Аральск. Порт, потерявший море.

Dec 01, 2013 06:55



В прошлой части я показал то, что осталось от Аральского моря. Теперь же отправимся в Аральск - городок (32 тыс. жителей) на полпути между Кызылордой и Актюбинском, некогда главный порт на казахской половине Арала.

...Итак, ребята из Чимкента, работавшие на Кокаральской плотине, оставили меня на трассе: им нужно было в другую сторону, и "буксир" они поймали практически сразу. Трасса сейчас в отличном состоянии - это часть Нового Шёлкового пути, мегапроекта дороги из Европы в Китай - в России она пройдёт через Самару, а дальше на запад даже не знаю через какую страну. Степь между Актюбинском и Кызылордой - самое глухое и гиблое место Казахстана, в каком-то смысле Актюбинск - это Казахский Хабаровск, а Кызылорда - Казахская Чита, то есть проецируя на Россию - я оказался где-то под Могочей. Даже автодорога Кызылорда-Актюбинск когда-то имела разрыв, который дальнобойщики называли "долиной смерти" - его заделали в том же 2011-м году. И в общем стоял я у трассы посреди небытия, махал проезжающим мимо машинам да созерцал пасущихся неподалёку верблюдов:

2.


Наконец, притормозила фура, ехавшая в Актюбинск. В просторной кабине был практически накрытый стол (если не считать отсутствие самого стола), за рулём - добродушный казах средних лет, а на лежанке за сидениями спал его сын. Шофёра звали Бахытхан, он был из Чимкента (четвёртая встреча с чимкентскими за сутки! Видимо, Кызылординская область что-то вроде колонии Чимкента), и у него было три сына, из которых старший женился на русской и уехал "в Ленинград", а младший как раз таки дремал за сидением. Ехали неспеша, Бахытхан угощал меня дынями и баурсаками со сгущёнкой, зазывал в Чимкент покататься по окрестностям да на шашлыки, а за окном неспешно проплывали Каракумы:

3.


Приаральские Каракумы - в прошлой части я уже говорил, что пустынь с таким названием ("чёрные пески") в Средней Азии несколько, и до Туркменских Каракум отсюда очень далеко - они за Амударьей, а в междуречье Амударьи и Сырдарьи - Кызылкумы. О близости крупной реки напоминали торговцы рыбой, стоявшие у обочин в каждом ауле. А вот люди продают изделия из, кажется, верблюжьего меха.

4.


В одном из аулов Бахытхан остановился, что-то крикнул торговке у обочины, и та тут же отошла и постучалась в ближайший дом. Оказалось, что это проверенное место, где Бахытхан каждый раз по дороге покупал шубат - кисломолочный напиток из верблюжьего молока, к которому ещё в прошлые приезды пристратился и я. Шубат, насколько я знаю, встречается только у казахов, и по сравнению с кобыльим кумысом он гораздо мягче и жирнее.

5.


До Аральска доехали лишь к закату, и попрощавшись с Бахытханом, я направился в город по рельсам. Это промышленная ветка в посёлок Аралсульфат (Жаксылыныш) на крупнейшем в Казахстане месторождении поваренной соли (а вот сульфаты там не добывают с 1963 года). До вокзала мне по этой колее предстояло пилить около 3 километров, что окончательно лишило меня надежды осмотреть город при хоть минимально режимном свете.

6.


...В одном месте, в глухой промзоне, я увидел трёх подростков, плотоядно глядевших в мою сторону. Вспомнил слова Бахытхана, который тоже говорил, что "здесь варвары живут", а ещё "лучше один не ходи! Увидят - оооо, русский идёт! Давайте ему наваляем!". Судя по всему, ребята подумали именно это - один из них попёр мне на перерез. Я прибавил шагу, стараясь глядеть строго перед собой. Бежать всё равно было некуда....
-Эеееей, закурить есть!?
-Извини, не курю, - ответил я, не поворачивая головы и не сбавляя ходу. Главное сейчас - не оборачиваться, если я не буду обращать на них внимания, то и сам стану им как бы невидим. Пацан что-то везгливо кричал мне в спину, сразу перейдя на казахский, но по звуку я понимал, что он кричит, стоя на месте. Лишь через сотню метров я оглянулся и увидел, что пацаны отошли на исходную позицию.

Я же дошкандыбал до станции, куда как раз прибыл поезд Туркестан-Саксаульск, и выйдя на привокзальную площадь, взял такси до гостиницы. С таксистом ехали ещё и двое его друзей, с которыми за несколько минут езды очень душевно пообщались, один из них даже пообещал прислать мне фотографии с Барсакельмеса... но видать позабыл. Центр был ярко освещён, тут явно была какая-то веселуха - может быть, казахи просто отмечали последние выходные лета. В гостинице совкового вида старенький номер с туалетом, но без душа стоил 4000 тенге (800 рублей), и я впервые за 3 ночи имел роскошь раздеться и не помыться так хоть обтереться водой. Я был голоден - по сути за весь день я съел лишь несколько кусков хлеба у бабушки в ауле Бугунь да то, чем меня накормил Бахытхан. Но главное - думал я - я видел Аральское море!

