Осмотрев
в первой части Старый город, а
во второй - его предместья от морского курорта до фабричного Вальдгофа, прогуляемся теперь по районам у реки Пярну: место, где был до войны настоящий Старый город; Заречье - ещё одно предместье с городищем Старого Пярну (которое вовсе не тождественно Старому городу!); наконец, виды берегов с борта катера "Рунё" (на вводном кадре он как раз по центру), которым я покидал Южную Эстонию по маршруту со звучным названием Пярну-Рухну.
Увы, не редкий в Прибалтике сюжет, когда "старый город" выглядит так. То, что называют в Пярну "старым городом" обычно - это на самом деле Новый город, застроенный при шведах под защитой их бастионной крепости. А вот орденский Пернау в окружении крепостных стен стоял на берегу реки, и как и
Старая Нарва, был уничтожен войной. Всё, что от него осталась - показанная в первой части улица Уус (Новая) с Красой башней, а это вот - здешняя улица Пикк (Длинная). Левее ещё есть Лай (Широкая), а вдалеке они сливаются в Рижское шоссе... но только слишком уж они длинны и широки:
2.
А настоящий Старый Пярну выглядел так, и представлял собой ровно то, что некоторые пытаются приписать
калининградскому Гердауэну - маленький средневековый городок. Вид с Николаевской кирхи, стоявшей примерно на месте одной из хрущоб с кадра выше. Справа внизу - улица Пикк; обратите внимание на одинокий домик справа у реки - он нам ещё понадобится. А площадь - примерно на месте орденского замка Новый Пернау, снесённого ещё в 1839-м году:
3.
О том, что в замке в 1699-1710 годах успела побыть Академия Густава-Каролиы, эвакуированная
из Дерпта, я писал ещё в первой части. Точно не знаю, в каком музее (фото прислал
Josef Kats) хранится вот такой барельеф с солнечными часами Академии - всё, что осталось от замка:
3а.
В том же 1839-м снесли за ветхостью и Старую Ратушу, откуда магистрат перебрался в показанный в первой части дом Хардера, известный как Пярнусский ратуша ныне. Площадь Старый Рынок, однако, осталась, и от Нового Рынка (где стоят ратуша и Екатерининская православная церковь 1760-х годов) её отделял один квартал:
4.
Готическая кирпичная Николаевская кирха была, видимо, похожа на Яановскую кирху в Старом Тарту. Тут хорошо виден ещё один занятный объект - Шведская могила, на самом деле всего лишь основание рухнувшей в 17 веке Белой башни, входившей в приречный участок средневековой стены:
5.
Узкрилочки орденского Пернау:
6.
Характерные дома с широкими первым этажом и сужающейся крышей от второго - один такой реставрирован на улице Уус и я его уже показывал:
6а.
А было тут и вот такое чудо - деревянный средневековый дом, очертаниями при этом не отличавшийся от каменных... впрочем, средневековый ли? В Пернау процветало ретроградство, и последний "ганзейский" дом (архивная фотография была в прошлой части) купец Бохнак построил аж в 1707-м.
6б.
Какой же Старый город без купеческих амбаров?
7.
Самым выдающимся из которых был, безусловно, Амбар Слона (название - от традиционной в старых городах "навигации" в виде опознавательных знаков-фигурок, хотя по мне так скорее из-за размера и формы) - недоломанный в 1839-м фрагмент Пернаусского замка и один из символов тогдашнего города:
8.
А потеряно всё это было так же бездарно, как в Калининграде или Нарве - после войны обгоревшие руины были ещё вполне восстановимы, но восстанавливать их никто не спешил. Вот так выглядел накануне своего конца Старый Рынок - на заднем плане сохранившаяся Новая Ратуша:
9.
Их снос начался в 1952-м году, когда советская власть приняла в общем-то невинное решение
разбить Прибалтику на области: в Литве - Вильнюсскую, Каунасскую, Шяуляйскую и Клайпедскую, в Латвии - Рижскую, Лиепайскую и Даугавпилсскую, а в Эстонии - Таллинскую, Тартусскую и Пярнусскую, просуществовавшие в итоге год-полтора. Разумеется, власти новоявленных облцентров кинулись строить административные здания в духе позднего сталианса, и даже успели их соорудить в
Шяуляе,
Лиепае и
Даугавпилсе. В Пярну строить только собрались, но успели расчистить место - как раз там, где стоял Амбар Слона. Всё остальное, на месте нынешней улиц Пикк, включая Николаевскую кирху, добили уже в начале 1960-х. Вот как выглядит ныне главная площадь Пярну - на заднем плане новый театр "Эндла" (1967; старый, с балкона которого провозгласили в 1918 году независимость Эстонии, стоял на другом концу улицы Пикк, и я его показывал в прошлой части), дерево левее него скрывает шпиль Екатерининской церкви. И в принципе площадь хороша, выдержана в этом неповторимом сумрачном стиле Советской Прибалтики - но если бы в Пярну были и она, и Старый город, было бы куда как лучше:
10.
