать и в своём бюджете, и теребить федеральные власти - отобьются. Вокруг Ширкова Погоста можно такой туристический кластер создать - закачаешься. Но это ж работать надо, а не щёки в телевизоре надувать, вещая о развитии туризма в области. Грустно, девушки...

Вот с такими мыслями мы увековечились на разваливающемся крыльце



Семейство Петровых.



Ваш покорный слуга.

и отправились осматривать другой Предтеченский храм в Ширковом Погосте - каменный.

По дороге я обернулся и снова ощутил себя муравьём, по сранению с гением предков.



Предыдущие части: Глава I, Глава II, Глава III, Глава IV, Глава V, Глава VI, Глава VII

Архитектура, Природа, История, Родной край, Путешествия, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up