По Верхневолжью и Селигеру сквозь хляби небесные.

Aug 15, 2023 14:47

Глава XIII. Остальные храмы и Архиерейская набережная - парадный фасад Нило-Столобенской пустыни.





Схема Нило-Столобенской пустыни. Кликабельно.



С Богоявленским собором мы познакомились здесь, а теперь давайте посмотрим на другие здания обители. Поехали!

Надвратная церковь Петра и Павла (№2 на схеме).











Строительство церкви шло с 1760 по 1764 г. Строительством руководил селижаровский мастер Фома Павлов, артель которого прославилась строительством храмов в Осташкове, Торопце, Ржеве и их окрестностях. Автор проекта тоже он. Талантливый архитектор и инженер-самоучка построил храм в стиле барокко и выказал при этом тонкое понимание этого стиля. В облике церкви ощущается влияние торопецкой школы зодчества. В конструктивном плане храм представляет собой восьмерик на восьмерике, увенчанные куполом, завершающимся восьмигранным барабаном.

Кстати, имеет место быть довольно интересная информация,  о том, что находясь в статусе церкви, храм Петра и Павла отчетливо напоминает своим внешним видом колокольню, расположенную и действующую при Троицком соборе в Осташкове.

Важно отметить, что в большей мере они похожи в области архитектурного оформления нижнего яруса, представленного в виде спаренных колонн с подвешенной между ними гирькой, а также выполненными из кирпича картушами, расположенными во втором ярусе. Если сравнивать ее с храмом Нила Столобенского, то можно заметить гораздо меньшее количество присущих храмам того времени черт, характеризующихся «столичным» стилем. Столь явное сходство колокольни и надвратного храма Нила совершенно не относится к разряду обычного совпадения. До того момента, когда было осуществлено строительство многоярусной колокольни, действующей при Благовещенском соборе, ее довольно высокий и венчающий ее восьмерик, оснащенный барабаном, был выставлен на довольно вытянутое по форме восьмигранное основание собственной церкви. Что касается общего вида монастыря, то в его панораме колокольня выполняла роль самой высокой постройки, а также служила в качестве центрального композиционного акцента.

В церковь можно попасть только по скрытой и сделанной в самой стене лестнице. На одном уровне со вторым ярусом в прошлом проходила галерея, оснащенная кованой металлической решеткой. Как только были завершены все планируемые по плану строительные работы, начался процесс внутренней отделки и планирования интерьера. Имеющиеся во внутреннем убранстве барельефные композиции и картуши, выполнены исключительно на евангельскую тематику, что особенно роднит храм Преподобных святых Петра и Павла с лепным убранством еще одного монастырского храма, освященного в честь Воздвижения, который был выстроен стараниями Семена Конягина.

Не сохранившийся до сегодняшнего времени резной иконостас расписывал Борис Уткин - один из выдающихся мастеров известной и уважаемой династии осташковских иконописцев.

В 2000-е годы церковь и её интерьеры были отреставрированы под руководством архитектора-реставратора В. А. Федотова.

Надвратная церковь прп. Нила Столобенского (№3 на схеме).









Ещё одно творение Фомы Павлова. Построена в 1751-1755 гг в барочных формах. За образец Фома Павлов взял надвратную Тихвинскую церковь Донского монастыря в Москве. В этом можно убедиться, если сравнить два нижних яруса этих храмов. Первоначально церковь венчал восьмигранный фонарь с пятью главами, впоследствии в 1832-1838 гг. верхнюю часть полностью перестроили для того, чтобы придать ей сходство с новым Богоявленским собором. Вместо двух верхних ярусов была сооружена купольная ротонда с шейкой, увенчанной шаром с крестом.

В 2000-е годы церковь и её интерьеры были отреставрированы под руководством архитектора-реставратора В. А. Федотова.

Церковь Всех Святых (№4 на схеме).

Сейчас полностью затянута сеткой - идёт реставрация. В её начале церковь выглядела так:



Небольшой четырехугольный храм, первоначально пятиглавый, впоследствии в 1832 г. увенчанный ротондой с одной срединной главой, был построен в 1699-1701 гг. и до перестройки алтаря в 1723 г. называвшийся церковью преподобного Нила.

Во время постройки Богоявленского собора она заменяла соборную церковь и в ней на это время были поставлены мощи преподобного Нила. Также называлась больничной церковью, так как в пристроенном корпусе прежде находилась монастырская больница.

В соответствии с программой восстановления памятников Министерства культуры в конце 2010 г. в храме начались восстановительные работы - восстановление стен и крыши-ротонды. Правда, по последним слухам концепция сменилась и будут восстанавливать исконное пятиглавие. Будем посмотреть.

