Бишкек - Ош, или Дорога через горы. Часть 1, северная.

Mar 07, 2014 03:26



Две кыргызстанские столицы - Бишкек и Ош - стоят в двух самых известных долинах Средней Азии: Чуйской и Ферганской соответственно. Первая открыта Великой Степи, вторая - Среднему Востоку. А между ними - около пятисот километров по горам, через несколько хребтов и долин, десяток городов, два трёхкилометровых перевала. На безудержном джихад-такси это 8-10 часов пути, и хотя за почти те же деньги (1000-1500 рублей) горы можно перескочить на самолёте (что мы с d-a-r-k-i-y-a и сделали на обратном пути), хотя бы один раз проехать эту дорогу стоит. В ней - едва ли не всё разнообразие киргизского Тянь-Шаня. Рассказ о дороге разобью пополам - по Таласскому хребту, который фактически служит границей Северной и Южной Киргизии.

Путь в Ош начинается с Ошского рынка - одного из двух гигантских базаров Бишкека. Но так как мы гостили в селе Садовом чуть западнее столицы, я рассудил, что лучше договориться заранее, чтобы нас подобрали прямо там. У ошских и джалал-абадских частников разные лежбища по разные стороны базара, и хотя Ош чуть дальше - до него почему-то немного дешевле. Я сторговался на 1000 сом (около 700р.) с человека до отворота на Джалал-Абад, и вот, хмурым утром следующего дня, мы с Даркией стояли у обочины.

2.


Подкатил минивэн с правым рулём, и мне, как я заранее просил, освободили переднее сидение. Пассажиры оказались примерно поровну киргизами и узбеками, молодыми и в возрасте, и помимо меня разговорами на чистом русском (его-то и те, и другие знают!) народ развлекал молодой узбек Бабур, судя по всему студент-естественник в каком-нибудь бишкекском вузе. У въезда в Кара-Балту с её урановым заводом мы резко повернули на юг - дорога через город ведёт в сторону Москвы, но это не 500 километров, как нам, а около 3000 через гиблые степи...

3.


Горы всё ближе, Чуйская долина понемногу идёт волнами:

4.


Сено для скота, который в это время обильно гонят вниз с джайлоо:

5.


Внезапно - блокпост. Так и не понял, зачем он тут - вроде бы дорога не платная.

6.


Начинаются горы, Киргизский хребет:

7.


И не успеваешь опомнится, как оказываешься в тёмном глубоком ущелье, по дну которого струится Кара-Балта. Стало быть, после поэтичных названий иссык-кульских каньонов - ущелье Чёрного Топора.

8.


И несмотря на то, что по Тянь-Шаню мы мотались к тому моменту уже почти две недели, объехав вокруг Иссык-Куля и через всю Нарынскую область поднявшись на Таш-Рабат, мощь этих гор всё так же впечатляет!

9.


10.


11.


Несколько кадров - но ехали мы тут около часа. А потом вдруг начали взбираться наверх:

12.


Это перевал Тёо-Ашуу (3586м), самое сложное место на трассе. Причём ведь вроде мы бывали и выше - скажем, Арабельское плато подходит к 4 километрам, но такого крутого подъёма я не припомню нигде.

13.


Защитные сооружения от камнепадов и вылета - таких мы проскочили несколько:

14.


А здесь склон защищают покрышки:

14а.


По ощущениям, мы одолевали эту "лестницу", зигзаг за зигзагом, ещё около получаса:

15.


Масштаб особо впечатляет, если оглянуться. Сколько же позади вертикальных метров?

16.


Но при этом заявленную высоту "3586" мы так и не достигли - под перевалом, около 3200м, ещё в советское время пробили тоннель - грунтовка к седловине заметна сбоку. Здесь же хорошо видно, почему автостопщики не советуют ехать эту дорогу на фурах - те тащатся около суток, на перевале теряя несколько часов.

17.


Длинна тоннеля - около 2,5 километров, его воздух отравлен выхлопами, и мы затворили окно. Зато на другой стороне воздух чище вдвойне, и мы остановились там перевести дух.

