Кривой Рог. Часть 1: Кривбасс и Криворожье

Jun 19, 2011 09:41



Восточная Украина с её металлургией и тяжёлым машиностроением образовалась совсем не случайно: ведь здесь находятся огромные залежи двух важнейших металлургических компонентов - угля и железа. Восточнее Днепра - угольный Донбасс, западнее - рудный Кривбасс. Соединившись, они не могли не породить мощнейший промышленной район Российской империи и Советского Союза.

Кривой Рог - вообще-то, огромный город (670 тыс. жителей), 8-й по величине на Украине как раз после Львова, крупнейший город СССР, не являвшийся центром региона (в 1990-е годы его с этого места потеснил Тольятти). Но в то же время, городом его можно назвать очень условно - скорее, это агломерация без явного центра, вытянутая на 60-70 километров вдоль рудного бассейна. Материала о Кривом Роге у меня набралось на три части: в первой расскажу о городе в общем, во второй прокатимся на метротрамвае, а в третьей погуляем по местному старому городу.

В Кривой Рог мы ехали на поезде из Луганска, с другого конца Восточной Украины. Поезд шёл 15 часов, причём народ вёз в основном из Донецка в Днепропетровск. Почти всё это время нас сопровождали промышленные пейзажи:







Догадайтесь, что это торчит из-за края холма? Это шагающий экскаватор, стоящий на дне глубокого карьера - справа видно даже его роторное колесо, где каждый зубец - многотонный ковш.
А всё вместе - сплошная промзона, тянущаяся почти на 500 километров, и от города до города, от завода-гиганта до завода-гиганта, тут редко бывает больше 20-30 километров. Помимо железа и угля, этот края богат и другими рудами - в Никополе добывают марганец, необходимый в чёрной металлургии; в Жёлтых Водах добывали уран. Мне и в 2009, и ныне Днепропетровская область кажется даже более индустриальной, чем Донецкая.
Впрочем, сельское хозяйство тут тоже обильное - всё-таки чернозём. Поля цветущего рапса оставляют неизгладимое впечатление:



Впечатляет своей капитальностью и железная дорога. Всё-таки Восточная Украина была самым развитым районом Советского Союза. Станция Вольногорск:



Станция Пятихатки - крупный железнодорожный узел. До Северного района Кривого Рога отсюда ближе, чем от центра (около 30 километров). Ещё одна крупная станция, но уже к югу от города - Апостолово, а общее население агломерации более миллиона человек.



Но в принципе сам Кривой Рог не сильно отличается от своих пригородов - просто ядро агломерации, которое принято считать единым городом. О том, что ты уже в его черте, вполне можно и не догадаться. Например, вот этот кадр снят из окна метротрамвая почти в геометрическом центре города:



Доминируют в криворожском пейзаже, конечно же, рудники. Шахты с копрами - но всё-таки немного отличающиеся конструкцией от угольных:



Железная руда имеет красноватый оттенок, который хорошо виден по отвалам и по въевшейся в копры пыли. Воздух в Кривом Роге ужасен, на языке постоянно мелкая взвесь. Говорят, если ветер дует с рудников, после дождя лужи красноватые.



Рудники группируются в три больших промзоны с горно-обогатительными комбинатами и множеством небольших шахт: Южная (Южный ГОК и Новокриворожский ГОК), Северная (Северный ГОК), центральная (Центральный ГОК). ЮГОК и СГОК отличаются гигантскими карьерами до 1,5 километров в поперечнике и до 400 метров в глубину. Северный ГОК тут крупнейший - но слишком уж он далеко, поэтому более на слуху ЮГОК. Кроме того, есть ещё и Ингулецкий ГОК в 20 километрах от центра - его посёлок до 2002 года был отдельным городом. Ну а в центре находится "Криворожсталь" - крупнейший металлургический комбинат Украины (7 миллионов тонн стали в год), ныне принадлежащий крупнейшему в мире металлургическому концерну "Арселор-Миттал".
Типичный "город" в составе Кривого Рога:



Более того, в Кривом Роге и вокзалов штук пять разного калибра, а железные дороги образуют запутанную сеть - не зря одна из станций называется Мудрёная. Вот например станция Роковатая близ центральной промзоны, с которой и началось наше знакомство с Кривым Рогом - поезду до вокзала пилить ещё минут 40. Обратите внимание на красную пыль в колее:



Перед Роковатой - две парадных сталинки, а дальше хрущобы. В кадр попала и очень чуднАя маршрутка:



Самый большой вокзал - Кривой Рог-Западный, или станция Червонная. Он расположен недалеко от "Криворожстали", и по всем законам логики должен быть главным:



Но Кривой Рог-Главный почему-то выглядит так. Небольшой дореволюционный вокзал стоит на отшибе, в Долгинцевском районе, представляющем собой море частного сектора.



