Эстония в общем. Часть 3: у дверей Северной Европы

Aug 29, 2014 21:44




В Латвии годом ранее мне говорили про эстонцев как про народ с очень твёрдым внутренним стержнем, который не пытается ничего доказать и ничему соответствовать, а просто обустраивает свою жизнь под себя. Ещё в Латвии говорили, что эстонцы очень деловые, и мышление у них чуть-чуть иное: быстро въезжают в сложные вещи, но могут не понимать казалось бы очевидного. На каком-то местном русскоязычном форуме запомнил фразу: "В криминальной хронике Прибалтики стабильно: если украли - то латыши, если подрались - то литовцы, если убили - то эстонцы". В общем, у меня заранее сложилось представление об эстонцах как о народе интровертов-реалистов, и поездка это впечатление подтвердила. Эстония, пожалуй, из наших западных соседей мне ближе всего по своему менталитету: эстонцы народ маленький - но очень сильный и какой-то, я бы сказал, взрослый. Так что в завершение рассказа о стране в целом - традиционно, сборная солянка современных реалий, одной из которых - транспортной системе - была посвящена прошлая часть.

Отдельно оговорюсь, что это впечатления гостя, скользнувшего за 3 недели по поверхности. Если в Латвии меня встречали латыш, русские граждане и русский негражданин, то в Эстонии из местных - только русскоязычные граждане во главе с 
Josef Kats, а самими эстонцами я общался мало из-за языкового барьера. Поэтому и местных, и других посещавших эту небольшую страну, должен предупредить - всё это мои субъективные, не претендующие на Истину впечатления, которые с Вашими могут не совпадать.

Ещё из школьного курса географии я знал, что Эстония - самая развитая из стран бывшего СССР, и на местности это впечатление подтвердилось: уровень жизни здесь, как мне кажется, качественно отличается не только от России или Беларуси, но и от Латвии с Литвой. По статистике - тоже: по ИРЧП Эстония всё ещё явный лидер постсоветских стран, по ВВП на душу населения с ней в прошлом году сравнялась Литва, и при том обе они в Восточной Европе уступают лишь Словении и Чехии (тут, конечно, вопрос - выглядит ли Прибалтика "на глаз" более развитой, чем Польша или Хорватия? я-то там не был). Однако преимущество Эстонии в том, что она за время независимости ни разу не опускалась ниже определённой черты: так, по словам Каца, взяточничество тут было не развито даже в самые глухие 1990-е. Обратная сторона благополучия, впрочем, даёт о себе знать с первых дней: Эстония - страна не дешёвая, в среднем за сутки я расходовал раза в 1,5 больше денег, чем в России.

2.


Но вот каким кадром передать это благополучие - я не знаю. Современная архитектура в Эстонии довольно слабая, особенно по сравнению с литовской, Башня-Улитка в Тарту (на кадре выше) пожалуй самый известный её образец. Эстонские города менее ухоженные, симпатичной главной площадью (как в Раквере на кадре ниже) никого в Прибалтике. особенно соседней Латвии, не удивишь. Если литовцы предпочитают свои города благоустраивать целиком и в меру, а латыши - вылизывать центр до сказочного состояния, то в Эстонии выходит нечто среднее: окраины лучше латвийских, но хуже литовских, центры же до латвийских не дотягивают. Здесь не так уж много изумрудных газонов (как в Литве) и не пестрит в глазах от цветников (как в Латвии), пейзаж в целом более сер и прост. Кое-где даже, страшно сказать, мусор валяется!

3.


Эстонцы и в I республике вкладывались во внешний вид своей страны меньше, чем литовцы или финны (о чём я писал в историческом обзоре). Так что ощущение благополучия и порядка тут создают какие-то мелкие, едва заметные глазу и совсем не заметные фотоаппарату детали, да общая атмосфера: например, по сравнению с Латвией и Литвой здесь гораздо меньше ездят на заработки в Большую Европу, да и то в основном в соседнюю Финляндию. Эстонцы очень законопослушны, как тут шутили (с подачи Лайдонера) в советское время: "наша беда в том, что мы самые нелепые русские законы выполняем со всей немецкой пунктуальностью", но меня уже в первый день впечатлило, что даже нарвские (то есть русские) гопники на светофоре терпиливо ждут зелёного сигнала. Есть, конечно, в Эстонии и очень серьёзные проблемы (о которых ближе к концу поста), но в целом... Самое, пожалуй, наглядное - это как раз показанная в прошлой части транспортная система.