7.


Утром на осмотр Аральска у меня было, кажется, часа полтора от рассвета до поезда. Гостиница и вокзал находятся совсем рядом с портом, по разные его стороны, и из гостиницы я вышел не направо (так бы я попал на главную улицу), а налево. Вот собственно и порт:

8.


На берегу, у кажется местного спортивного центра стояло даже несколько посудин в хорошем состоянии. В принципе до моря всего лишь 25-30 километров, и в нём водится рыба, то есть возможно в сезон эти лодки переместятся туда?

9.


Я спустился в акваторию порта - и в ней оказалось довольно гадостно: участки липкой солёной грязи и запах сточных вод.

10.


Но о том, что тут было море, напоминают ракушки, которыми усеяна глина:

11.


Среди которых наросли кусты и чьи-то норы:

12.


Портовая промзона полностью заброшена, причём кажется очень давно:

13.


В лужах кое-где ржавеют остовы судов:

14.


А сами лужи воняют так, что порой хочется зажать нос - фактически, порт превратился в сточную канаву, зловонное и заразное болото. Вон там, за бугром справа - сточная труба:

15.


Вдали - морской простор:

16.


Было море - стала пустыня:

17.


Аральск, конечно, ещё лего отделался - вот от узбекского Муйнака до моря уже около 200 километров. В конце концов, Малый Арал спасён и постепенно поднимается, есть надежда, что лет через 15-20 вода вернётся сюда. Но пока тут форменный постапокалипсис, и в этом нет никакой красоты. Аральский порт не просто мрачен - он мерзок:

18.


19.


20.


21.


22.


Кирпичное здание слева - и есть гостиница. Как нетрудно догадаться, у этой стенки были причалы. Когда-то здесь швартовались суда, в основном рыболовные, но наверное была какая-нибудь пассажирская линия в Муйнак с заходом на острова, а может и грузы какие возили... Я ходил ниже, чем были днища судов в лучшее время. Ржавые краны - доминанта Аральска, они видны со всех его концов, и ведь стоят в таком состоянии, поди, уже лет 40. Странно, что их не распилили на металл. Как будто бы берегут как памятник ушедшему морю.

23.


Квартал между портом и вокзалом так же мерзок, как и сам порт. Самые настоящие трущобы:

24.


25.


26.


За небольшим озерцом - руины военного городка Аральск-5 ("Урал") - про полигон на острове Возрождения, где с 1942 года велись испытания бактериологического оружия, я уже писал и в прошлом, и в позапрошлом постах. Близ города были ещё гарнизоны Аральск-6 ("Чайка") и Аральск-8 ("Берёзка"), а непосредственно на острове Возрождения - Аральск-7 ("Бархан"). Военные ушли отсюда в 1992 году, и эти руины с катастрофой Арала никак не связаны - но добавляют мрачняка.

27.


Хотя не так всё и безнадёжно - на этой стороне пруда новенький рыбзавод. В принципе может даже не нужно было ехать в Бугунь - ведь если в Арале ловят рыбу и везут сюда, значит где-то не слишком далеко от города должна быть пристань с нормальной дорогой.

28.


От рыбзавод пара кварталов до вокзала, и по дороге нашёлся даже дореволюционный домик.

29.


В принципе Аральск имеет даже некоторую историю: известен с 1817 года как аул Алта-Кудук (Шесть Колодцев), а в рост пошёл в 1905, когда через него прошла Ташкентская магистраль со станцией Аральское Море. Тут же подсуетились русские купцы, создали акционерное общество "Хива" и превратили Алта-Кудук в крупнейший рыбопромышленный порт на Арале. К 1912 году тут была верфь, рыбзаводы, несколько тысяч жителей и даже деревянная церковь. Крупнейшие суда "Хан Хивинский" и "Туркестанец" сыграли свою роль в Гражданской войне: в 1919 году здесь был крупный бой красных с белой армией генерала Белова, и с этих кораблей был расстрелян поезд, перевозивший питьевую воду для белых. Позже суда переименовали в "Киров" и "Коммуну", и они проработали до 1970-х годов, пока не высохло море. Аральск же получил городской статус в 1938 году.

30. 2018


Вечером из окна такси я успел запомнить, что центр в Аральске двольно ухожен, но вот осмотреть при свете дня я успел лишь кое-что в окрестностях вокзала, да и то в другой свой приезд. Впрочем, ухоженных центральных площадей я видел немало, а вот засохший порт - первый и предпоследний раз.

31. 2018


Неподалёку обнаружился романтического вида кораблик, поставленный в 2009 году в честь аральских рыболовов. Нет, нельзя просто так забыть ушедшее море...

32. 2018


Кораблик стоит уже на привокальной площади, а сам вокзал выглядит так:

33.


