Певческий праздник в Эстонии. Часть 2: на Певческом поле

Sep 01, 2014 02:41



Продолжаю рассказ о Певческом празднике - важнейшем культурном явлении Прибалтики. В прошлой части мы смотрели на шествие участников по улицам Таллина, теперь же переместимся на Певческое поле.

Уникальный масштаб Певческих праздников породил специфический жанр построек - Певческие поля, то есть - летние театры размером со стадионы с акустическими сценами, способными вместить 10-20 тысяч человек, и пологим склоном, на котором могут разместиться сотни тысяч зрителей. Точно не знаю, где прошёл в 1869 первый Певческий праздник в Дерпте (Тарту), а в Ревеле первой площадкой стал Лютеров луг - пустырь у выезда на Дерпт, в районе нынешнего автовокзала, где устроили парк с певческой эстрадой. Обретя независимость, эстонцы задумались о более помпезной площадке, и в 1923-м построили Кадриоргский стадион необычной конструкции, позволяющей после небольших перестановок проводить и Певческие праздники, и спортивные матчи. Впрочем, это всё равно было не очень удобно, и в 1928 году между Кадриоргом и следующим предместьем Пирита было обустроено уже специальное Певческое поле:

2.


И в принципе его изначальный план не изменился, сохранились даже кое-какие дополнительные постройки, но саму сцену построили заново в 1959-60-м годах, оснастив уникальной акустической "раковиной" и высокой (45м) Факельной башней. В постсоветское время здесь успели выступить многие звёзды, будь то "Iron Maiden" или Мадонна (последняя "прославилась" тем, что ей подарили спортивный костюм с эстонским орнаментом, а она его выкинула в мусор). Вокруг собственно поля - по сути целый парк, даже с собственным озерцом.

3.


Туда мы с
Josef Kats и Сашей altsirlin и пошли, устав смотреть шествие по Нарвском шоссе. Мой билет без места был оформлен заранее за 6 евро, Кац и Саша купили на месте уже по 9 - кажется, их количество в принципе не ограничено, а билеты с местами стоят 50 евро, и я ещё в Москве поскупился. К билетам выдали медальки праздника, одну из которых я сфотографировал на груди Каца:

3а.


Шествие продолжало двигаться, вот пошёл мааконд Ярвамаа (Озёрный край) - "уездные" транспаранты всегда как-то индивидуально оформлены:

4.


Мы же первым делом направились есть: билеты на Певческое поле одноразовые, но - честь и хвала организаторам, наши так не могут - еды в парке Певческого поля было много и она была недорогой, процентов на 20-30 дешевле среднего уровня таллинских кафе. Закупились в павильончике варёной картошкой, шашлыком (вот любят его в Эстонии!), бутербродами, пирожками и неизменным эстонским лимонадом:

5.


Да пошли за стол на открытом воздухе. Мы сидели за нормальными столами, а эти пустующие столики я заснял ради вон той старой постройки, оставшейся от Певческого поля 1928 года, более всего похоже на туалет:

6.


Ещё одна старая построечка - по другую сторону дороги праздничного шествия, и если я верно запомнил, изначально тут было кафе для посетителей.

7.


Прочая торговля. Вот типичный обеденный ассортимент эстонских праздников:

8.


Чрезвычайно аппетитная рыбца - уж не знаю, из Балтики или Чудского озера:

9.


Много продают и всяких вкусных ништяков - например, сыр-косичку отличного качества (по 2 евро), или кислых мармеладных "червячков" в сахарной обсыпке, у которых цена - за полметра, или всякие пирожные да леденцы... Косички сфотографировал уже вечером:

10.


Таллин - столица кильки!

11.


А вообще тут торгуют не только едой, но и всем, что имеет отношение к народной культуре, будь то национальная одежда или музыкальные инструменты:

12.


На газонах - кто в теньке, кто на солнышке - сидит очень много людей. Кстати, как заметили в комментах к прошлой части - совершенно не видно полиции, чего в России на таком действе представить невозможно. О том, что вход без металлоискателей, можно и не говорить, думаю. Ну да ладно, лично мне ни полиция, не и её отсутствие вида не портит.

13.


Самый колоритный в массовке персонаж мягко говоря не эстонской внешности и с воздушными шариками на спиннинге - после фотографирования я крикнул ему "good idea!"... русского языка тут могут не понять, то есть действительно не понять, потому что не знают:

14.


