Алма-Ата - Москва. Возвращение из Туркестана.

Mar 26, 2014 18:07



В завершение рассказов про Южный Казахстан и Киргизию (по ссылкам там и оглавления) - немного фотографий из иллюминатора самолёта, путь домой по легендарному маршруту Ту-144.

Просторная чистая квартира в Алма-Ате, мерцающий снег на горах Заилийского Алатау за окном... После Киргизии здесь не покидает ощущения "наконец-то цивилизация" - благоустроенный и богатый город, хорошо одетые люди - хоть русские, хоть казахи. Нет, не беру назад ничего из хороших слов о Киргизии, но думается, в какой-нибудь Мьянме и Камбодже нищета будет так же давить мне на мозг, и никакие "вечно улыбающиеся люди" не помогут. По алматинским арыкам уже не струится вода, и даже мусор из них убрали. Я сижу и думаю - а так ли я хочу домой? Здесь, в Туркестане, я был счастлив, здесь я встретил свой день рождения реваншем на Джунгарских воротах, ради которого всё это и затевалось. В конце концов, здесь я провёл без малого полтора месяца. А что в Москве? Хозяйка квартиры смотрит новости, и негодует, что Навальный предложил ввести визы с Казахстаном, скопом записав его с другими "-станами", Азербайдажном и Арменией. Потом мы видим, что он в этот список и Туркменистан включил, и обстановка разряжается - да, визовый с Туркменистом спасёт Россию от засилья мигрантов! Я доедаю пирог и тортик, купленные в "Столичном" неподалёку от дома. За окном шумит карагач. Я боюсь одиночества, которое вновь накроет меня дома, и ещё не догадываюсь о том, что одиночество кончится к Новому году. Я делюсь планами съездить в Крым, на его вольные дикие пляжи, и не знаю ещё о том, что случится к весне...
Заказываем на 3 часа ночи такси в аэропорт. Едем. Прощаемся. Прохожу все контроли, дожидаюсь посадки, иду на шаттл, сажусь в самолёт. В предрассветных сумерках взлетаем, и Алма-Ата пропадает из вида почти сразу - моё окно на другую сторону. Вскоре тёмную степь скрывают облака, в просветах которых я тщетно пытаюсь увидеть Балхаш:

2.


Через пару часов лёта - просвет. Внизу петляет Сырдарья, вдоль неё я ехал по Ташкентской магистрали и любовался её водой в пыльной и неустроенной Кызылорде. А может быть, и не Сырдарья уже это, а Яик? На нём, в Уральске ( раз- два- три) началось моё первое знакомство с Казахстаном в 2009-м году.

3.


Пересохшие по осени солёные озера где-то в плоских и гиблых ногайских степях - это может в Приаралье, и Заволжье:

4.


Над степью всходит Солнце:

5.


И снова наплывают облака:

6.


Несколько минут под крылом что-то неземное, словно это и не самолёт "Трансаэро", а ракета с Байконура к дальним звёздам:

7.


И облачная степь становится золотистой:

8.


В следующее "окно" облаков я увидел город с дымящей трубой у самого моря... но откуда здесь море?

9.


А то ли волжский разлив,
То ли Всемирный потоп,
То ли просто господин
заметает следы... (с) БГ
Это Волга-матушка в своих водохранилищах:

10.


Внизу - Ульяновск, запомнившийся мне в 2009 году мрачноватым промышленным городом, в советское время утративший все до единой церкви, а в постсоветское так не свыкшимся с Перестройкой. Может быть, с тех пор он изменился - всё ж таки и поголовие УАЗов-"Патриотов" с тех пор заметно увеличилось, и оборонка приросла заказами, да и церквей не могли не понастроить. Два моста - Императорский (снизу) и Президентский (сверху), построены с разницей в без малого сто лет, и в 2009-м старым мостом в Ульяновске, наверное, пугали детей - из-за постоянных пробок там можно было застрять на 2-3 часа, и вдобавок в 1983 году об него срезал себе верхнюю палубу круизный теплоход "Александр Суворов", убив полторы сотни своих пассажиров. Президентский мост открылся через несколько месяцев после моего приезда. И чтоб был ясен масштаб - у Императорского моста Волга шириной чуть более 3 километров, у Президентского - чуть менее 5. А приглядевшись, у старого моста можно различить Ленинский мемориал и гостиницу "Венец" на одноимённой горе.

11.