4.


При этом непарадные виды в Эстонии напоминают скорее какую-нибудь Архангельскую или Псковскую область. Возможно, дело в общей деревянности здешней архитектуры. Если в Литве такие вот сюжеты характерны для совсем уж глубинки, то в Эстонии - для Таллина и Тарту. Впрочем, последнее как раз остзейская черта, ведь и в Латвии окраины Риги, Лиепаи и Даугавпилса - самые неприглядные. Причём отдельно подчеркну, что все "непарадные" кадры этого поста сняты в сугубо эстонских (по национальной принадлежности) районах.

5.


А вот средненький таллинский подъезд - они тут конечно чуть получше, чем в России или Латвии, но в сравнении с Хельсинки небо и земля. Похоже, граница чистых подъездов действительно совпадает с границей СССР:

6.


А ещё эстонцев очень мало. Население всей страны сейчас 1,3 миллиона человек, это как Рязанская область. Эстонцев среди них и вовсе меньше миллиона, так как русские составляют здесь 25% населения (+3% украинцев и белорусов), а зарубежные эстонские общины - максимум по 20-25 тыс. человек (Швеция, США, Канада, Финляндия). С одной стороны, эстонцы (особенно в Тарту) гордятся тем, что они - один из самых маленьких народов, имеющих высшее образование на своём языке, и судя по краеведческой литературе, культурный багаж тут хорош, а с другой... Если носителей твоего языка миллион человек, то по-настоящему интересных людей дай бог если несколько тысяч... Большинство эстонцев хорошо владеют английским, даже в глубинке - здесь это почти такая же необходимость, как владение русским для марийцев или хакасов.

7.


А вот русский язык эстонцы изрядно подзабыли. В Таллине мне регулярно попадались люди, с которыми по-русски не объяснишься даже в сфере услуг, ну а в глубинке русский язык можно забыть самому. Как ни странно, чаще всего (из глубинок) владеющие русским эстонцы мне попадались на островах - но думаю, потому что в силу своего островитянства там люди хуже всего владеют английским, а русский они хоть при Советах в школе учили. По словам Каца, это не русофобия - просто эстонский входит даже в другую языковую семью, в нём 12 падежей и нет категории рода, много непроизносимых по-русски сочетаний звуков (например, Йыйэ - попробуйте выговорить, а эстонцы такое на языке перекатывают только так), и думаю, русский язык для эстонца столь же заборист.

8.


В общем, Эстония - это уже не Ближнее Зарубежье. Так что от языка и уровня жизни перейдём к идентичноости...

Как и в Латвии, и в Литве, в Эстонии два Дня независимости - I республики (24 февраля) и нынешней (20 августа), второй называется официально "День восстановления государственности". О первой независимости я рассказывал в историческом обзоре, вторая же Эстонии досталась гораздо легче, чем Латвии и Литве. А началось всё с "фосфоритных войн" - вялотекущее противостояние между союзными и местными властями вокруг разработки фосфоритов в восточных окрестностях Таллина шло с 1970-х годов, в 1971 эстонское руководство пролоббировало создание первого в СССР национального парка Лахемаа как раз на фосфоритном бассейне. Очередная попытка в 1987 году вызвала сильнейшие протесты, фактически впервые в СССР появилось движение "зелёных" в современном смысле, ну а дальше требования переросли сначала в экономиечскую автономию, потом - в политическую независимость через охватившую всю Прибалтику "Поющую революцию". Эстонскую борьбу за независимость возглавлял Эдгар Сависаар - политик в Эстонии по сей день очень известный, и парадоксальным образом превратившийся за годы независимости в "защитника местных русских". В 1991 году советская власть таки ввела в Таллин войска, тех самых "псковских десантников", но до кровопролития дело не дошло. Интересно, что сами эстонцы благодарят за это не абы кого, а Джохара Дудаева, который тогда командовал дивизией, стоявшей в Тарту... но от истины это весьма далеко, так как это была дивизия Дальней авиации. При том - что очень показательно - "улицы Дудаева" как раз-таки в Эстонии и нет.

