Донбасская глубинка. Часть 2: шахта имени Изотова

Jun 06, 2011 19:13



Продолжаем поход по промзоне на окраине Горловки. Начало с руинами Никитовского ртутного комбината - здесь. Дальше отправимся к полумёртвой угольной шахте и посёлку при ней. А шахты, как вы понимаете - главный атрибут шахтёрского края.

...От руин ртутного комбината уходит ржавая железная дорога, по которой нас и повёл frankensstein . В какой-то момент за спиной послышался лай, на рельсы выбежали собаки, следом вышел угрюмый старый сторож. Не ЧОПовец - а классический сторож из советских фильмов. Грустно поглядел нам вслед и ушёл восвояси, наверное пробормотав себе под нос "Ходют тут всякие!".



По колее вполне можно вернуться в Горловку, но мы сворачиваем на асфальт.



Где-то там находится ещё и ртутный карьер Чегарники глубиной 180 метров, куда мы не пошли из-за дефицита времени. При желании туда можно было бы даже спуститься, но это заняло бы часа три. Я, конечно, видел Коркинский карьер глубиной полкилометра, и понадеялся, что мы ещё увидим карьеры Кривого Рога (что не опрадвалось), но... Короче, надо было на Донбасс закладывать ещё один день.



По дороге попадаются всякие странные вещи - например, флаг Литовской ССР:



Куча стеклотары, включая советские бутылки из под кефира:



Стрёмного вида заводик, легальность которого вызывает опять же большие сомнеия.



Какой-то потустронний мир, живущий по своим законам. То ли сон, то ли компьютерная игра. Дорога идёт мимо ещё каких-то отвалов, сзади наползает грозовая туча:



Вдалеке - руины ртутной шахты, с конца 19 века снабжавшей сырьём комбинат. Такие единичные месторождения всяких металлов вплоть до урановой руды в Восточной Украине не редкость, и именно цветная металлургия после распада СССР обрушилась здесь сильнее всего. Донецко-Криворожский промышленный комплекс стал ещё однороднее - чёрная металлургия, уголь, тяжёлое машиностроение и немного химии.



А слева, за лугами, открывается вот такой вид:



Это и есть шахта имени Изотова с её терриконами, образующими длинный отвал. Похоже на столовые горы где-нибудь в Аризоне, Южной Африке или хотя бы Средней Азии - вот только там эти горы естественные, а тут навалены человеком:



Парочка в натуре донецких чиста пацанов, нах:



Здесь вообще как-то людно, и люди в основном копаются в земле, что-то ищут. Какая-то тётенька спросила у Франкенштейна, где тут пункт приёма цветного лома, на что Франкенштейн ей невозмутимо объяснил, что сегодня этот пункт всё равно закрыт. Видимо, много людей из других районов приезжают сюда ковырять цветной лом. Увидев нас с Алиской. наверное подумали - "во народ тут, в этой ж..пе!". Сомневаюсь, что кто-то здесь видел туристов из Москвы хоть раз в жизни.



А что там, вдали, за железная кишка? Это канал Северский Донец - Донбасс. На большей части своей протяжённости это канал, но Горловку он пересекает трубопроводом. Донецк снабжается водой именно из этих труб:



Километрах в 20 севернее Горловки есть даже такое место, куда я не дошёл, поэтому использую фотографию frankensstein:



Отсюда.

Такой вот суровый край этот Донбасс, где река может течь над железной дорогой...



Глухая промзона закончилась - мы вышли в один из посёлков, прилегающий к шахте Изотова. Здесь я почти ничего не снимал, скажу лишь, что в дальней части посёлка находится тюрьма, около которой в больших количествах околачиваются постоянные клиенты пенитенциарных заведений.



Отвалы шахты Изотова появляются из-за деревьев. Наверное, такой пейзаж лицезрели Фродо и Сэм, скитаясь по цветущий стране Итиль у подножья Мордорских гор.



Подходим ближе:



С территории шахты течёт самая настоящая река с мощным течением и глубиной по крайней мере по щиколотку, а местами, может быть, и по колено:





Брошенные шахты постепенно заполняются водой и начинают топить окружающую местность, превращающуюся в болото. Так и шахта Изотова извергает несколько таких ручьёв. Исток одного из них - мерзко выглядит и громко гудит:



Вот и сама шахта Изотова. Как известно, Донбасс был родиной и центром "стахановского движения" - в ночь с 30 на 31 августа 1935 года бригада Алексея Стаханова за одну смену перевыполнила план в 14 раз, причём это был не труд на износ, а грамотно спланированная операция, и главным секретом Стаханова была более правильная организация труда. "Стахановское движение" заключалось именно в этом - многочисленных экспериментах по улучшению организации труда, некоторые из которых стали повседневностью. Ну а Никита Изотов - это стахановец из Горловки. Норму труда его бригада перевыполняла в 3-4 раза - но зато стабильно в течение долгого времени. В честь него и назвали шахту:



Шахта частично действует - уголь тут не добывают с середины 1990-х, но ведут борьбу с затоплением. Что бы тут творилось без этого - страшно представить. Вдоль шахты бродил и угрюмый шахтёр в спецовке, наши фотоаппараты он, кажется, заметил - но не придал им особого значения.