Воздвиженская или Крестовоздвиженская церковь (№21 на схеме).

















Построена в 1784-1788 гг.  в стороне от монастырского комплекса, на небольшом мысу. На первый взгляд она может показаться сооружением не местных каменщиков, а творением профессионального архитектора - очень уж непривычны для осташковского зодчества её классические барочные пропорции, объемы - высокий восьмерик на двухсветном четверике и декор. Однако есть сведения, позволяющие предположить, что строила её артель Фомы Павлова (сам Павлов к тому времени уже умер). Храм симметричен вдоль оси восток-запад: алтарной апсиде отвечает с запада равновеликий притвор. А ещё доподлинно известно, что капители для ее пилястр делались осташковским мастером. Лепная декорация здесь более строгая, сдержанная, нежели в церкви Петра и Павла, в ней гораздо заметнее влияние столичных образцов. Даже внимание Александра I, посетившего Нилову пустынь, привлекло убранство именно этой церкви, исполненное осташковским «рещиком Кондратием Семеновым Конягиным». По словам историка прошлого века В. В. Успенского, Кондратий Семенов Конягин занимался не только лепными работами, но и перепиской книг, отличался «благочестивою подвижническою жизнью» и под конец принял монашеский постриг. Его мастерство было далеко известно за пределами Ниловой пустыни, он приглашался для выполнения лепных и резных работ в Валаамский монастырь на Ладожском озере. Живопись в церкви исполнили Илья Михайлов Вераин и Семен (Еремеев?) Уткин - еще один представитель потомственной династии осташковских живописцев. По наблюдениям, сделанным реставраторами В. В. Филатовым и Л. М. Колтуновой, росписи Воздвиженской церкви имеют большое сходство с живописью надвратной Петропавловской церкви в монастыре и Воскресенского собора в Осташкове. Не исключено, что над убранством всех этих церквей трудилась одна и та же артель
С 1936 по1967 гг. церковь использовалась под электроподстанцию, а в 2010-х началась реставрация под руководством упоминавшегося уже архитектора-реставратора В. А. Федотова. Сначала привели в порядок внешнее убранство, а теперь дошли руки до реставрации росписей и внутреннего убранства.

Рядом с церковью расположен памятник иеромонаху Амвросию Матвееву, героически погибшему в 1915 г., возглавляя атаку 3-го Гренадерского Перновского полка.







Иеромонах Амвросий (Матвеев) родился в 1880 г. в семье крестьянина Осташковского уезда Тверской губернии. Образование получил в сельской школе, по окончании которой работал кузнецом. В 1903 году был призван на военную службу рядовым в Заамурский округ Отдельного корпуса пограничной стражи. Принимал участие в Русско-японской войне. После увольнения в запас был принят послушником в Нило-Столобенскую пустынь, а затем был пострижен в монахи.

В начале Первой мировой войны был рукоположён во иеромонаха. 17 (30) декабря 1914 г. прикомандирован «для исполнения пастырских обязанностей» в лейб-гвардии 1-й стрелковый Его Величества полк, а 30 апреля (13 мая) 1915 г. переведён в 3-й гренадерский Перновский полк.

В июне 1915 г. полк находился в армейском резерве, но неожиданно был вызван для поддержки соседнего корпуса. Сразу после долгого перехода 24 июня (7 июля) полк вступил в бой. Германские войска усилили артиллерийский обстрел и перновцы стали отходить. В этот момент Амвросий, держа в руке крест, обратился к солдатам с пастырским словом, увлекая их за собой в контратаку. Воодушевлённые призывом гренадеры «ударили в штыки» и окончательно опрокинули противника. При этом сам священник погиб.

А памятник работы скульптора В. Д. Шанова был установлен здесь в 2021 г.

Ну, а теперь поговорим о Архиерейской набережной - парадном озёрном фасаде обители. На неё выходят Богоявленский собор, церковь прп. Нила Столобенского, Архиерейские кельи и Братский корпус.







Приступим.

Архиерейская пристань (№8 на схеме).



Вид с воды на Архиерейскую пристань, Архиерейскую набережную и Архиерейские кельи. Покрадено в интернете.



Архиерейская пристань. Вид с воды. Покрадено в интернете.



Вид с суши.

Построена в 1813 - 1814 гг по проекту неизвестного архитектора. Из самого названия этого монастырского строения понятно, что она использовалась для встречи епископа и, конечно, для остановки Крестного хода из Осташкова в день памяти преподобного Нила.