9.


Ещё один национальный праздник - День Победы 23 июня. Победили тоже немцев, но не фашистов, а остзейский ландесвер в 1919 году под Вынну (как эстонцы называют латвийский Цесис), что стало решающим в освобождении не только Эстонии, но и Латвии. Бесчисленные флаги с кадра выше - именно этот праздник, но большинство из них провисели ровно один день, в повседневной жизни махать флагом эстонцы не склонны. Ещё на День Победы традиционно устраивается авиашоу, когда-то на нём и "Русские Витязи" бывали, ну а я в таллинском небе наблюдал английскую пилотажную группу "Красные Стрелы". Битва под Вынну ещё и очень удачно совпала с Яновой ночью, а как результат, 23 июня - главный эстонский праздник из ежегодных, как если бы у нас День Победы был 31 декабря.

10.


Но в целом, в вопросах исторической идентичности эстонцы при всей своей твёрдости очень сдержаны. Я вообще замечал, что на западе бывшего СССР эта зацикленность на прошлом неуклонно убывает с юга на север, от буквально утыканной памятниками героям и страдальцам Западной Украины до Эстонии, где даже мемориал независимости на главной площади Таллина выглядит "чтоб было". При I республике установку монумента затянули до конца 1930-х и так и не успели ничего построить, так что при II независимости его пришлось строить с нуля, даже не воссоздавать.

11.


Вообще, памятников в Эстонии мало, отсутствует какой-то единый национальной герой (как Ленин в СССР, Шевченко на Украине или Стефан Великий в Молдавии), а деятели культуры вроде поэтессы Койдулы или фольклориста Крейцвальда, популярнее политиков и героев. Наиболее распространённый жанр - опять же монументы войны за независимость 1918-20 годов, в основном небольшие и порой очень красивые.

12. Курессааре.


Памятники жертвам репрессий же тут попадаются редко, я припоминаю сходу разве что камень в Нарве у вокзала.

13.


Памятников Афганистану или Чернобылю я в Эстонии не припомню, может и есть, но очень мало. Однако ту же нишу занимает специфически местный жанр - памятники парому "Эстония".

14. макет в Морском музее в башне Толстая Маргарита.


Крупнейшая по числу жертв техногенная катастрофа в постсоветских странах случилась в ночь на 28 сентября 1994 года и унесла 862 жизни - 95 числятся погибшим, остальные - пропавшими без вести, и это было 9/10 находившихся на пароме людей. Построенная в 1980 году в Германии, будущая "Эстония" успела поработать в финских пароходствах "Silja Line" и "Viking Line" между Турку, Стокгольмом и Мариенхавном (Аландские острова), затем как "Wasa King" между финским портом Вааса и шведским Умео на Ботническом заливе. Эстония приобрела его в 1993 году для линии Таллин-Стокгольм госкомпании "Estline". Паром стал одним из символов Новой Эстонии, воплощением её пути в Северную Европу, и каждый эстонец если не ходил на нём хоть раз в жизни, то мечтал об этом. Но Балтика очень коварна, иногда на ней случаются короткие, но сильные шторма, в которых гибнут суда вполне современных масштабов - как царский броненосец "Русалка" в 1893 году. Так и в сентябре 1994 года шторм застиг "Эстонию" где-то в пол-первого ночи, а к 2 часам, когда подошли другие суда и прилетели вертолёты, всё было кончено, паром лежал на глубине 70 метров. Спасти удалось лишь 137 человек из 989 бывших на борту - да и тех в основном прямо из воды, так как шторм смыл людей с плотов и шлюпок.

15.


Что такое 862 погибших для крошечной Эстонии? Чтобы спроецировать на Россию - умножьте на сто (именно во столько раз отличалось тогда население), то есть это была трагедия масштабов региональной войны.  На кадре выше - главный монумент "Эстонии" в Таллине, ниже - в Выру:

16.


А самый сильный - на мысу Тахкуна острова Хийумаа, куда волна прибила пустые шлюпки с парома. Колокол начинает звонить, когда ветер достигает 90 км/ч - как в тот злополучный шторм.

17.


