Луганск. Часть 2: Старый город

Jun 17, 2011 23:36



В первой части с главными площадями и главными достопримечательностями я попытался опровергнуть тезис о Луганске как самом неинтересном областном городе Украины. Во второй же части пройдёмся в стремительно сгущающихся сумерках по Старому городу до вокзала.

Начнём поход буквально там же, где остановились в прошлой части - у памятника Борцам Революции (1936), которому принадлежит красная стенка слева. Название магазинов впечатлило - "джва года жду такой магазин" (с).



Каскад заканчивается на маленькой запущенной Почтовой площади - последней из четырёх. Вперёд уходят улицы Ленина и Маркса, на которых стоит большая часть Старого города.



А за спиной начинается завод имени Ленина - прямой потомок Луганского завода Карла Гаскойна с 200-летней историей. Официально - станкостроительный, но при Советах в первую очередь производил патроны. Отсюда и памятник "Ковавшим Победу". А за заводом Ленина начинается гораздо более крупный "Лугансктепловоз".



Сам "Лугансктепловоз" нам толком увидеть не удалось, но именно он стал в ХХ веке градообразующим предприятием Луганска. Крупнейший производитель магистральных тепловозов бывшего СССР был основан в 1896 году немецким промышленником Густавом Гартманом, и при Советах носил гордое название ВЗОР - Ворошиловоградский завод имени Октябрьской революции. Ныне заводом владеет Россия, так как многие его машины "Российским железным дорогам" заменить попросту нечем, а его продукцию (например, такую) хоть раз видел почти каждый, кому случалось ездить по России на поезде.
В общем, район "Лугансктепловоза" - самый большой наш пробел в осмотре Луганска. К слову, сохранился даже дом Гартмана в Длинном проезде за заводом - как и дом Юза в Донецке, в руинах. Увы, никаких шансов успеть туда у нас не было. Пойдём в Старый город, мимо художественного музея на той же площади:



В сущности, весь старый город, центр уездного Лугаска - три улицы под горой: уже упомянутые Маркса и Ленина и совсем глухая улица Даля. Как и во многих городах Донбасса (Мариуполь, Енакиево, Донецк), это не центр, а практически гетто с пыльными и безлюдными улицами.





Здесь попадаются отдельные неплохие дома 1880-1910-х годов, когда посёлок Луганский Завод стал уездным гороом:









Дворики на краю промзоны:



Замечательные артефакты. Помните эту моду на восточные единоборства времён Перестройки?



Перпендикулярные переулки ведут к улице Шевченко, которая и служит границей "цивильного" центра:



На улице Шевченко стоит дом Васнёва (1900) - самый внушительный в Старом Луганске, сгоревший видимо совсем недавно:



Напротив него на добрых 600 метров тянется дом "китайская стена", вдоль которой лежит кратчайший путь к вокзалу:



Перспектива улицы в сторону площади Борцов Революции. Обратите внимание на трамвайные пути - трамваи тут отличаются радикальной раздолбанностью, и ходят, поднимая за собой пыльные шлейфы. Но ходят при этом часто:



Над улицей нависает сквер, опять же представляющий собой небольшой "каскад", который завершает красивая сталинка (1952), больше всего похожая на вокзал:



На самом деле... Всё написано на фасаде, и что было, и что ныне. Дом Техники - видимо, такое прото-ЭКСПО, ведь Луганск был преимущественно машиностроительным городом:



В сквере людно, преобладающий контингент - мамы с детьми, так что может и не зря тут культуре учат. Очень впечатляют скульптурные группы по обе стороны крыльца, поставленные уже в эпоху независимости вместо сталеваров и токарей:



Нависая над Старым городом за квартал от его границы, Дом Техники является здесь если не доминантой, то ориентиром - его шпиль виден за домами почти отовсюду. Место действительно что надо - ранее здесь стоял Никольский собор (1841) - типичная заводская церковь на холме, благословляющая завод у реки. Таких много на Урале.



Теперь спустимся на две "ступеньки" - между улицами Маркса и Ленина расположилась площадь Революции, ныне ещё один довольно уютный сквер:



На каменной "сцене" - один из двух увиденных нами луганский Ильич, более старый. Внизу - целая скульптурная группа, посвящённая революционеру Александру Пархоменко. На заднем плане - новое здание Филармонии. Качество обеих фоток не ахти, согласен - были уже конкретные сумерки, до поезда оставалось полчаса, а снимал я с руки на ходу:



Наконец, в самом низу, и приречной промзоне - ещё один памятник. Это Владимир Даль, великий лингвист, составитель первого в России толкового словаря (1860-е). На памятнике он отрекомендован как Казак Луганский - это не сословное определение, а псевдоним, под которым учёный по молодости публиковал стихи. За спиной Даля - один из двух домов эпохи расцвета Луганского Завода (начала 19в.), где в 1918 году находился штаб Клима Ворошилова, а в 1927 обосновалась водолечебница (ныне то ли поликлиника, то ли санэпидстанция).