За шахтой - руины обогатетельной фабрики, где уголь очищали от примесей. Сломали её буквально несколько месяцев назад:



Вообще, Донбасс потерял более половины шахт (которых при Советах тут было 375), причём в основном в 1990-е, когда были идеи вообще отказаться от углепрома. Сейчас шахты в основном убыточные, на их поддержание расходуются огромные дотации - но донбасский уголь необходим украинской металлургии, а металлургия для Украины - это как для России нефтегаз. А вы наверное думали, что эта страна живёт за счёт зелёных полей да туризма?



На руинах ЦОФа мы снимали осторожно - тут была вахта, какие-то люди. Вообще, что-то здесь явно происходит:



Склоны террикона - добро пожаловать на Марс!



Шахтёрская цивилизация Донбасса - это вообще исторический феномен, который ещё ждёт своих исследователей. Мне кажется, СССР 1920-30-х годов - это в первую очередь Донбасс:. И до, и после революции на шахты шли люди из самых разных уголков Российской империи, и всегда не от хорошей жизни - например, в платоновском "Чевенгуре" хорошо описано, как село в Воронежской губернии "через четыре год в пятый" вымирало от голода, а выжившие разделялись на две группы, и одни уходили к Киеву побираться на шляхе, а другие - "на шахты в Луганск". Много здесь было и китайцев, которым обязаны своим происхождением многочисленные донбасские Шанхаи - причём большинство из них не было китайским, просто китайские "шанхайчики" стали синонимом трущоб.



Донбасские шахты породили даже фольклорного персонажа - существо под названием Шубин. Это как домовой, только в шахте - её хранитель и защитник шахтёров. Мохнатое существо с копытцами, которое кашляет и смеётся в темноте, но может предупредить о скором обвале. По легенде, это дух некоего шахтёра с фамилией Шубин, который погиб из-за предательства. Есть версия, что его образ навеян газожёгами - на старых шахтах скопления метана выжигал человек в шубе мехом вовнутрь, державший перед собой факел на длинной палке. Такие адовые условия сто лет назад были нормой хоть в России, хоть в Англии, а в 1930-е годы, когда ставил свои рекорды Стаханов, чудом техники был простой отбойный молоток.



Почти сразу за шахтой начинается следующий посёлок. Всё же те же бедненькие хаты за двухметровыми заборами:



Дома полагались инженерам и квалицифированным рабочим. Неквалифицированные жили в казармах (бараках) и землянках. Условия труда были немногим легче ГУЛАГовских - только люди ещё и боялись, что их из этого лагеря вышвырнут. Потому что деньги платили, а дома жрать нечего. Невозможно понять, что именно творилось в России первой половины ХХ века, если изучать ту эпоху по мемуарам интеллигенции - интеллигенты не вкалывали в забое по 12-15 часов, не хоронили умерших от неурожая детей.



Очень характерный для шахтёрского Донбасса дом, почти типовой проект (а может и не почти):



Постепенно начинается советская часть посёлка с малоэтажными сталинками, покрытыми сажей:



Администрация - такая же нищая и грязная, как сам посёлок. Что символизирует конструкция спереди - не знаю:



Банк. Картинка из начала 1990-х:



Дома:



Люди:



И старый-старый автобус, на котором мы и поехали в центр Горловки:



Ну а теперь представьте главное - Донбасс такой почти весь. Полоса рабочих посёлков, многоэтажных микрорайонов, заброшенных и не заброшенных шахт, чёрных терриконов, металлургических заводов, отвалов и карьеров, ржавых железных дорог, пустошей и станции - словом, того, что показано в этих двух постах, тянется на десятки километров. Сплошная, почти непрерывная промзона от Луганска до Кривого Рога, с той лишь разницей, что за Днепром уголь сменяется железной рудой.
И в завершение темы донбасской глубинки - ещё несколько кадров совсем из других мест где-то вдоль дороги Донецк - Луганск. Но в том-то и дело, что на дорогах Донецк-Мариуполь, Донецк-Харьков, Донецк-ещё-что-нибудь, пейзажи совершенно те же.



Террикон над автостанцией в городке Перевальск:



Заброшенный явно дореволюционный дом в том же Перевальске - типичная архитектура шахтёрского края Российской империи:



Почти дикая степь, окружающая промзоны - ведь здесь в городах живёт около 90% населения, и с бесконечными цепочками населённых пунктов соседствуют участки степи. Сами по себе куда более тёплые и уютные, чем за Волгой и Уралом.



Гигантский террикон на подступах к Луганску, больше похожий на столовую гору. С автобуса его видно минут за 20-30 до того, как поравняешься с ним:



На этом с глубинкой закончим, и я покажу несколько отдельных городов. Начну с Горловки, куда мы, как уже говорилось, уехали из района шахты Изотова.

ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Кременец-гора.
Святогорск. Лавра Донбасса.
Донбасс
Донецк. Вечерний город.
Донецк. Улица Артёма и окрестности..
Донецк. Старая Юзовка.
Донбасская глубинка. Никитовский ртутный комбинат.
Донбасская глубинка. Шахта имени Изотова.
Горловка. Центр города.
Енакиево. Столетняя копоть.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Луганск.
Криворожье
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.

природа, Горловка, дорожное, Донецкая область, "Молох", Донбасс, зона трагедии, индустриальный гигант, шахтёрское, Юго-Восточная Украина

Previous post Next post
Up