Памятники Великой Отечественной немногочислены, и в глубинке в основном хотя и не заброшены и не осквернены, но и без признаков особого почтения.

18.


Популярный новый жанр - памятники всем погибшим во Вторую Мировую, независимо от стороны. В принципе, в Эстонии это закономерно, ведь эстонцы воевали с обеих сторон (например, освобождали Великие Луки), а в боях за свою землю часто и друг с другом. В глубинке, например на Хийумаа, это смотрится органично (только чья форма на солдате?):

19.


В Таллине же характерные немецкие кресты на фоне советского мемориала несколько коробят... Не знаю, кстати, есть ли в Эстонии мемориал эсэсовцам типа латвийского Лестене или галицких мемориалов дивизии СС "Галичина". Вроде бы небольшой есть в Синимяэ, там же "эстонские фашисты" (от ветеранов СС до скинхэдов) собираются раз в год, но.. помимо Бронзового солдата был и Алюминиевый эсэсовец, которого как власти убрали, так и не поставили никуда больше.

20.


Да, Бронзовый солдат... Я расспрашивал Каца об этой истории, тем более что он сам как журналист был в центре тех событий. По его словам, всё это было цепочкой провокаций, начавшихся ещё в 1994 году. Вообще, русские ветераны обычно собирались именно на мемориале с кадра выше, Бронзовый солдат считался "эстонским". Первый скандал начался с того, что местные власти решили реконструировать мемориал как памятник жертвам всей Второй Мировой, и обнесли забором накануне 9 мая. Среди русских тут же разлетелся слух, что его хотят снести - начался стихийный митинг, ограждение пробили... и тут какой-то эстонец, стоявший на учёте в психдиспансере, сел в мусоровоз да вывалил на Бронзового солдата мусорный контейнер. С этого момента памятник и стал символом "русского сопротивления", митинги 9 мая около него с каждым годом делались всё крупнее и агрессивнее, и рядом с русским митингом всё чаще начал собираться эстонский - а молодых неофашистов, включая банальных скинявых, в Эстонии всегда хватало. Бронзовый солдат стал городской точкой напряжения, и разговоры о том, что его надо перенести, ходили несколько лет. Наконец, в 2006-м дело едва не дошло до драки, но навстречу националистам из русского митинга вышел эстонец-ветеран Красной Армии, и его примирительная речь подействовала на националистов, те даже позволили ему взять в руки флаг... и тут же флаг этот у него отобрали полицейские, а у полицейских - русские молодчики, которые принялись его топтать. Видео тут же обошло всю страну и ясное дело, какой эффект оно вызвало. Ну а саму историю Бронзового солдата и двух Бронзовых ночей, когда Таллин охватили беспорядки и погромы, думаю, все помнят из СМИ, мне лень пересказывать, скажу лишь, что город тогда разгромили знатно, причём полиция сумела направить толпы в сторону от правительственного квартала. Тут важное отличие от Украины - в Таллине-2007 громили магазины, но не убивали людей. По словам Каца, даже единственный погибший русский паренёк погиб случайно - в пылу драки налетел на нож эстонского скинхэда, когда беспорядки дошли до бара, где собирались бритоголовые. Финальным аккордом стала статья в "Postimees" "Неизвестный русский падонок", после которой старейшая эстонская газета потеряла 9/10 своей русскоязычной аудитории и не восстановила её до сих пор. По словам Каца, за эпизодом с растоптанным флагом и самим переносом монумента, а отчасти и за беспорядками, многие видят премьер-министра Андруса Ансипа (впоследствии все заборы были расписаны "Ансип-чмо"), решившего разыгарть националистическую карту на выборах. Однако этот ход отбросил "интеграцию" (как тут называют политику сближения эстонцев и местных русских) на уровень начала 1990-х и толкную подросшее поколение русскоязыной молодёжи в культурное влияние России... что в свете недавних событий в совсем другой стране эстонцев сильно тревожит.

21.