Со стороны путей смотрится лучше. Вокзал здесь гораздо красивее, чем в Саксаульске, но не идёт ни в какое сравнение с вокзалами следующих крупных станций на востоке.

34.


В зале ожидания - мозаика. В 1921 году Ленин действительно написал сюда письмо следующего содержания: "Жертвуйте, дорогие товарищи, аральские ловцы и рабочие, щедрой рукой! Вы сделаете не только дело человеческой совести, но вы укрепите дело рабочей революции. Ибо вы всему миру покажете, а прежде всего всем трудящимся, что несокрушима мощь рабочего Советского государства, построенного на широчайшей помощи друг другу пролетариев самых отдалённых друг от друга мест", в ответ на которое аральцы действительно отгрузили 14 вагонов рыбы для оживавшей страны.

35.


Трафик на станции весьма оживлённый с явным утренним "пиком" - за полчаса, что я ждал своего поезда, здесь успели постоять, кажется, три других. Кроме того, ко мне успели подвалить ребята гоповатого вида, сначала довольно навязчиво задавали мне какие-то маловразумительные вопросы, но затем разулыбались, пожелали всего хорошего и ушли. В общем, Аральск - город весьма гоповской, тут стоит быть осторожным в любое время.

36.


Какая станция без водонапорки?

37. 2018


Напоследок я забрался на виадук. Дальше у путей - весьма неожиданные посреди пустыни деревянные пакгаузы:

38. 2018


Привокзально-припортовое хозяйство - вон мимо того сооружения слева (мелькомбинат?) я и шёл из порта на вокзал:

39.


Памятник очередному батыру в центре Аральска:

40.


За путями, прямо в черте города - солончак. Необычайно высокая для райцентра вышка - скорее всего, наследство военных:

41.


Рядом ещё один памятник, уж не знаю кому, тем более спиной к поездам:

42.


Поехали дальше, прочь из этого жуткого края. Дай Бог, чтоб море вернулось сюда поскорее!

43.


В следующей части вернёмся на Ташкентскую магистраль и доедем по ней до Кызылорды через Казалинск, Байконур и Жусалы.

upd.
Со времён поездки в Аральске успели снять едва ли не последний слип не кто-нибудь, а Pink Floyd.

image Click to view



Из этого клипа можно так же узнать, что некоторое количество брошенных судов валяется в казахстанской части Большого Арала, куда туристы не забираются почти никогда. К счастью, только "почти": вот очень красивый рассказ оттуда - часть первая и вторая. Надо, видимо, и мне искать компаньонов на внедорожнике...

КАЗАХСТАН-2013
Путь через пустыню. Вступление.
Крах на Джунгарских воротах (2012). Предыстория.
Общее о Казахстане.
КТЖ - Казахстанские железные дороги.
О трёх казахских жузах.
Восточные базары.
Русские люди Казахстана.
Дорога в Туркестан
Орск. Старый город, а остальное не успел.
Актюбинск. Старый город и центральная площадь.
Актюбинск. Центр и Жилгородок.
Ташкентская магистраль. Саксаульская - Приаралье.
В поисках Аральского моря.
Аральск. Порт, потерявший море.
Ташкентская магистраль. Казалинск - Кызылорда.
Кызылорда. Город на Сырдарье.
Ташкентская маггистраль. Кызылорда - Туркестан.
Южный Казахстан
Сауран. Крепость в пустыне.
Туркестан. Хазрет-Султан.
Туркестан. Повседневный город.
Отрар (Арыстан-баб). В засохшем оазисе.
Чимкент. Вавилон Средней Азии.
Чимкент. Старый город.
Чимкент. Гильвет Кендебая Карабдалова.
Сайрам. Гнездо Святых.
Как я не попал на гору Казыгурт.
Дорога в Тараз через Айша-биби.
Тараз древний.
Тараз. Аулие-Ата и Джамбул.
Вылазка в Киргизию
Дорога в Талас.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо.
Семиречье
Немного Турксиба. Капчагай - Уштобе.
Джунгарские ворота.
Озеро Алаколь.
Дорога через всё Семиречье.
Талды-Курган.
Алма-Ата
Зарисовки по горячим следам.
Флешбек. Осколки города Верного.
Арыки, инсталляции, детали.
Вверх по Алма-Ате. Нижняя часть и Тастак.
Вверх по Алма-Ате. Центр ниже дома.
Вверх по Алма-Ате. Центр выше дома.
Вверх по Алма-Ате. Выше центра.
Вверх по Алма-Ате. Горные посёлки.
Большое Алматинское ущелье.
Продолжение в Киргизии.

От Прибалтики до Туркестана... здесь вы найдёте ответ на вопрос "А про Латвию что, всё что ли?!".

природа, Аральское море, железнодорожное, дорожное, Аральск, транспорт, Казахстан, рыбацкое, зона трагедии, Кызылординская область

Previous post Next post
Up