По соседству - музей Даля в доме, где он родился. А так как родился он в 1801 году в семье главного лекаря Луганского Завода датчанина Йохана Кристиана фон Даля, можно предположить, что этот дом - ровесник города, построенный Гаскойном вместе с заводом.



Дома по улице Даля - самой пустынной и самой запущенной.





В конце - вот такой странный функционалистический дом неопределённого возраста, напоминающий функционализм 1920-30-х годов ни то в Японии, ни то в Скандинавии.



Ну а левее - едва ли не самая впечатляющая постройка Луганска, и уж точно самая оригинальная: гостиница "Украина". На неё мы ещё посмотрим с фасада:



Улица упирается в приземистый и незыблемый ДК Железнодорожников:



Вокзал совсем рядом, но мы пока пойдём наверх. В здании справа какое-то ещё железнодорожное ведомство - в кузнице тепловозов железная дорога в почёте:



Что же касается гостиницы "Украина" (в прошлом "Октябрь"), то построена она была 1944-57 годах.



Архитектура настолько нетипична для послевоенного СССР, что во многих источниках всерьёз утверждается, что автором проекта был какой-нибудь пленный немец. Барельеф на фронтоне напоминает об изначальном названии "Москва".



На самом деле её автором был киевский архитектор Иосиф Каракис, построивший и до, и после войны немало оригинальных построек. Гостиница стала его шедевром, за который он был обвинён в украинском нациоанлизме и космополитизме, но отделался увольнением. Ныне гостиница используется по назначению, и мне представляется этаким восточно-украинским аналогом Черновицкого университета.



На той же площади - местный гипрошахт (возможно, бывший):



Наверху - домики улица Карла Маркса и "китайская стена" на улице Шевченко:



Отсюда, уже в темноте, мы шли на вокзал по каким-то задворкам. Многие характеризуют Луганск как заповедник гопников, но нам было почему-то совершенно не страшно.



Вот и вокзал впереди показался. Перед ним - эстакада с кольцом, размером достойным хорошей площади. Больше это место напоминает аэропорт:



Высветленный и тем самым зашумленный вид на город - "китайская стена" во всю длину и эстакада. В её конце стоит конный памятник Климу Ворошилову (1981), ставший символом советского Ворошиловграда:



Само же вокзальное здание (1980) - одно из самых нетривиальных, что я когда-либо видел. Знаю, что на некоторых станциях вокзалами служат металлические ангары-времянки, здесь видимо обыгрывается этот мотив. Очень необычно, но внутри, говорят, зимой адский холод, а летом не менее адская жара:



Внутри двухэтажный ангар не менее эффектен, чем снаружи:



Кстати, железная дорога была электрифицирована уже в период независимости (2005-2006), чем очень гордится "Укрзализница". Неподалёку есть ещё и Старый вокзал 1880-х годов, который я увидел лишь из окна поезда:



(фотографий из Википедии).

А поезд шёл на другой конец промышленной Восточной Украины - в Кривой Рог, до которого с бесконечными остановками мы ехали более 15 часов в грязном разбитом вагоне. Между Донецком (Ясиноватой) и Днепропетровском вагон был переполнен, а первые часы после Луганска и последние перед Кривым Рогом практически пуст. Мы заснули через пару часов после выезда, за станцией Алчевск, где над путями нависают монструозные трубы и домны металлургического комбината с белёсыми факелами в проёмах и огненным светом в мутных окнах. Алиска потом призналась, что этот вид был самым сильным из промышленных образов нашей поездки.
И надо заметить, в пейзаже Луганска как-то остро ощущается нехватка доменных печей! В общем, красивый, тихий и довольно приятный город, который всё равно так и останется украинской "терра инкогнита" - слишком уж на отшибе он расположен...

ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Кременец-гора.
Святогорск. Лавра Донбасса.
Донбасс
Донецк. Вечерний город.
Донецк. Улица Артёма и окрестности..
Донецк. Старая Юзовка.
Донбасская глубинка. Никитовский ртутный комбинат.
Донбасская глубинка. Шахта имени Изотова.
Горловка.
Енакиево. Город столетней копоти.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Луганск. Каскад.
Луганск. Старый город.
Кривбасс
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.

железнодорожное, дорожное, Луганск, "Молох", транспорт, Донбасс, трамваи, шахтёрское, Луганская область, Юго-Восточная Украина

Previous post Next post
Up