В целом же, я бы сказал, масштабы "эстонского фОшЫзма" сильно преувеличены, и за антиэстонскую истерию в СМИ 2007 года мне откровенно стыдно. Чемпионом по оправданию фашистов и коллаборационистов задолго до Майдана мне казалась Украина, второе место (но с очнеь большим отрывом) я бы отдал Латвии, а Литве хватает мужества осуждать одинаково горячо и тех, и других, и своих. К позднему СССР же в Эстонии мне чаще встречалось отношение добродушно-снисходительное, с лёгкой ностальгией, воспоминанием о путешествиях по всему Союзу (а делали они это активно - скажем, мой отец в конце 1980-х повстречал эстонских туристов на Командорских островах, а Леннарт Мэри, впоследствии первый президент II республики, в 1973 году прошёл автостопом Северный Морской путь)... В провинциальном музее с экспозицией о депортациях и репрессиях может соседствовать экспозиция о достижениях рыболовецких совхозов, причём обе явно прошли реконструкцию... В Рокка-аль-Маре на Янову ночь "праздник по-советски" отмечался наравне с "по-остзейски" и "в стиле I республики" на соседних полянах.

22.


Да и к царской России у эстонцев отношение неплохое - в конце концов, она не мешала их Пробуждению, тем более рядом Финляндия хороший пример подаёт. Эстонцы очень любят Петербург и почти каждый стремится там хоть разок побывать. Вот невероятная для других стран в западной части экс-СССР вещь - новенький памятник Екатерине II в городке Выру.

23.


В целом, как и в Латвии, отношения эстонцев с местными русскими непростые. Увы, я знаю о них намного меньше, так как почти не общался с здешними негражданами - процент их примерно тот же (около 15% населения страны - в основном граждане РФ или лица без гражданства). При этом, важное отличие от Латвии - если там русские расселены почти равномерно в крупных городах, то в Эстонии почти все живут в двух местах - в Таллине с окрестностями и в Вирумаа. Поэтому выходит, что в Нарве русских 95% населения, а скажем на островах - буквально единицы. В Таллине, как и в Риге, районы фактически делятся на русские и эстонские. И в общем, Вирумаа - это потенциальное Приднестровье, избежать русского сепаратизма Эстонии помог лишь высокий уровень жизни. Тем не менее, те русские, с кем я там говорил, Эстонией сильно недовольны, считают, что настоящая жизнь и все возможности - в России (хотя переезжать предпочитают в Европу) и обеими руками за КрымНаш. Вообще, давно заметил, что русские в Прибалтике делятся на две категории - бОльшие русофилы, чем россияне, и бОльшие русофобы, чем титульнаяя нация.

24.


Но как и везде, где русская община осталась сколько-нибудь многочисленной, будь то Латвия или Казахстан, здесь она зажила своей жизнью, и культурная среда здешних русских сильно отличается от российской: в чём-то - застряла в 1990-х, но усвоила какие-то не дошедшие в Россию веяния с запада (мода, скажем, другая) и не усвоила иных укоренившихся в России веяний. Есть тут и очень интересные личности - скажем, Кац мне много рассказывал про старого хиппи Дормидонтова, который очень редко бывает трезвым и не укуренным. Он собрал крупнейший в Эстонии русский архив, из этого архива узнал, что имеет права на землю под, кажется, отелем "Выру" в центре Таллина и отсудил у последнего несколько миллионов, которые тут же прогулял... но последний миллион жена таки успела положить в банк, поэтому они безбедно живут на проценты. Русский архив же Дорминдотов продолжает собирать, раньше хранил его в Таллине, а теперь его ждут с этим архивом в усадьбе Кейла-Йоа. Увы, ближе с этой компанией пообщаться не довелось, хотя возможности были.

25.


Эстонкий андерграунд также развит и сыграл свою историческую роль: если в Литве ещё в 1960-70-х зажигали хиппи (в том числе самосожженец Ромас Каланта), то в Эстонии - панки, и именно панков многие считают застрельщиками "фосфоритной войны". Вот - классика этого явления, группа J.M.K.E, песня "Tere, Perestroika" ("Здравствуй, Перестройка!"), по-моему очень достойный уровень:

image Click to view



В целом, в Таллине и Тарту много неформалов (хотя, конечно, в разы меньше, чем в Хельсинки), а у кафе и баров популярен андерграундный стиль.

26.


