Ташкентская магистраль. Часть 3: Кызылорда - Туркестан

Dec 04, 2013 18:58




Погуляв по пыльной неуютной Кызылорде и переночевав в вокзальной гостинице, я поехал по Ташкентской магистрали дальше на восток - в Туркестан, в обоих смыслах этого названия.

На этом перегоне я впервые познакомился с Киргизскими железными дорогами, так как ехал на поезде Москва-Бишкек. В принципе технически напоминает РЖД лет этак 15 назад: старый добрый зелёный вагон с окнами нараспашку, но без всяких атрибутов прогресса. Удивительно, но КирЖД существует по Московскому времени, которое от бишкекского отличается на 2 часа. Киргизы в основном спали, проводник расхаживал в штатском, а со мной в плацкарте ехал очень почтенного вида русский старик с окладистой бородой - к брату в Тараз. Я не спрашивал, но более чем уверен, что это был старообрядец. Впрочем, толком поговорить с ним не удалось - глуховат оказался.
Миновав Кызылорду с её пыльными хрущобами, проехали посёлок Белколь с обширной заброшенной промзоной:

2.


Здесь находится грузовая станция, и год назад Белколь запомнился мне тем, что у некоторых поездов, включая Актюбинск - Алма-Ата, на котором показанные в этих нескольких постах места я проезжал одним рейсом, здесь очень длинные технические стоянки. Тогда наш поезд встал на 40 минут примерно здесь - напротив вот этих странных сооружений:

3.


Как нетрудно догадаться, это кирпичные заводики: ведь кругом голая глина, лепи кирпичи да кидай в эти печи. Такие заводики мне попадались и в других местах, и их облик вряд ли изменился за сотни и тысячи лет. Год назад я ещё и, пока стояли, увлечённо фоткал рабочих... но как все уже знают, те фотографии были утрачены. А вот что было в большой заброшке - не берусь даже предполагать... да и в этот раз мы проехали Белколь без остановок.

4.


В поезде мало того что окна открывались, так ещё и вагон был последний - виды из задней двери тамбура. Удивительно. но главная магистраль Казахстана по крайней мере в некоторых местах однопутная. Как они умудряются гонять здесь скоростной "Тальго"  - не могу представить.

5.


А за окном проплывают аулы, которые здесь гораздо более уютные и зелёные, чем в гиблой пустыне Приаралья:

6.


7.


Мелкие станции - сохранность конечно невероятная:

8.


9.


10.


11.


Полуразрушенный вокзал видел всего один раз (конечно, их там больше, но значит не критически), а вот такие вот вокзал-сараи советского времени на Ташкентской магистрали огромная редкость... что вдвойне впечатляет в Казахстане, где на всех остальных железных дорогах такой сарай смотрелся бы даже поинтереснее среднего уровня. Как Семиречье разнообразием своих ландшафтов компенсирует бескрайнюю степь, так и Ташкентская магистраль своей красотой и сохранностью компенсирует почти полное отсутствие хоть минимально интересной вокзальной архитектуры по всей остальной стране.

12.


Ландшафты тут, кстати, тоже весьма переменчивы в зависимости от того, как близко к дороге подходит чрезвычайно извилистая Сырдарья. То песчаная пустыня:

13.


То луга и тугайные рощи:

14.


А вдалеке понемногу возникают горы:

15.


Это Каратау (Черногорье), длинный (около 420км) и не слишком высокий (до 2176м, гора Бессаз) хребет: Тянь-Шань у своей западной оконечности "пускает" в окрестную степь целый веер таких вот хребтов - Чу-Илийский на севере, Каратау - на западе и Четкальский - на юге, в Узбекистане. То есть, фактически эти горы - начало Тянь-Шаня. А за ними - Муюнкумы (Жёлтые пески), самая маленькая и северная из трёх великих пустынь Средней Азии и колыбель казахской государственности - там находятся многочисленные мавзолеи и городища, в том числе первая столица Казахского ханства аул Сузак и аул Кумкент, где покоится Тукты-Шашты-Азиз - первый тюрок-мусульманин, живший в 8 веке. Там же - урановые рудники Шолаккоргана, вполне может быть, что уже крупнейшие в мире (ведь Казахстан за последние годы увеличил добычу в 4 раза и занял твёрдое первое место). Я хотел съездить туда в оба приезда - но почему-то оба раза так и не решился. Эти горы так и останутся задним планом ещё нескольких постов:

16.