18.


Даже для бывалых шофёров эта дорога нелегка:

19.


Впрочем, справедливости ради, водят здесь диковато, и разбитые грузовики нам попадались не раз. Наблюдал сюжет: бензовоз обгоняет по встречке фуру на крутом повороте горной дороги. Вот этот лесовоз в кювете ещё легко отделался...

20.


Между тем, спуск с перевала немногим менее крут, чем подъём - опять же несколько сотен вертикальных метров. Обратите внимание, кстати, на юрту у дороги:

21.


Впереди Суусамырское плато - крупнейшее (примерно 60х20 километров) киргизское джайлоо на высоте около 2300 метров, между Киргизским и Таласским хребтами - последний и высится на той стороне. Геометрические фигуры внизу - скорее всего не поля, а сенокосы:

22.


Внизу - несколько посёлков (в том числе оставшийся в стороне довольно крупный Суусамыр), но как нигде часто здесь попадаются юрты. Как я понимаю, они стоят вдоль дороги, и чабаны пасут скот в окрестной степи, а у трассы - торгуют. Вот магазинчик явно стационарный - то есть скорее всего эта юрта приезжает сюда из года в год.

23.


Суусамыр в этом смысле вообще уникален - входя в "столичную" Чуйскую область, он нависает над доброй половиной страны, через перевалы стыкуясь не только с Чуйской долиной и дорогой на Юг, но и с Кочкорской котловиной (то есть Нарынской областью) на востоке, и с Таласской долиной на западе. То есть это не только пастбище, это перекрёсток. Кое-где у дороги - натуральные караван-сараи:

24.


А кое-где - классические аилы, ведь до перехода к оседлости в ХХ веке этим словом называли такие вот юрточные лагеря, принадлежавшие большой семье или роду. Переносные жилища слагались в переносное село...

25.


Как мало, в сущности, изменилось... Ну да, у этих чабанов есть дом в долине. Вместо тюндюка - печка-буржуйка, да на дороге асфальт.

26.


Кругом - горы. В Киргизии о Суусамыре знают также две вещи - здесь очень холодно и здесь отличная рыбалка:

27.


Довольно крупная, быстрая и даже на фотографиях холодная речка Суусамыр, текущая по дну долины:

28.


Мы приближаемся к Таласскому хребту, и в отличие от Киргизского хребта, местность повышается постепенно, степь незаметно сменяется тундрой.

29.


Самый киргизский вид, что только можно представить:

30.


На очередном повороте гарцует Манас - впереди начинается дорога к его ставке:

31.


Отворота на Таласская область, которой началось моё знакомство с Киргизией месяцем ранее - я заезжал туда из казахстанского Тараза. Впрочем, судя по карте граница областей чуть дальше, через перевал Отмек (3330м), и видимо въездную арку поставили на трассе просто для пущего эффекта. Из Бишкека туда ездят не только через Суусамыр, но и через Казахстан - две границы немногим сложнее, чем два перевала.

32.


А пейзажи вновь совсем как на Крайнем Севере:

33.


34.


35.


Как-то незаметно пересекли перевал Ала-Бель (3391м), высшую точку трассы, а с ним - и официальную границу Южной Киргизии, Джалал-Абадской области:

36.


Снижаемся - не так быстро, как на Тёо-Ашуу, но заметно быстрее, чем поднимались. Высота этих зубастых вершин - чуть менее 4 километров, то есть куда как ниже, чем в горах Северной Киргизии.

37.


А между тем, пейзаж вдруг начинает наполняться жизнью, причём куда более тёплой и пышной, чем где-либо в северных областях:

38.


Горы совсем другие - по прежнему высокие и величественные, но уже не такие холодные и страшные. Нет, в этих горах уютно:

39.


И голые вершины безо льда ярко озарены тёплым солнцем:

40.


Вдоль дорог торгуют мёдом:

41.


Куда-то бреду отары, табуны и стада:

42.