До фестиваля оставалось часа три, и мы бродили по парку, сидели на лужайках, разговаривали обо всём подряд (благо, у Каца неисчерпаем запас и краеведческой информации, и баек). А шествие всё шло и шло, превратившись в некую константу:

15.


Мы лишь время от времени выходили посмотреть, пропустив самые, наверное, колоритные Ида-Вирумаа (интересно. обыгрывалась ли там промышленная тема.... но уж точно должны были быть хоровые коллективы от шахт, заводов и электростанций) и Хийумаа (остров всё ж таки, и наверное как-то должны были обыгарать тему его маяков). Это, впрочем, тоже островитяне с Сааремаа - а на заднем плане паром с Аландских островов:

16.


Портрет эстонки:

17.


Интересно, был ли тут хор с острова Рухну, где всё население - 70 человек?
А вот идёт Тартумаа - его процессия вторая по размеру после таллинской, шла больше часа. А ещё, как видите, многие зрители шествия сам сюда пришли в его составе, возможно пообедали как мы, и теперь стоят да смотрят:

18.


Корпорация "Сакала" - в Тартусском университете, по немецкой традиции, существовали студенческие братства-"корпорации", возрождённые в постсоветское время. Шпагой видимо посвящаются в корпоранты:

19.


А вот, наверное, чародеи древнего племени Сакала или скорее Уганди - нынешнее Тартумаа находится на месте древней Унгвании, сакальские земли же - нынешний Пярну.

20.


Кто-то приезжает на велосипеде, а были тут и лодки на колёсихах, и тележки...

21.


Ещё одна детская группа... Дети из глубинки этот праздник будут вспоминать ещё много лет, хоров старшешкольного возраста я не припомню, то есть шанс участвовать в детском хоре выпадает раз в жизни:

22.


А кто-то появился с украинским флагом, что я конечно не смог не заснять:

23.


Валгамаа почему-то включает ещё и солидный кусок Латвии - ведь город Валк разделили между двумя странами на Валгу и Валку. Слоган - "Валгамаа - водный уезд!". Некоторые уезды проходили очень быстро, минут за 10-20.

24.


Вильяндимаа:

25.


Чей главный бренд - мульги, особый субэтнос, возникший, по некоторым версиям, от смешения эстонцев племени сакала с земгалами, которых туда насильно переселяли немцы. Земгалия - житница Прибалтики, пейзажи её совершенно чернозёмные, и в эту гипотезу легко поверить, так как мульги были самыми зажиточными из эстонских крестьян, в переносном смысле "мульг" - примерно то же, что у нас "куркуль".

26.


Последний по алфавиту уезд - Вырумаа (не путать с двумя Вирумаа!) на крайнем юго-востоке, и живущие там сето - ещё один эстонский субэтнос или даже отдельный народ, испокон веков они ходили не под остзейским бароном, а под Псково-Печерским монастырём, поэтому исповедуют православие и куда больше похожи на чудь из русских преданий с кокошниками на головах и гирляндами монет на одежде.

27.


Шествие маакондов замкнул раритетный грузовик, за которым пошли диаспоры и зарубежные гости,

28.


Эти шли уже совсем иначе - раскованные, весёлые, явно приехавшие в Таллин не из деревни, а из тех мест, откуда Таллин кажется деревней. Германия, Швеция, Ирландия, Канада - я уже не помню всех флагов. Обязательный ритуал - хлопнуться ладонями с кем-нибудь из зрителей:

29.


Финны с той стороны залива - словно из времён Маннергейма пожаловали:

30.


"Мэйфлауэр" в таллинский порт заходил:

31.


И даже - группа с далёкой Тайвани:

32.


Киевские эстонцы и местные украинцы в вышиванках - двигались, кстати, раза в два быстрее эстонцев. Я при их виде сразу же оживился, а мужичёк в вышиванке меня видать принял за соотечественника и хлопнулся особенно энергично:

33.


И петербургские эстонцы общины "Нево"... Кац сказал, что обычно гости из России ходили под триколором, но не в этом году, и Каца это не обрадовало.

34.


