Казыгурт. Часть 1: две попытки найти священную гору

Jul 28, 2015 15:25



От Чимкента до Ташкента раскинулась довольно странная местность, которую и населяют примерно поровну казахи и узбеки, Казахстан владеет ей почти до ташкентских окраин, но дыхание главного среднеазиатского города ощущается через границу. Здесь живописные пейзажи, колоритные аулы, есть пара домонгольских мавзолеев и несколько священных мест, и над всем этим довлеет гора Казыгурт (1768) - "западный коготь Тянь-Шаня", в профиль прекрасно видимый из Чимкента или древнего Сайрама. О горе этой мне много рассказывали ещё в 2013-м году, в моём осеннем путешествии, и говорили всякие чудные вещи - что к ней причаливал Ноев ковчег, что где-то у её вершины есть самораздвигающиеся скалы, что на её склоне нарисован огромный крест в двойном круге... В общем, всё это звучало очень заманчиво, но увидеть Казыгурт мне удалось лишь со второй попытки этой весной.

Ну а я ездил я через этот далёкий от России угол целых пять раз, ведь самый популярный путь в Узбекистан - из Чимкента по трассе через пограничную Черняевку, которая находится по сути дела в предместьях Ташкента. Так что о Казыгуртской стороне будет целых два поста: в первом - о самой горе и двух попытках её достичь, а во втором - о священных скалах, древних мавзолеях аула Турбат и о самой Черняевке.

Казыгурсткая сторона на удивление приятна глазу - не гиблая безлюдная степь, но и не перенаселённые оазисы. Аулы тут стоят примерно с той же частотой, что деревни в Средней полосе России, а вид у них достаточно ухоженный - сказывается и богатство "Техаса" (как называют в остальной стране Южно-Казахстанскую область), и близость Узбекистана - главного исторического соперника, которого грех не уесть. Но как здесь отличается пейзаж осенью и весной!

2.


3.


Сами аулы в основном достаточно, но в меру крупные, и почти в каждом - новая мечеть:

4.


А когда на сопках у трассы замаячит силуэт корабля - верьте своим глазам:

5.


Одна из особенностей Средней Азии - обилие собственных легенд на ветхозаветные сюжеты. Так, в киргизском Джалал-Абаде, его целебных водах на Аюб-горе Господь лечил от язв Иова; на Сулейман-горе в Оше молился Соломон и упокоились служившие ему сильнейшие из зверей; в Самарканде покоится пророк Даниил, а в Миздакхане под Нукусом - первочеловек, ни то Адам, ни то Гайомард. К Казыгурту же, по местной легенде, причалил когда-то Ноев Ковчег - то ли гора в те времена была гораздо выше, то ли просто Средней Азия на то и Средняя, что вышедшим из берегов морям до неё уж слишком далеко. Я знал заранее, что некую сопку у трассы отмечает новодельная ладья, и почему-то думал, что и все прочие красоты и святыни Казыгурта находятся где-то около неё. Туда я и поехал в 2013-м году с автовокзала "Бекжан" около Южно-Казахстанской мечети по выженной солнцем земле:

6.


Попытка №1. Сентябрь-2013.

Собственно вершина Казыгурт - вон там, выглядывает из-за холма. Скоростная трасса, кстати, в 2015-м была оба месяца моей поездки закрыта на ремонт, который маршрутки объезжали по аулам, так что в этот раз подойти к кораблику я бы вряд ли сумел.

7.


Ну а тогда меня довольно быстро настигло разочарование. Поднимаясь по лестнице, изнывая от невыносимой сухости воздуха (вот удивительно, но в городах тут в это время дышать легче, чем за городом!), я набрёл на кумысный ларёк, и выпив пиалу, поинтересовался, далеко ли тут крест на склоне и двигающиеся скалы. Толстый разморёный продавец, смотревший телевизор, лениво ответил: "километров двадцать", и я понял, что приехал на Ложный Казыгурт:

8.


Хотя Ковчег, профилем больше похожий на заброшенную в эти края древнерусскую ладью, украшенный изображениями животных на постаменте, смотрелся конечно интересно:

8а.


Кругом выженные сопки. Казыгуртский кряж тянется где-то на 20 километров, пересекая трассу, и здесь задолго до покорения Россией ходили торговые караваны. Кораблик просто отмечает перевал, хотя после горных дорог Тянь-Шаня перевалом это место назвать сложно:

9.


Животные из Ноева Ковчега - настоящие и не очень:

10.


За "настоящими" - если я не ошибаюсь, вершина Баканалы (879м), замыкающая кряж на западе:

11.


А есть тут и такое... Вот не понимаю, почему ещё ни разу в Средней Азии мне не встречались ни скорпионы, ни фаланги?

11а.