Стоит отметить, что это было не единственное строение такого типа в монастыре. Неподалеку располагалась ещё одна пристань с галереей (полукруглым навесом с крышей) и ремонтным доком, где причаливали не только лодки, но и вполне приличные пароходы.

История сохранила для нас несколько дореволюционных снимков, на которых отчётливо видно это строение, входившее в комплекс Архиерейской набережной, протянувшейся вдоль Архиерейских келий (№9 на схеме) и Братского корпуса (№10).







Архиерейские кельи (№9 по схеме).











Построены в 1751 г., вероятно, в стиле барокко и капитально перестроены в 1838 г. тверским губернским архитектором И. Ф. Львовым (не князем) в стиле псевдоготики, хотя я бы сказал, что эклектики. Некоторые граждане обвиняют Львова в плагиате, мол, нашёл завалявшиеся чертежи Богоявленского собора К. И. Росси (об этом я писал здесь) и украл. Почему мол, стиль соответствует не творению И. И. Шарлеманя?

Давайте разбираться. Я неровно дышу к не князю Львову и постараюсь защитить его доброе имя. Итак, к моменту начала работ по перестройке Архиерейских келий, Богоявленский собор Шарлеманя уже стоял. Весомо, грубо, зримо. С 1833 г. Приезжай и рисуй с натуры. Ладно, допустим, Иван Фёдорович был ленив (что не так) и на место строительства не поехал, а нашёл чертежи России, скопировал, подписал и тиснул, как свои. Сравним?





Проект Богоявленского собора К. И. Росси. Кликабельно.

Кликаем, увеличиваем и наблюдаем: стрельчатые проёмы с архивольтами, розетки французской розой, колонны дорического ордера на портике, парапет «морская волна», люкарны.

Теперь посмотрим, что «наплагиатил» не князь Львов:







Ой, как неудобно получилось! И колонны-то у Львова вариация на тему египетских с пальмовидными капителями - в моде был тогда Египет, да, но это уже не неоготика, а эклектика получается. И проёмы не стрельчатые, а со стрельчатыми наличниками в духе английской неоготики или, если хотите, стиля Revival, что тоже было модно, как и всё англиское. Как там у Пушкина: «...в высоком лондонском кругу зовётся vulgar (Не могу...) Люблю я очень это слово, Но не могу перевести; Оно у нас покамест ново, И вряд ли быть ему в чести...». А Огастес Пьюджин в Англии уже развернулся и архитектурная общественность России была в курсе этого - книга с гравюрами проекта здания парламента в Лондоне уже вышла и даже была переведена на русский. И ещё куча более мелких деталей: пилястры, филёнки с барельефами, парапеты, имитирующие портики и т.д. Плагиат, ага! Так что, придётся критикам смириться с тем, что и губернские архитекторы могут находиться на пике моды. Росси, кстати, свой проект разрабатывал тоже будучи мало кому известным тверским губернским архитектором.

Ну а теперь мы плавно перейдём к Братскому корпусу, составляющему с Архиерейскими кельями единый архитектурный ансамбль.

Братский корпус (№10 на схеме).



Общий вид Братского корпуса. Как ни старался, Архиерейские кельи не влезли.



Так Братский корпус выглядел в начале XX в.



Западное крыло Братского корпуса.



Братский корпус и его восточное крыло - Архиерейские кельи.





Братский корпус и его западное крыло.

Как видите, всё решено в одном ключе. И, думаю, вы догадались «кито это сделаль» © Равшан и Джумшут. Правильно - это творение И. Ф. Львовыа, хотя построен Братский корпус был в 1675 г. осташковскими мастерами и, скорее всего, походил на Трапезную палату, о которой я расскажу в следующий раз. Но в 1838 г. не князь Львов перестроил их до неузнаваемости, что, пожалуй и к лучшему - получилось интересно и оригинально. Именно это эклектично-неоготичный симметричный объём замкнул композицию парадного фасада монастыря, связав в единое целое гигантский ампирный Богоявленский собор и барочные вертикали - Петропавловскую и Нило-стольенскую надвратные церкви. Думаю, если бы Иван Фёдорович перестроил бы Братский корпус и Архиерейские палаты в стиле классицизма или ампира, в которых он любил и умел работать, вышло бы слишком скучно. А так у очень протяжённого фасада появился ритм и лёгкость.

На этом я, пожалуй, закончу. Продолжение в следующем номере ©.

Предыдущие части: Глава I, Глава II, Глава III, Глава IV, Глава V, Глава VI, Глава VII, Глава VIII, Глава IX, Глава X, Глава XI, Глава XII.

Архитектура, Скульптура, История, Родной край, Путешествия, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up