Зато архитектура очень интересная - вокзалов в готическом стиле на постсоветском пространстве немного. Ведь руды Кривбасса инженер Александр Поль разведал в 1881 году, что пришлось очень кстати - металлургические комбинаты на Днепре и Донбассе росли один за другим. Так что еврейское местечко (с 1860 года) Кривой Рог пошло в рост уже тогда.



Вокзал довольно оживлённый. Кстати, надписи "Не палити!" почему-то видел только на Днепропетровщине. Впрочем, Кривой Рог впечатлил нас ещё и своей языковой ситуацией. Я не знаю, насколько корректна формулировка "литературный суржик", но если таковой бывает - то в Кривом Роге говорят именно на нём. И это очень сильный контраст с русскоязычным Донбассом, да и с украиноязычной Кировоградской областью, наверное, тоже. Вообще же, не стоит забывать, что Криворожье - уже часть Правобережной Украины.



Сколько в Кривом Роге "псевдогородов" и как они расположены, я так и не разобрался. В основном они довольно однообразны и скучны, архитектурой Кривбасс очень беден, и из того, что мы видели, выделяются разве что Центрально-Городской район (о нём будет отдельный пост) и Южный. Кратенько, не претендуя на полноту, покажу те районы, где нам довелось побывать.
Для начала - то ли конструктивистское, то ли псевдоконструктивистское здание где-то между Центрально-Городским районом и соцгородом металлургов:



И небольшой, но оригинальный костёл на полпути из соцгорода к вокзалу:



В современном Кривом Роге именно соцгород и прилегающий район площади Горького (95,96,97 кварталы) служит центром. Он и геометрически близок к этому понятию, и площадь Горького - главный городской перекрёсток. Здесь находятся Дом Советов, театр, цирк, дворец молодёжи, центральный рынок, две подземные станции метротрамвая. Дом Советов достоин областных администраций:



Из Panoramio, автор sherifff.

Увы, мы осмотрели этот район лишь из окна маршрутки - но честно говоря, в архитектурном плане ничего из увиденного не впечатлило. Видно лишь то, что это самый оживленный район, торгово-деловой центр Криворожья:



Севернее, вдоль реки Саксагань, находится Саксаганский район, по которому мы даже немного погуляли от станции метротрамвая "Городская больница" до станции "Площадь Артёма". В принципе, так выглядит большая часть Кривого Рога - скопления многоэтажек на фоне красноватых отвалов:



Здесь также активно торгуют, есть и рынок, и гипермаркеты, и явный центр близ станции "Площадь Артёма":



В первую очередь Саксагань примечательна Преображенским собором 1990-х годов - этакая каменная копия знаменитого деревянного Троицкого собора в Новомосковске.



Витражи впечатляют даже снаружи:



Высота собора - 42 метра, что вполне достойна город такого размера. Вообще же, по Кривому Рогу разбросан десяток церквей, из которых три - дореволюционные, оставшиеся от поглощённых городом сёл. Но мы помимо этого собора нашли только одну.



Ещё один район - Заречный, у станций "Заречная" и "Электрозаводская", куда мы приехали на маршрутке от Роковатой. Районы разделены не только пустырями, но и прудами:



Здесь помимо хрущоб и многоэтажек попадаются и редкие, но неплохие сталинки - вроде бы, ближе к Роковатой, чем к станции метротрамвая:





Разделение Кривого Рога на раЁны не могло не отразиться на местных нравах. Вообще, я не раз слышал мнения о Кривом Роге как об исключительно криминальном городе, и по личным впечатлениям также сложилось чувство, что агрессии тут куда больше, чем в Донбассе. То ли рудная промышленность располагает, то ли преобладание пришлого населения. Ещё в 1963 году Кривой Рог "прославился" беспорядками - масштаб был поменьше, чем в Новочеркасске, но серьёзный. А конец 1980-х породил течение "бегунов" - в Перестройку здесь кипела настоящая война между молодёжными бандами. От обычной гопоты бегуны отличались хорошей организацией и вооружением - чёткая иерархия и отбор, ежедневные тренировки, кустарное производство обрезов и ручных гранат, поставленный на поток сбор дани с тех школьников, кто не "бегал", Во главе банд стояли "рули" - атаманы и мозговые центры, имелось даже некое подобие спецслужб - "менты" занимались подбором бойцов, разведкой, выявлением предателей. Между раёнами были опять же чётко выстроенные отношения с перемирьями и военными действиями. Название бегуны получили потому, что совершали настоящие набеги отрядами от нескольких десятков до пары сотен человек. Отдельные образцы самодельных гранат не уступали боевым, а "оружейники" нередко гибли от случайных взрывов. Всего по Кривому Рогу "бегало" до десяти тысяч человек. Бегунов боялась и милиция, а бегуны милицию - не очень. И всё это абсолютно без материальной выгоды - этакая мальчишеская игра с сотнями погибших. Конец "бегунам" положили бандиты, но по крайней мере судя по форумам, ту эпоху криворожане до сих пор вспоминают со содроганием. Вот подробный рассказ о "бегунах" - читать вместе с комментариями.



Среди районов Кривого Рога мы неплохо осмотрели Южный, что расположен за "Криворожсталью" - туда от конечной станции метротрамвая мы ехали на трамвае обычном. Главная улица так и называется - Южный проспект:



А центр района - добротная сталинская площадь с двумя симметричными башнями и изумительно зелёным ДК:



Увы, в Кривом Роге даже такие здания смотрятся роскошью. Южный, подобно другим районам - как бы отдельный город, и его центр застроен в основном так (конец Южного проспекта):



Район делит пополам река Ингулец, и над домами и деревьями довлеет уже упомянутый Южный ГОК. Район со всех сторон окружают карьеры, и мы с Алиской очень хотели их увидеть:



Забегая вперёд, скажу, что нам это не удалось - теоретически, открытые подходы к карьерам есть, но при подготовке я не удосужился их проработать, а на местности никто нам, естественно, дорогу подсказывать не стал. Особенно запомнилась одна старушка, которая в ответ на вопрос "А как пройти до карьера?", разразилась примерно такой тирадой:
-Ииии, я на карьире пьядесят рокив отробила. А ви там не робили, зачем вам карьир?! Ишь яки, на карьир пройти! Ви там не робили, вам туда не надо! - а у самой сжимались кулаки, и мне показалось, что будь она не немощной старушкой, а парнем, я бы ушёл с расквашенной рожей. Нет, бабуля не приняла нас за террористов или шпионов - просто сам вопрос показался ей несусветным кощунством.
Вообще, между Ингульцем и карьером ЮГОКа время словно остановилось где-то в глухих 1960-х:





Криворожский дворик:



Школа и её обитатели:



Дом на дереве (привет vanmeetin ):



Дом недалеко от проходной карьера:



Типичный образец местного частного сектора - капитальную застройку имеет всего одна улица:



Рудничная пыль, бесконечные самосвалы, измотанные жарой и трудом люди... Здесь наваливается хорошо знакомое мне чувство своей неуместности, осознания "Меня тут быть не может!". Атмосфера эта так впечатлила нас, что мы нисколько не пожалели о том, что не увидели карьеров.



Частный сектор в пойме Ингульца, отвалы карьеров Новокриворожского ГОКа несколько севернее (кажется, к тем карьерам подойти проще). Рудничные дали:



Само собой, это далеко не весь Кривой Рог. У нас было слишком мало времени, чтобы осмотреть всё, но всё-таки думаю, что мой репортаж даёт хоть какое-то представление о городском устройстве. В следующей части - о главной достопримечательности Кривого Рога, одной из самых необычных транспортных систем постсоветского пространства.

ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Кременец-гора.
Святогорск. Лавра Донбасса.
Донбасс
Донецк. Вечерний город.
Донецк. Улица Артёма и окрестности..
Донецк. Старая Юзовка.
Донбасская глубинка. Никитовский ртутный комбинат.
Донбасская глубинка. Шахта имени Изотова.
Горловка.
Енакиево. Город столетней копоти.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Луганск. Каскад.
Луганск. Старый город.
Кривбасс
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.

Кривой Рог, Днепропетровская область, железнодорожное, дорожное, субкультуры, "Молох", транспорт, индустриальный гигант, Юго-Восточная Украина

Previous post Next post
Up