Трасса вьётся между сопок в сторону Чимкента, и мне сложно представить более среднеазиатский пейзаж:

12.


И уходит с перевала на юг. Горы - кажется, ни что иное, как Чимган, куда путника должен привезти "ишак - знаток Туркестана". Помню, как в 2013-м я вглядывался в дымку, надеясь различить силуэт Ташкента с его телебашней, но на самом деле до него ещё больше ста километров, так что даже в ясный день это вряд ли реально. Да и теперь этого не надо, теперь я в Ташкенте провёл суммарно чуть меньше недели, но пока ещё о нём не написал.

13.


Аулы - зелёные островки в рыжей степи:

14.


У подножья Настоящего Казыгурта:

15.


Так ни с чем я и покинул Ложный Казыгурт, на трассе поймал грузовичок и укатил назад в Чимкент, вымотавшись на иссушающей жаре так, что не сходил тогда в достигнутый лишь через полтора года и показанный в прошлой части Городок Металлургов.

16.


Попытка №2. Май-2015.

А вот как выглядит с дороги Настоящий Казыгурт. Весной тут зелёная пастораль, как где-нибудь в Ирландии (само собой, своими глазами не виденной), только вместо беленьих овечек - чёрные и бурые бараны:

17.


Я приехал в райцентр - крупное село Казыгурт, скорее даже небольшой городок (14 тыс. жителей), до 1993 года - банальное Ленинское. На главной площади - соседствуют какой-то батыр и мемориал Великой Отечественной, и это очень характерно - к историческим вопросам казахи относятся по разному, но Победу чтут едва ли не безоговорочнее, чем в России.

18.


Здесь меня встретили Лида abyaneh с сыном Сашей, с которыми мне предстояло разделить Вторую поездку в Узбекистан (а развиртуализовались мы чуть раньше на руинах Акыртас под Таразом). А ещё - их друг, каучсёрфер Сардор из села Турбат. Молодой и очень интеллигентный узбек, он живёт там с родителями, женой и совсем ещё маленькими детьми в большом доме с зелёным двором, и периодически принимает гостей со всего света (после нас, к примеру, ждал американцев), а в Казыгурте ведёт уроки английского языка. У него в Турбате Лида и Саша гостили уже не первый день, и мы планировали день покататься по Казыгуртским краям, затем переночевать у него в гостях и рано утром двинуться в Ташкент.

19.


С тех пор я умудрился забыть, где и как пролегает дорога на Настоящий Казыгурт, тем более Сардор этой дороги не знал, и уточнял дальнейший курс практически в каждом ауле. Во всяком случае, мы проехали обратно в сторону Чимкента больше половины дороги. Хорошо помню ориентир, вроде бы в ауле Рабат - у поворота с трассы из оросительной трубы хлещет фонтан, под которым прохлаждаются кони обычные и железные:

20.


Приобщились на обратном пути и мы - в перегретом салоне почти сразу ощутимо падает температура, а машина действительно становится чистой:

21.


Рядом более традиционный водопадик. Увы, засорены такие места в Казахстане и Киргизии ещё похуже, чем у нас:

22.


Вид Казыгурта от подножья. Говорят, похож на лежащего верблюда с двумя горбами, и в общем даже где-то так и есть:

23.


Труба котельной в последнем ауле - если ничего не путаю, Атбулак:

24.


Дальше лишь грунтовки, по степной традиции расходящиеся и сходящиеся по всей своей длине - накатывали их кто во что горазд, но в общем на легковой машине дорога оказалась вполне проходимой:

25.


Здесь нас постоянно сопровождали вот эти птички, e которых friedlaender опознал щурок, или пчелоедов:

25а.


Мы думали, что дорога приведёт на вершину Казыгурта, где все знакомые с чужих слов достопримечательности буду расположены рядом или хотя бы вдоль какой-то тропы, но не тут-то было! На вершине Казыгурта, может быть, тоже что-нибудь есть, но святыни разбросаны по его окрестностям, и наша грунтовка вела не наверх, а опоясывала гору по склону. С определённых ракурсоы хорошо видны седловины в форме лодочек:

26.


Это, как я понял из легенд, и есть место, куда причал Ковчег. Ещё лучше это было бы видно вблизи, но идти туда пришлось бы по жаре добрых пол-дня, поэтому я лишь переснял картинку в буклетике... последний, впрочем, был только на казахском и в принципе не особо информативен.

26а.


Одинокая могилка в огромной ограде - может быть, кладбище целого рода?

27.


Странный водоём, вроде бы ощутимо наклонный, но при этом зеркально неподвижный:

28.


Если бы сюда хотели завлечь туристов, то это бы называли "гравитационной аномалией", мы назовём это "оптической иллюзией", ну а местные никак не называют - водоём и водоём:

29.