Между тем, поезд втянулся в очередной оазис - мы приближаемся к станции Чиили, крупнейшей между Кызылордой и Туркестаном, ещё один гипертрофированный ПГТ (30 тыс. жителей), по какому-то недоразумению до сих пор не повышенный до города. Вид у посёлка очень цивилен и зажиточен - в его окрестностях находятся и постоянно строятся урановые рудники. Уран в Казахстане сейчас добывают прогрессивным способом "подземного выщелачивания" - через тонкую скважину заливают в залежь растворитель, а затем выкачивают получившееся жидкое вещество, содержащее искомый металл. При этом в Казахстане нет ни одной действующей АЭС, а на собственно "КазАтомПром", хотя он и стал крупнейшей в мире урановой компанией, приходится менее половины добычи - в "урановом буме" участвуют и Россия, и Китай, и Франция.

17.


Среди других станций Чиили выделяется масштабами своей инфраструктуры - явно старые и явно железнодорожные постройки начинаются задолго до вокзала:

18.


Всё-таки что это за штуковины с деревянными градирнями? Наблюдаю такую на Ташкентской магистрали как минимум в третий раз. Электростанции, котельные?

19.


А вот и собственно вокзал Чиили, и что мы в глубине большого оазиса - видно невооружённым глазом. Торгуют здесь на многих станциях - но такого изобилия, как на Чиили, я не видел в других местах ни в 2012-м, ни сейчас:

20.


Бахча - столь среднеазиатский товар. Год назад развалы эти были ещё больше, едва ли не в человеческий рост - то лето было жарким, это - холодным, поэтому видимо у бахчи случился неурожай. Дыни тут разных сортов, лучшими в Казахстане считаются туркестанские, и главное - это всё действительно местный, а не дутый китайский продукт:

21.


22.


Второй по популярности товар - рыба, к которой впрочем за время пути вдоль Сырдарьи успеваешь привыкнуть:

23.


Чиили в расписании бишкекского поезда вообще не значилась, и потому я подумал, что стоянка на ней несколько минут и не отходил от поезда. В итоге простояли минут 25, я за это время мог обойти всю станцию и привокзальную площадь, как сделал в прошлом году - за вокзалом есть ещё водонапорка, путейские домики, старая школа, в общем исторические центра посёлка. Вдобавок, в прошлом году мы были здесь на закате, и в это время Чиили освещена гораздо удачнее. В общем, один из немногих пунктов, в которых новые фотографии оказалсь хуже утраченных.
Вид в сторону горловины из вагонного окна. Казахи и киргизы:

24.


Сам же вокзал в Чиили попроще, чем Казалинске или Кызылорде (это всё же и на момент постройки были города), более всего напоминает вокзал в Джусалах:

25.


Самая запоминающаяся деталь - круглый портал. Сколь я помню, со стороны площади он ещё симпатичнее - но вот не сложилось:

26.


Поезд уходит, и торговцы спешно накрывают свой товар для защиты от солнца и пыли:

27.


Или даже увозят в ещё сохранившиеся пакгаузы:

28.


А без заброшки никуда даже здесь:

29.


Утопающие в зелени аулы оазисов так непохожи на пыльные и неустроенные аулы степей! Помню, что год назад и их фотографировал как-то подробнее, вдобавок на петлях в кадр попало несколько старых мостов (они тут тоже сохранились), но в этот раз почему-то сделал всего несколько кадров.

30.


31.


А вот одинокая юрта... но скорее всего это не жильё чабана, а кумысная на трассе:

32.