Если же относительно прошлого кадра повернуться на 180 градусов - увидишь Старый мост, он же мост Победы, восстановленный после войны (есть и Новый мост далеко на окраине):
11.
Его быки остались от Большого моста (1939) с характерными бетонными фермами, и по эстонским меркам он действительно весьма велик - 270 метров, а до него с 1803 года тут делался каждую весну наплавной мост:
12.
Снимать с моста неудобно, так как тротуар довольно узкий и по нему очень активно курсируют велосипедисты. Да и в принципе мне больше нравится вид на реку и заречье с причалов чуть ниже по течению:
13.
Вдоали видно устье речки Сауга, через которое перекинут мост Сииму - рискну предположить, он же мог быть и Малым (относительно Большого). Куча брёвен левее - на месте городища Старого Пярну, где в 1251-63 годах стоял замок Эзель-Викского епископа, а ещё раньше - миссионерская церковь-крепость:
14.
Причалы левого берега с Большого моста, приземистый домик возможно был когда0то морвокзалом, но ныне на остров Кихну билеты продают вон в той синей будке, а на остров Рухну - непосредственно на катере. Дальше виден грузовой порт - он в Пярну крошечный, и вывозится из него в основном лес:
15.
Если в прошлой части мы долго шли по Рижскому шоссе, то за мостом, как нетрудно догадаться, шоссе Таллинское:
16.
Хотя цельная застройка в Заречье сохранилась лишь на нём и ближайших улочках, зато в основном деревянная:
17.
Дальше - в лучшем случае отдельные дома:
18.
А ещё - деревянная паровая мельница:
19.
Рядом с которой обнаружился чрезвычайно сурового и вместе с тем несоветского вида грузовик - швейцарский "
Saurer" 1960-х годов. Автобус этой фирмы, бывшей в середине века одним из ведущих производителей грузовиков и автобусов в Европе, но закрывшейся в 1970-е годы, я уже показывал в
Эстонском дорожном музее, но и тут, судя по отсутствию номера, это не ходовой автомобиль.
20.
В основном заречье - огромные массивы частного сектора, впрочем внешне весьма уютного:
21.
Проблуждав среди них минут 20, я вышел к здоровенному пакгаузу 19 века:
22.
И мосту Сииму, через который ведёт дорога на Хаапсалу (а мы по ней ездили в Лавассаари
с его узкоколейным музеем):
23.
Вид с моста на устье Сауги, вдали мост Победы, справа бывший Старый Пярну. Отсюда же снят и заглавный кадр:
24.
Продравшись через непролазную грязь на городище (а возродился город на другом берегу лишь потому, что река служила границей Эзель-Викского епископства и орденских владений, и возрождать его взялся именно Орден), я спустился к грязному бережку. Напротив - главный в советском Пярну санаторий "Тервис":
25.
Дальше лишь портовая промзона:
26.
Вдаль от моря уходит Хаапсалусское шоссе, а я на ближайшей остановке сел и стал ждать автобуса в центр. Вообще, райончик тут мрачноватый, вполне сойдёт за непарадную часть какого-нибудь российского города средней руки:
27.
Так-то за Саугой находилась Рыбацкая слобода - но теперь, как видите, все лодки на "таллинском" берегу:
28.
Так что вернёмся на задворки площади Снесённого Старого Города, к той самой будке с кадра №3, более всего похожей на исторический общественный туалет:
29.
Вдоль берега, на месте бастиона Венеры, тянется парк, упирающийся в остаток крепостного рва, где мы начинали первую часть - он был сохранён после сноса крепости как затон, да и при шведах с него начиналась переправа. В устье рва - собственно, пассажирская пристань, где первым делом я увидел парусную лодку "
Дженни Круйз", построенную в 1944 году в Дании как рыбацкое судно, с 1980-х годов превращённое в прогулочную яхту, ходившую сначала в Швеции, в 2007-11 - в Финляндии, и наконец здесь:
30.
Вид колоритный:
31.
А за ней - катер "Рунё", дважды в неделю летом бегающий к острову Рухну (Рунё, с ударением на первый слог - его шведское название). Построен в 2012-м году то ли в Норвегии, то ли в Клайпеде на одном из заводов
эстонской компании BLRT.