Реки делят город не на две, а на три части - параллельно правому берегу Волги течёт Свияга. За Свиягой - собственно УАЗ, но автозаводы обычно презимисты и невзрачны. На краю промзоны дымит ещё одна ТЭЦ (прошлая с кадра №9 отмечала такую же приземисто-невзрачную авиастроительную промзону):

12.


Волга...

13.


А дальше просто поля и перелески чернозёмной России, часами и сотнями километров, да двойные лесополки вдоль дорог:

14.


15.


16.


Дальше снова наползли облака, а затем мы начали снижаться:

17.


Над перенаселённым Подмосковьем с его дачами, складами товаров и пригородными новостройками для москвичей. Это, кажется, Пушкино:

18.


Что за странный узор лесополок? А ведь живёт в Москве и Подмосковье народу поболее, чем в Ферганской долине - и хотя почти все в городах, почти у каждой городской семьи есть дача.

18а.


А это, кажется, Мытищи - правда, не "Метровагонмаш", а северная промзона:

19.


Дальше самолёт кружил над пространством воды, которое после песков Туркестана казалось огромным. На самом деле - лишь пара водохранилищ на Клязьме, между Мытищами и Долгопрудным:

20.


И дело даже не в площади (Иссык-Куль, Капчагай или Арал всяко обширнее будут), а в этом тесном сплетении воды и суши:

21.


Вот мелькнула Москва во всей её мегаполисной мощи - в основном её лицезрели пассажиры противоположного ряда. Город беспринципных сильных мира сего да милой инфантильной недолюбленной молодёжи с её идеалами европеизма и неравнодушия. Из этой молодёжи в общем-то и я, хотя и с рядом оговорок.

22.


Тут совсем уже осень. В Оше было +33, в Бишкеке и Алма-Ате где-то +18, а тут градусов 7-8... примерно как сейчас.

23.


Тут сыро и прохладно, много травы и деревьев:

24.


Лес, расступившись, открыл чей-то дворец - с земли такой не увидишь за заборами и парком:

25.


Холодная осенняя родина...

26.


27.


28.


Вот ещё какой-то индастриал - а мы всё ниже и ниже:

29.


Заходим на посадку - через минуту или около шасси коснутся земли:

30.


На границе, вопреки канонам жанра "трэвелог от блоггера", меня не начали оскорблять, не стали задавать тупых вопросов о том, что я делал в Казахстане так долго и с какого года состою в контрреволюционной ячейке, а быстренько и без реварансов поставили штамп. Объявления, касающиеся нашего самолёта, дублировались не только на русском и английском, но и на казахском. Я получил замотанный в полиэтилен рюкзак (ибо выкидывать вилку и ножик мне было бы жалко) да поспешил на аэроэкспресс по бескрайним терминалам Шереметьева...

31.


И долго шёл по Тверской от Белорусского вокзала до метро "Пушкинская". Как непривычно мне всё было на родине! Прозрачный воздух, блеск Солнца на растворённой в этом воздухе осязаемой влаге, печальные силуэты облетевших деревьев; старинная архитектура в невиданном в Казахстане обилии. Прохожие на меня косились, возможно чувствая подсознательно запах Средней Азии; ещё пристальнее на меня смотрели, как и в прошлые возвращения, московские казахи - думаю, тоже подсознательно улавливая запах родной степи. Из подворотни выкатили мусорный бак киргизы в своих войлочных колпаках. Я ещё пару недель не мог свыкнуться, что всё позади и строил планы продолжать банкет в Узбекистане...

Ну а дальше, не считая двух поездок в Питер с дружеским визитом, я и не ездил никуда все эти месяцы - самый долгий перерыв, кажется, с 2005-2006. Но выкладывал что-то почти каждый день - с момента возвращения я соорудил 130 объёмных "дорожных" постов, из них 49 - из Латвии (ещё с июля), 28 - из Казахстана (а часть выложил ещё в Алма-Ате), 5 - с Украины (когда там уже начинался Майдан, но она ещё не стала другим государством), 47 - из Киргизии да последний - вот этот. А впереди - уже новый сезон и новые регионы и страны...

Тут и из Питера кое-что интересное накопилось, а тему Великой Степи уже через пару недель поеду раскрывать в Предкавказье - в Калмыкию и Ставрополье.

Поволжье, транспорт, Москва, дорожное, авиация, Казахстан, Подмосковье

Previous post Next post
Up