В предгорном мареве вырисовывваются шахтные коперы, которые было ох как непросто взять 35-кратным зумом! Я было подумал, что это одна из урановых шахт (тем более что в этих краях находится Северный Хорасан - второе по величине в мире урановое месторождение), но это оказалось свинцово-цинковое месторождение Шалкия - раньше его руду возили в Кентау (город-спутник Туркестана), а ныне строят ГОК непосредственно при шахте. На переднем плане же совершенно случайно в кадр попал Сыганак - городище "второй первой" столицы Казахского ханства (1465-1599 годах Сузак и Сыганак несколько раз менялись столичными функциями, пока наконец единым центром не стал Туркестан - в Степи это нормально, кочевые государства обычно имели по 2-3 столицы). Глиняные бугры - то, во что превращаются здесь древние города, построенные из той же глины:

33.


В 2013-м я оставил поезд на станции Жанакурган в последнем райцентре Кызылординской области - стоянка здесь всего пару минут. Второстепенный вокзал имеет необычную Г-образную планировку:

34.


35.


Дело в том, что в 40 километрах от Туркестана совсем рядом с дорогой находится Сауран - огромная глиняная крепость. Год назад я ездил туда из Туркестана, а в этот раз решил сойти на ближайшей станции и добраться уже по автодороге. Это оказалось проще, чем я думал - на привокзальной площади дежурил традиционный для Южного Казахстана транспорт - частники-минивэны по заполнению, и я уехал практически сразу. Старый вокзал же сейчас вспомогательный, а новый (советский?) рядом. Кому же этот обелиск - я так и не понял:

36.


Следующий участок я и в 2012 не отснял, так как стемнело, хотя и проехал на поезде. Следующие кадры сделаны пусть и не из вагонного окна, но в непосредственной близости от железной дороги. Оазис заканчивается, вновь начинается сухая степь:

37.


Сауран легко увидеть с поезда по правую руку... а вот идёт мимо поезд Ташкент-Москва:

38.


Мостик, под которым проходит тропа к крепости от автодороги - тоже начала ХХ века:

39.


Кончилась гиблая страшная степь, началась знойная, вальяжная, древняя, гостериимная, хитрая, загадочная, многолюдная, торговая, чуждая, открытая, незыблемая Средняя Азия. Покинув Яныкурган, я вздохнул облегчённо.
И в завершение покажу вокзал Туркестана, который был сто лет назад безуездным городом с 11 тысячами жителей.

40.


Что не помешало построить здесь самый настоящий Восточный дворец:

41.


Безусловно, один из красивейших вокзалов Российской империи. Я бы сказал - один из трёх архитектурных памятников мирового уровня на весь Казахстан - ещё собор в Алма-Ате и конечно же Мавзолей Ясави здесь же, в Туркестане.

42.


Порталы двух фасадов отличаются (со стороны путей - на вводном кадре), но оба украшают львы:

42а.


Впрочем, чтобы оценить во всей красе - надо зайти вовнутрь, там великолепные интерьеры в самом натуральном "колониальном стиле":

43.


Только подсвечен плоховато. "Рахмет" - значит, "Спасибо", только так и не понял, за что:

44.


В правом (если заходить с платформы) крыле - зал ожидания с кассами:

45.


В левом - кафе, год назад ещё закрытое на ремонт. Тут роскошь интерьеров достигает эпогея - я вообще не припоминаю, видел ли я где-то что-то подобное:

46.


47.


48.


Сохранились и путейские дома, и водонапорная башня - их я покажу уже в следующий раз. Сейчас же поднимемся на виадук, оглянемся на преодолённые вёрсты:

49.


Какие-то пристанционные здания за путями:

50.


Железнодорожнки построили тут в 1905 году как бы ещё один город, гораздо более капитальный и красивый, чем старая часть:

51.


Старое депо с одинким дизелем, который ходит не каждый день в Чимкент:

52.