В распадке за озерцом дорога вдруг нырнула в крошечный прохладный лесок (для Средней Азии само по себе удивительно!), в глубине которого уткнулась в первую из казыгуртских святынь Ак-Бура. Сидевшие у дастархана за чайком и баурсаками старики смотрят на нас озадачено - кажется, русские люди (а тем более иностранцы) тут бывают нечасто. Родители Сардора и вовсе были против того, чтобы он нас сюда возил - мол, здешний мулла этого не одобрит, и это может бросить тень на весь их дом.

30.


А вот для казахов и узбеков тропа не зарастает - пока мы тут были, успели приехать и уехать минимум три машины, в каждой по семье. Кто-то и всё это время сидел в теньке за чаем, как например вон то семейство на дастархане прямо над речкой. Еда у гостей своя, а посуда, стол и очаг - местные:

31.


Лесочку даёт жизнь святой источник, мощный и чистый настолько, что его вода идёт в аулы у подножья. Ак-Бура - в переводе Белый Верблюд, и само это название в Средней Азии не редкость. Точно не знаю, к чему оно отсылает, но учитывая, что например Ак-Жол (Белая дорога) - это благословение в добрый путь, а верблюд долгие века был тут основным междугородним транспортом, Ак-Бура - явно что-то очень хорошее.

32.


По разные стороны источника - два новодельных мавзолея, но то ли я забыл записать, то ли мне не смоггли объяснить, кто в них покоится и чем именно славен. Как бы то ни было, место очень чтимое и светлое:

33.


34.


Дальше мы долго пили чай в компании тех самых стариков на дастархане и пытались расспросить, куда дальше ехать, так как не эти мавзолеи были на Казыгурте нашей целью, но расспросить их оказалось не так-то просто - они недостаточно хорошо знали русский, Сардор не всё мог перевести на казахский (учитывая, что он узбек и оба языка ему не родные)... то есть, бытовые разговоры мы вели без проблем, но вот в терминах возникала непреодолимая стена. Кое-как нам смогли объяснить, что на вершину идти мы управимся разве что к вечеру, а вот до Скал Адама и Евы есть асфальтовая дорога, километров 20 отсюда. Напоследок - искупались... правда, купальнями тут называют скорее душевые, в которые поступает холодная вода из источника, и я единственный из всей компании туда не полез. Такие места - куда люди приезжают и отдохнуть, и поклониться святыням - в Средней Азии сплошь и рядом, но мало где в краю жарких пустынь и холодных гор найдётся такой уютный лесок. Расслабляться, впрочем, тоже не стоит - в кустах совсем рядом с дастарханом мы спугнули немаленького размера змею.

35.


Здесь же мы пытались узнать про Крест Казыгурта - якобы, где-то на склоне горы камнями выложен геоглиф в виде креста с перекладинами длиной по 32 метра и шириной по 4 метра, обведённый кругами 60 и 80 метров в диаметре. Написано об этом кресте очень много (например, так) - но при этом на весь интернет ни одной фотографии, и известен он чуть ли не с 1980-х годов. В более "жёлтых" статьях писали, что это древнее ни то зороастрийское святилище, ни то несторианский знак; в претендующих на серьёзность - что скорее, крест сложили уже в ХХ веке, но совершенно неясно, кто и зачем. Ну а я рискну предположить, что это и вовсе "утка" и никакого Креста Казыгурта не существует в природе - по крайней мере никто из местных о нём не знал.

36.


Едем вниз по тем же грунтовкам, впереди Великая Степь. При взгляде на неё с предгорий Тянь-Шаня меня каждый раз поражает, что ближайшие горы в этом направлении - где-то по ту сторону Ледовитого океана и Северного полюса.

37.


В дымке можно различить Чимкент с его высокими трубами. Это вот бывший свинцовый завод (1928-34), красивому сталинскому жилгородку которого была посвящена прошлая часть, а видами самой промзоны - давний пост о Чимкенте в целом.

38а.


А центр Чимкента возвышается одиноким островом среди районов частной застройки. Хотя вообще-то там целых два "старых города".

38б.


В сетевых статьях о Казыгурте упоминается много примечательных мест - всяких пещер, святых источников, скал со своими легендами, мавзолеев всевомзожных "ата" ("отцов"), но как их искать в этих аулах?

39.


Общий вид Казыгурт-горы с севера:

40.


Ещё одно напоминание о ковчеге - въездная стела соседнего района.

40а.


Самое же интересное место оказалось не на вершине и даже не у подножья, а в степи ближе к окраинам Чимкента, чем к горе.
Но об этом - в следующей части.

Южно-Казахстанская область, природа, дорожное, Казыгурт, узбеки, казахи, Казахстан, этнография

Previous post Next post
Up