Мы остановились в придорожном кафе:

43.


Которое, справедливости ради, оказалось отвратным - еда дорогая и невкусная, а в куурдаке костей оказалось больше, чем мяса. Но зато на заднем дворе можно спуститься прямо к речке Чичкан, по каньону которой мы и едем после перевала. В прозрачной воде мелькают рыбы, и кажется что здесь всегда весна...

44.


Чичкан впадает в Нарын, который по мудрёной траектории выруливает из-за гор. Местность на самом деле понижается с огромной скоростью, и мы на высоте порядка 1200 метров - для Киргизии низенько-низенько!

45.


Вот уже и Нарынская долина показалась - у слияния с Чичканом она широка и плодородна. Горы вдалеке - кажется, поближе Кочкортюбе (около 2200м), подальше - Карбидтау (3700-4000м), за которым Арсланбоб - красивейшее (из виденных нами) место Юга.

46.


Оглянемся на Таласский хребет - до свидания, Северная Киргизия!

47.


"Пейзажи меж тем все суше и скорпионнее..." (с) - последнее слово очень точное. Его подобрал conlaich, проезжавший эту дорогу автостопом на бензовозе.

48.


И вдруг впереди большая вода - мы достигли Нарына, вернее Токтогульского водохранилища на нём, и берегом этой реки поедем дальше, до самой Ферганской долины...

49.


Но это уже в следующей части...

КИРГИЗИЯ-2013
Вступление. Обзор поездки.
Предыстория.
Южный Казахстан.
Талассская долина.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо. Ставка Манаса.
Путь юрты.
Юрты и скот на джайлоо.
Как делают юрты? Кызыл-Туу на Иссык-Куле.
Как делают юрты? Кочкорка в Нарынской области.
Собрать и разобрать юрту.
Кыргызстан в общем.
Киргизия с воздуха. Алма-Ата - Бишкек - Ош.
"Из-за дальних гор, из-за древних гор". История.
Люди Кыргызстана.
Демократия по-среднеазиатски. Реалии современности.
Киргизские обычаи, живые и мёртвые.
Бишкек и Чуйская долина.
Вокзалы и базары.
Площадь Ала-Тоо.
Бульвар Эркиндик.
Чуйский проспект.
Шёлковый путь и остатки Пишпека.
Чон-Арык и виды города.
Садовое, Александровка, Беловодск. Сёла Чуйской долины.
Токмак и Буранское городище. Древняя столица Восточного Туркестана.
Иссык-Куль
Дорога на Иссык-Куль. Боомское ущелье и Балыкчи (Рыбачье).
Вокруг Иссык-Куля. Деревни и пейзажи.
Чолпон-Ата. Иссык-Кульский курорт.
Каракол (Пржевальск). Старый русский город.
Каракол (Пржевальск). Советское и мусульманское.
Пристань-Пржевальск.
Каракольское ущелье.
Ущелье Жеты-Огуз.
Ущелье Барскаон и Арабельский сырт.
Каньон Сказка.
Кызыл-Туу, где делают юрты. См. выше.
Нарынская область.
Кочкорка, где делают войлок. См. выше.
Чон-Туз и Аракёль. Окрестности Кочкорки.
Дорогами нарынского Тянь-Шаня.
Нарын. Город на двух километрах.
Таш-Рабат и его яки.
Дорога Бишкек-Ош.
Северная половина.
Южная половина.
Джалал-Абадская область.
Джалал-Абад, где лечился Иов.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Город.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Урановые рудники.
Арсланбоб. Кишлак и ореховый лес.
Арсланбоб. Горы и водопады.
Ошская область
Базары Южной Киргизии.
Узген. Столицы киргизских узбеков.
Ош уездный и советский.
Ош восточный.
Ош. Вокруг Сулейман-горы.
Ош. Сулейман-гора.

Киргизия, природа, дорожное, Джалал-Абадская область, Чуйская область, транспорт, автодорожное, этнография, киргизы

Previous post Next post
Up