Всего же шествие длилось более 6 часов, и прошло по Нарвскому шоссе более 30 тысяч человек. Шествие так и запомнилось ярчайшим элементом всего праздника, затмив даже сам концерт. Мы отправились на Певческое поле - сам этот кадр был снят несколько раньше, когда шествие было ещё в самом разгаре, а трибуны ещё не заполнились. Когда мы пришли второй раз - яблоку упасть было негде:

35.


Поле образует склон, наверху "сидит" Густав Эрнесакс - композитор и хоровой дирижёр ХХ века:

36.


Кое-как мы нашли место, Кац и Саша сели на асфальте дорожки, я втиснулся на траву между эстонцев. Непривычное мне чувство - сидеть среди людей, с которыми не объясниться на своём языке... А между тем, заиграла музыка и раковина начала заполняться - бегом:

37.


Но и сам этот процесс занял минут 10. Одновременно на сцену выходят далеко не всё участники, она рассчитана на 10-15 тысяч человек.

38.


И вот оно - народное единство! Толпа зрителей плавно переходит в толпу участников:

39.


Впечатляющее зрелище... жалко, что меня как москвича, заставшего жутчайшее 850-летие (1997 год) толпой не удивишь.

40.


Дальше, как водится, кто-то возился с последними приготовлениями, я изнывал от палящего солнца, а участники и зрители развлекались, пуская по толпе "волну" из поднятых рук и возгласов:

41.


И вдруг я заметил людей на Факельной башне:

42.


Вспыхнул огонь - праздник начался! До этого огонь, как перед Олимпиадой, возили по всей стране:

43.


Толпа испустила несколько тысяч воздушных шариков:

44.


И на сцену вышел Генрик Ильвес... вот первый раз в жизни вижу президента страны (ну, не считая подозрительной щуплой тени ночью в выходивщем на Красную площадь окне кремлёвского дворца). Что Ильвес говорил - я, разумеется, не понял, но по словам Каца - никакой злободневки даже между строк.

45.


Эстонский интернет после праздника облетела вот эта фотка - не только наш Медвед делает селфи:

45а.


После выступления Ильвеса исполнили гимн, а после гимна сцену покинули детские хоры - оказывается, по крайней мере в субботу (а субботний концерт меньше воскрескного) они пели всего одну песню. Сцена приобрела тот вид, что на заглавном кадре. Ощутить, как звучит хор 10 тысяч голосов, можно хотя бы на Ютубе:

image Click to view



Но, к моему удивлению, вживую всё звучало немногим лучше, чем в записи - хотя хор слышен за километры, во всей полноте его можно ощутить лишь там, куда доходит акустика "раковины" - то есть на местах за 50 евро, на которые я поскупился! Вдали же хор рассеивается и засоряется посторонним шумом. Кац с Сашей уехали, а я всё сидел среди эстонцев, слушал, впитывал энергию доброго единства чужой нации, да лениво снимал сцену ультразумом:

46.


47.


48.


И наконец пошёл в город, чтобы успеть на последний автобус, и даже не зная, что прямо от Певческого поля (то есть без пересадки с трамвая на вокзале) допоздна ходили автобусы по всем дальним районам.

49.


Снаружи Солнце погружалось в Балтику:

50.


А народ - обычный и фольклорный - садился на трамвай:

51.


В следующей части - о Празднике Танца.

ЭСТОНИЯ-2014
" Что устав от поднятой веком пыли русский глаз отдохнёт на эстонском шпиле". Обзор и оглавление.
Эстония и её праздники.
Янова ночь в Рокка-аль-Маре.
Дерево и плитняк. Прошлое.
Транспорт Эстонии.
У дверей Северной Европы. Современность.
Певческий праздник. Шествие в Таллине.
Певческий праздник. На Певческом поле.
Праздник танца.
Вирумаа
Нарва. Замок.
Нарва. Старый город.
Нарва. Йоаорг и Кренгольм.
Кохтла-Ярве. Город и водопада Валласте.
Кохтла-Ярве. Кохтла-Нымме.
Кохтла-Ярве. Йыхви и Пюхтицы.
Кунда.
Раквере. Замок и город.
Далеко ли до Таллина? Кийу, Ягала, Йыэляхтме.
Таллин.
Западная Эстония.
Южная Эстония.
Острова.
Финляндия, Хельсинки.

событийное, Певческий праздник в Эстонии, Эстония, дорожное, эстонцы, этнография, "Балтийские ветры"

Previous post Next post
Up