И ещё один парадокс здешней русской общины - фактически, нынешняя Эстония - православная страна. Эстонцы, согласно опросам, самый нерелигиозный народ во всём Евросоюзе, и прихожанами многочисленных лютеранских церквей является всего 10% населения, ещё от силы половина - "вдушеверы". Новых кирх я почти не припомню, провинциальные кирхи обычно пусты:

27.


А вот православных прихожан в Эстонии аж 16% населения! Во-первых, и среди русских верующих побольше, во-вторых, около 10% эстонцев считаются православными с 19 века (а когда-то перекреститься успело больше половины, позже вернувшихся в лютеранство), то есть в совокупности к батюшке тут ходит больше людей, чем к пастору. Кадр, уже бывший в историческом обзоре, чрезвычайно показателен:

28.


При этом, как заведено у наших западных соседей, православных церквей тут две - Эстонская православная Московского патриархата и Эстонская Апостольская православная Константинопольского патриархата. созданная в 1923 году, присоединённая к "московским" в 1945-м и вновь отпавшая в 1993-м. Ныне ЭПЦ имеет 31 приход и 1 большой монастырь (Пюхтицкий под Кохтла-Ярве), ЭАПЦ - 60 приходов и 1 скит Ряомяэ на Сааремаа. По прихожанам же всё наоборот - около 100 тысяч в ЭПЦ (в основном этнические русские) и несколько десятков тысяч в ЭАПЦ, в основном этнических эстонцев. "На глаз" я различий двух конфессий не заметил и даже не понимал обычно, кому принадлежит та или иная церковь. Кафедральный храм ЭПЦ - крупнейший в Прибалтике правослвный собор Александра Невского (1887-90, на кадре выше), ЭАПЦ - деревянная церковь Симеона и Анны (1752-55) в районе пассажирского порта.

29.


Увидеть в Эстонии костёл даже сложнее, чем в России, мечети на всю страну нет ни одной, действующая синагога - вроде бы ровно одна. Исторической религией считается также старообрядчество - но это всего несколько тысяч человек в глухих углах Причудья. Третья по величине конфессия тут - баптисты, им с советских времён принадлежит крупнейшая в стране кирха Олевисте. Вот собственно вся здешняя мозаика: Нигулисте (музей), собор Александра Невского (кафедральный православный), Олевисте (баптистская), Домский собор (кафедральный лютеранский). Кстати, прежде в Эстонскую лютеранскую церковь входили приходы Ленинградской области и Карелии (с 1992 - Лютеранская церковь Ингрии) и почему-то часть приходов Сибири (с 2003 Сибирская лютеранская церковь).

30.


Есть у Эстонии и другие особенности. Например, призывная армия - как и в России или Беларуси, тут порой можно увидеть колонну срочников. Служат эстонцы всего 8 месяцев, а учитывая крошечный размер страны, вряд ли в большом отрыве от дома; развиты ли тут легальные и нелегальные способы избежать службы - не знаю, но помимо собственно армии в вооружённые силы Эстонии входит "Кайтселийт" - добровольческое вооружённое формирование. Слышал упоминания, что по доле мобилизационного резерва в населении Эстония уступает только Северной Корее, но никаких подтверждений не нашёл, согласно англовики, даже в Евросоюзе у соседней Финляндии этот показатель выше.

31.


А, например, ВВС тут самые маленькие в мире (хотя у кого-то их, поди, вообще нет) - всего 4 самолёта и столько же вертолётов. Так как Эстония входит в НАТО, оружие и техника тут давно не советские. В основном, как мне показалось, военные сконцертрированы в Таллине.

32.


Там же и единственная военно-морская база. Военный флот Эстонии - это всего 10 судов, включая вспомогательные, однако серые катера береговой охраны я видел за время поездки не раз:

33.


А вот полиция, как и везде в Прибалтике, почти не заметна... но всё же в Эстонии полицейские мне попадались немного чаще, чем в Литве и Латвии, и вообще отличаются строгостью. Из самого заметного - народ тут редко переходит улицу в неположенном месте, так как вполне реально боится штрафа (а это, на минуточку, 120 евро). Слышал, кстати, что в Эстонии оружейное законодательство самое либеральное, но вот спросить - забыл (в Молдавии, Литве и Латвии легальный короткоствол никакого влияния на общественность не оказывал).

34.