32.
Пришёл я, по своему обыкновению, сильно раньше времени, и это было не очень удобно - приткнуться на причале совершенно негде, нет даже скамеек, а контейнер-"киоск", где продают билеты на не столь далёкий и так мной и не посещённый остров Кихну (летом рейсы были от 2 до 4 раз в день), судя по всему открывается лишь перед отправлением. В общем, я бродил туда-сюда, пытаясь заниматься шип-споттингом - впрочем, не слишком успешно:
33.
34.
Потом подошёл мордастый русский дядька-матрос и запустил меня на катер, билет на которой я оформил заранее по интернету и распечатал на принтере. Вскоре началась посадка, и садились как островитяне с тюками и даже ящиком живых цыплят, так и эстонцы-дачники - многие ездят на уединённый остров Рухну отдохнуть. Впрочем, про сам катер я уже писал в
обзоре эстонского транспорта, и ходит он вообще-то полупустым, а иногда и совсем пустым, подозреваю - с Рухну на Сааремаа он вёз уже меня одного.
35.
Отправляемся. "Дженни Круйз", мостик через устье рва, за ним вал, на оконечности которого башенка яхт-клуба начала ХХ века:
36.
Яхт-клуб процветает и ныне:
37.
А ниже по реке начинаются совсем другие пейзажи... Судоремонтный заводик вплотную примыкает к городищу Старого Пярну:
38.
Навесы лесного порта:
39.
А впереди начинаются два мола (1863-64) по два километра каждый - и здесь их так и не сподобились заменить бетонными. Но в Прибалтике даже на этом глухом углу за промзоной есть смотровая башенка, а на неё даже в дождь и ветер кто-то лез:
40.
Говорят, в отлив под водой можно разглядеть остатки прошлых деревянных молов (1803-11):
41.
С другой стороны как на ладони пляж с административным зданием (1939) - там мы ходили в прошлой части:
42.
Слева отель "Раннахооне" (1939), справа внушительный уже современный "Странд" (кажется, это он), а дальше телевышка и окраины:
43.
В Пярну тоже есть многоэтажки. Горка-"слоник" у пляжа - реплика довоенной, и не Амбаром Слона ли она навеяна?
44.
Конец мола.
45.
Катер прибавляет ходу, и Пярну уходит за горизонт:
46.
Пярну стоит в довольно узком заливе, ответвлении огромного Рижского залива, и на выходе в последний по правую руку остаются несколько островов. Манилайд и Анилайд - практически часть материка, зимой на них ездят по льду:
47а.
Сыргу - не знаю, обитаем ли, но оснащён внушительным старым маяком:
47.
И наконец
Кихну, куда мне очень хотелось съездить, но не складывалось - я был привязан к
Яновой ночи,
Певческому празднику и расписанию катера "Рунё" между ними, и впихнуть дополнительный день никак не удавалось. На Кихну нет особых достопримечательностей - кирха, остатки мызы да 4 деревни, но зато он славится этнографическим колоритом, будь то не забытые свадебные обряды эстонских крестьян, женский народный костюм (в первую очередь кёрт - вышитая юбка) как повседневная одежда или даже транспорт - мотоциклы с рыбными ящиками вместо колясок... С моря виден лишь изящный Кихнусский маяк (1864) высотой 29 метров:
48.
Но удивительный мир эстонских островов, самой интересной, на мой взгляд, части этой маленькой необъятной страны, я оставляю на потом. Сейчас конечно страшно что-то оставлять, ибо будет ли оно, это "потом"? Но и перемены темы хочется. Если между Северной и Южной Эстонией я делал "
крымскую паузу", теперь
пауза будет среднерусская - после Нового года. Хотя из Крыма тоже кое-что для праздника приберёг.
ЮЖНАЯ ЭСТОНИЯ
Валга и Валка.
Тарту. Тоонемяги (Домберг, Домская горка).
Тарту. Университет.
Тарту. Старый город.
Тарту. Новый город.
Тарту. Предместья.
Муствеэ и Калласте. Старообрядческое Причудье.
Сетумаа. Деревни, часовни, чудская ладья.
Сетумаа. Сето-Фолк.
Выру.
Вырумаа. Дальний угол Эстонии.
Веси Южной Эстонии.
Вильянди.
Мульгимаа.
Лавассааре. Эстонская "кукушка".
Пярну. Старый город.
Пярну. Морская слобода.
Пярну. Река и заречье.
Описание поездки и
оглавление серии.