...Железнодорожные станции часто называли по месту, границу которого они отмечали - например, Беларусь или Маньчжурия. Когда-то я был уверен, что и название Туркестан появилось так. На самом деле оно древнее, а "стан" - просто суффикс места, и соответственно Туркестан может значить и "Тюркск", и "Тюркия". Но по сути всё верно - здесь начинается уже настоящая Средняя Азия, да и Туркестан - город древний и сохранивший немалую часть своих древностей.
Близ городища Хазрет-Султан находятся и две главные гостиницы "Туркестан" и "Яссы", в одну из которых я заселился. Слава Богу - позади 5 дней пути, 3 ночи в поездах и ни одной - в номере с душем, самые глухие и мрачные места Казахстана. Всё, марш-бросок на Туркестан кончился - можно нормально помыться (а не обтираться водой), отоспаться в кондиционированном номере, и никуда особо не спешить, как не спешат люди Востока.

53.


Ташкентская магистраль же уходит дальше - как нетрудно догадаться, в Ташкент, но там старый вокзал не сохранился. Последний из вокзалов-дворцов - на станции Арысь, которую я так и не увидел: это отдельный городдок в 40км от Чимкента, и вот какое-то меня взяло нехорошее предчувствие, что там я поимею проблем с органами. Наверное, зря, тем более Арысь место действительно знаковое: там от Ташкентской магистрали отходит Турксиб, часть которого я показывал в Алматинской области. Вокзал Арысь-1 (основной) - двойник кызылординского, а Арысь-2 (1912-13) - один из немногих дореволюционных вокзалов Турксиба. К счастью, фотографии всех железнодорожных памятников Арыси (а это ещё водонапорка, путейские дома и узкоколейный паровоз-памятник) есть здесь и у Сергея Болашенко, я же когда-нибудь восполню этот пробел.

В следующих постах - о Южно-Казахстанской области, и сначала покажу уже упомянутый Сауран.

ПРОДОЛЖЕНИЕ о станции Арысь.

КАЗАХСТАН-2013
Путь через пустыню. Вступление.
Крах на Джунгарских воротах (2012). Предыстория.
Общее о Казахстане.
КТЖ - Казахстанские железные дороги.
О трёх казахских жузах.
Восточные базары.
Русские люди Казахстана.
Дорога в Туркестан
Орск. Старый город, а остальное не успел.
Актюбинск. Старый город и центральная площадь.
Актюбинск. Центр и Жилгородок.
Ташкентская магистраль. Саксаульская - Приаралье.
В поисках Аральского моря.
Аральск. Порт, потерявший море.
Ташкентская магистраль. Казалинск - Кызылорда.
Кызылорда. Город на Сырдарье.
Ташкентская маггистраль. Кызылорда - Туркестан.
Южный Казахстан
Сауран. Крепость в пустыне.
Туркестан. Хазрет-Султан.
Туркестан. Повседневный город.
Отрар (Арыстан-баб). В засохшем оазисе.
Чимкент. Вавилон Средней Азии.
Чимкент. Старый город.
Чимкент. Гильвет Кендебая Карабдалова.
Сайрам. Гнездо Святых.
Как я не попал на гору Казыгурт.
Дорога в Тараз через Айша-биби.
Тараз древний.
Тараз. Аулие-Ата и Джамбул.
Вылазка в Киргизию
Дорога в Талас.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо.
Семиречье
Немного Турксиба. Капчагай - Уштобе.
Джунгарские ворота.
Озеро Алаколь.
Дорога через всё Семиречье.
Талды-Курган.
Алма-Ата
Зарисовки по горячим следам.
Флешбек. Осколки города Верного.
Арыки, инсталляции, детали.
Вверх по Алма-Ате. Нижняя часть и Тастак.
Вверх по Алма-Ате. Центр ниже дома.
Вверх по Алма-Ате. Центр выше дома.
Вверх по Алма-Ате. Выше центра.
Вверх по Алма-Ате. Горные посёлки.
Большое Алматинское ущелье.
Продолжение в Киргизии.

От Прибалтики до Туркестана... здесь вы найдёте ответ на вопрос "А про Латвию что, всё что ли?!".

"Молох", Великая Степь, "Атомная быль", транспорт, дорожное, Казахстан, "Тюркский след"

Previous post Next post
Up