И в завершение темы власти - Эстония чуть ли ни мировой лидер "интернет-демократии": тут мало того что Рийгикогу (парламент) давно уже перешёл на безбумажные заседания, так ещё и выборы и референдумы проходят через интернет по номеру персональной ID-карты. Первые выборы с возможностью голосовать в интернете прошли в 2005 году, а в 2011-м так через интернет проголосвали около 1/4 избирателей. Как я понимаю, небольшой размер страны позволил достаточно быстро внедрить это повсеместно. Но я с этим явлением, понятное дело, никак не контактировал, поэтому вот просто здание Рийгикогу.

35.


Вместе с тем, эстонцы - народ индустриальный, здесь совершенно не ощущается эта индастриофобия, столь характерная для Украины, Литвы и Латвии. Не сказать, конечно, что с промышленностью тут всё хорошо - как и всюду в Прибалтике, огромное количество предприятий не пережили распада СССР. На практике та же Литва с её тремя огромными химзаводами может даже и более индустриальна. Но тут речь скорее про отношение: эстонцы не относятся к промышленности как к "гнилому наследию совка, мешающему европеизации". Сланцевый завод в Кохтла-Ярве был на довоенной банкноте в 100 крон, слова "гуди, завод!" присутствовали в советском гимне, а вот Таллинская верфь рядом с Морским музеем прекрасно обозревается через прозрачный забор:

36.


В глубинке множество мелких заводиков, которые таки правда гудят:

37.


Причём некоторые ещё и не охраняются - заходи хоть в цеха, смотри на производственный процесс:

38.


Да и не только индустрия. Вот на пристани Триги у переправы с Сааремаа на Хийумаа в ожидании парома мы с altsirlin смотрели, как подошедший мотобот разгружает манипулятором улов водорослей (агар-агар тут, кстати, идёт на экспорт):

39.


40.


41.


К туризму эстонцы тоже привычны, поэтому фотографирование производства тут ни у кого не вызывает вопросов.
А ветряков тут относительно немного, всё же по ветрякам лидер Прибалтики - безусловно, Литва.

42.


В гастрономическом плане я бы поставил Эстонию где-то между Литвой и Латвией. Ну, в Литве на мой взгляд общепит вообще лучший в бывшем СССР, в Латвии же я бы сказал - один из худших. В Эстонии еда в основном хорошая, но не потрясающая... и к тому же - довольно дорогая. Набор блюд обычно тот же, что и в России - начиная от блинов и заканчивая солянкой, которую тут называют "селянка". В замках и Старом Таллине в ходу "рыцарская кухня" для туристов, обязательный элемент которой - лосятина. Национальную кухню находил всего пару раз, и она тут по-крестьянски простая. Вот - в Сетумаа, слева "сыйр" - очень мягкий тминовый сыр (в Латвии такой делают на Янову ночь), справа нечто, название чему я забыл - смесь картофельного пюре с тёртой морковкой, неожиданно вкусная, а под салфеткой - "лейб", то есть попросту чёрный хлеб:

43.


Национальная кухня в Эстонии вообще не крестьянская так рыбацкая. Таллин - столица кильки (в первую очередь, как и рижские шпроты - в консервах), а Сааремаа славится камбалой. Вот эстонский обед в рыбацкой деревне Насва - варёная картошка (осталась за кадром), сметана с зеленью (для картошки), банка консервов и мелкие камбалы, вкусные, но очень жирные.

44.


В магазин есть такие вот странные "торты" из сыра, майонеза, рыбы, овощей и далее по списку - увы, так и не попробовал. Цены - в евро:

45.


Ещё в Эстонии очень вкусный лимонад местного производства, пивзавода "Ле Кок" в Тарту.  А что за гибрид Хрюши и Буратино на логотипе - не знаю.

45а.


И конечно эстонские ликёры, которые я также (в отличие от рижского бальзамса) так и не попробовал. По словам Каца, знаменитый "Вана-Таллин" (изобретённый в 1962 году) - попса и отрава, а вообще ликёрами и плодово-ягодными винами Эстония славится издавна, вот например ассортимент (по исходным продуктам) на витрине:

46.


Вообще, пьют здесь много, и в том же Таллине на каждом шагу "алкомаркеты". Этот сфотографирован в Северном Таллине, суровом русском районе, но в целом алкомаркеты и в более благообразных местах не редкость, и как видите - пользуются популярностью. С пьянчужками, смешанной русско-эстонской компанией, довелось пообщаться в Сетумаа - такие же, как у нас совершенно: приходят поговорить, здороваются за руку, просят евро-другой на опохмел и пытаются философствовать, однако заповедь той компании мне понравилась: "Сам живи и другим не мешай!".

47.


Как и в Латвии, стереотип "пьяный гражданин - негражданин", здесь не подтвердился.  Наверное, подраться с кем-то русские правда более склонны (хотя эстонские гопники тоже бывают), но вот к злоупотреблению алкголем эстонцы склонны едва ли не больше. Зрелище тартусского парка у набережной, где в пятницу вечером под каждым вторым деревом стоял справляющий нужду мужчичёк, запомнилось надолго. Правда, эстонцы пьют как-то весело и незлобно, "горькую запил"- не про них. И в принципе, вот эта компания вполне может оказаться и русскими в Таллине, и эстонцами в глубинке:

48.


Хуже то, что здесь не только пьют... Даже после России в Эстонии хорошо заметны наркоманы. В год более 100 человек умирает от передозировки - то есть, при небольшом размере страны, выходит 8-10 случаев на 100 тысяч населения - это примерно соответствует уровню убийств в России. Как-то в одном из дворов на Каламая мы услышали из окна явно не слишком интеллектуальный разговор на эстонском, и Кац по выходе на улице перевёл - двое совещались, куда пойти за дозой... По статистике CIA World Factbook, ВИЧ-инфецировано в Эстонии 1,2% населения - худший показатель не то что среди развитых стран, а - вообще за пределами Африки и Карибского бассейна.

48а.


В общем, конечно же Эстония - страна тоже не идеальная...

49.


А вот что в Эстонии для западых соседей России сверх-типично - это культ сельской культуры (да собственно, типичен он не только там, среднеазиатская "юрточность" от "вышиванковость" ушла недалеко). Нации бывших крестьян понимают, что это всё - музейные хутора, селянская утварь, народные платья с красным орнаментом, фольклорные песни и пляски - на 100% их собственная история, к которой господа (будь то немцы, русские, автрийцы или поляки) никакого отношения не имели. Апогея это достигает именно в Латвии и Эстонии, у которых в отличие от Литвы и Украины не было даже княжеского Средневековья. В прошлой части вы, наверное, замечали народные орнаменты на морских катерах... В Эстонии десяток сельских музеев - таллинский скансен Рокка-аль-Маре, хутор сету в деревне Вярска, два хутора Михкли на островах (Сааремаа и Хийумаа соответственно), целая деревня-музей Когува на острове Муху и многое другое, куда я уже не доезжал. Но более всего Эстония мне запомнилась фольклорными праздниками - будь то Янова ночь, Праздник Песни или фестиваль Сето-Фолк, на который я попал совершенно случайно.

50.


Рассказом о Яновой ночи с её кострами я в принципе начал эту серию:

51.


А обязательный атрибут эстонских городов - такие вот небольшие сцены:

52.


И Певческие поля, где козырёк над сценой создаёт особую акустику:

53.


И тем, кто хочет написать гневный коммент, почему это в моём посте совсем людей нет, ведь люди же самое главное, ведь мы же тебя ради людей только и читаем, хочу сказать - о людях следующие три части, посвящённые Певческому празднику, ибо съезжается на него до трети населения Эстонии, и он становится днём единения здешнего народа.

ЭСТОНИЯ-2014
" Что устав от поднятой веком пыли русский глаз отдохнёт на эстонском шпиле". Обзор и оглавление.
Эстония и её праздники.
Янова ночь в Рокка-аль-Маре.
Дерево и плитняк. Прошлое.
Транспорт Эстонии.
Люди и реалии. Современность.
Певческий праздник. Шествие в Таллине.
Певческий праздник. На Певческом поле.
Праздник танца.
Вирумаа
Таллин.
Западная Эстония.
Южная Эстония.
Острова.
Финляндия, Хельсинки.

Эстония, злободневное, дорожное, эстонцы, этнография, "Балтийские ветры"

Previous post Next post
Up