БАМ! Часть 11: Верхняя Ангара и Северная Кругобайкалка

Feb 07, 2022 15:10



После показанных в прошлой части головокружительных железнодорожных серпантинов Северо-Муйского перевала, Байкало-Амурская магистраль спускается к Северобайкальску вдоль реки Верхняя Ангара. Здесь интересны несколько очень симпатичных "шефских" станций и неизбежный в такой топонимике странный советский филиал Кругобайкальской железной дороги - Мысовые тоннели.

Туманные горы на заднем плане, осенняя разноцветная тайга да одинокий типовой вокзал посреди дикой стихии - как я успел привыкнуть к этим пейзажам! Сколь тонка ниточка БАМа - столь же самобытен вдоль неё мирок:

2.


Линия тут крепко стиснута горами - слева Северо-Муйский, справа Делюн-Уранский, а впереди и вовсе Верхнеангарский хребет:

3.


Первый посёлок за перевалом - Янчукан (270 жит.) со станцией Кюхельбекерская. По её названию я заподозрил "кукушкино" шефство (ведь в списке на памятнике в Куанде упомянуто несколько регионов, строивших неясно что), но кажется, дело тут лишь в том, что братья-декабристы Михаил и Вильгельм Кюхельбекеры после каторги в Петровске-Забайкальском жили в ссылке в Баргузине, который отсюда по сибирским меркам не так уж далеко. Теоретически, туда даже есть дорога, но такая, что в летнее время смельчаки её проехать находятся не каждую неделю. Что же до забытого шефства, то оно если и было - то второстепенным: основного строителя Кюхельбекерской с головой выдаёт розовый туф.

4.


И, пожалуй, лишь деревянные сараи напоминают о том, что мы в Сибири, а не в Армении - в горах Лори или Сюника хватает таких же полузаброшенных городков, с той разницей, что там они по большей части выросли на рудниках меди и молибдена. И кажется, что обернувшись, увидишь руины обогатительной фабрики и ржавые кабинки пассажирских канатных дорог, застывшие над каньоном.

5.


Янчукан замыкает каньон - дальше раскрывается широкая и плоскодонная Верхнеангарская котловина:

6.


Впечатляющая даже не столько островерхим абрисом гольцов Верхнеангарского хребта, сколько масштабами вырубок и количеством лесопилок:

7.


В самой её середине стоит ПГТ Новый Уоян (2,9 тыс. жителей), впечатляющий сочетанием несочетаемого по нынешним временам - в одном кадре профиль Ильича и автограф Литвы, строившей этот посёлок.

8.


Сюда мы приехали ночным поездом из Новой Чары, с мокрой обувью после бродов до Чарских песков и недосыпом, который не компенсировала вагонная ночь после суток бодрствования. Дальнейший мой план предполагал реверс - через Северо-Муйский перевал вернуться в Таксимо, а из него отправиться в Бодайбо и на Ленские прииски, словом - в места из прошлых 4 постов. Сотрудники вокзала подсказали мне два рабочих поезда-"бичевоза", которые на БАМе служат вполне привычным транспортом для местных жителей, с той оговоркой, что билеты на них продают не в кассе, а у проводников. Один отправлялся в середине дня, через пару часов после нашего прибытия, а другой - рано утром. От проводницы дневного поезда я узнал, что они едут в Таксимо через тоннель, а "через перевал" пойдёт утренний поезд. Так мы оказались в Новом Уояне на день, за который я прогулялся по посёлку дважды - сперва коротая время до дневного поезда, а затем - пытаясь найти ночлег

9.


Уоянский вокзал не назвать красивым, но в нём есть эта неповторимая литовская самобытность. Даже в утилитарных деталях:

9а.


Самое впечатляющее - контраст интерьера и экстерьера, отличающихся буквально всем от колористики до материалов.

10.


И 30 лет спустя мне трудно не видеть в этом фигу в кармане: "снаружи мы красные, а внутри белые", и вообще тут зашифрована Погоня на Грюнвальд.

11.


К вокзалу примыкает типично БАМовское здание - ТОЦ, то есть торгово-общественный центр, сочетающий в разных корпусах функции универмага, ДК и райкома:

12.


Форма его совершенно непонятна с земли, а вот по карте я бы охарактеризовал её как "полусвастику" с двумя лучами и сквозным проходом на вокзал:

13.


ТОЦ и сделался нашим пристанищем. Первое серьёзное препятствие на АвтоБАМе, если ехать по нему с запада на восток - это Северо-Муйский перевал, до Уояна же с большой земли ведёт вполне обычная грунтовка, на которой есть даже участки асфальта. Отсутствие изоляции, доступность на своих колёсах здесь ощущается. В том числе - по нескольким гостиницам, вывески которых манят тут и там. Особенно активно в продвижении заведение с внезапным здесь названием "Кайзер" - по сути мотель с огромной парковкой, где администраторы порядком удивились появлению безлошадного гостя. Но там не оказалось свободных мест, и, походив по посёлку ещё немного, я обнаружил гостиницу "Визит", вклинившуюся между бюрократическими и торговыми заведениями на первом этаже ТОЦа. Уютный холл и приветливая молодая администраторша здесь дополнили материковые цены - всего-то по 600 рублей с человека за очень симпатичный, и к тому же оснащённый электрочайником, номер без удобств. В общем, забравшись в гостиницу в середине дня, я решил больше не вылезать оттуда, устроив день отдыха на долгом пути.

14.


У входа в ТОЦ - при всей запущенности неожиданно экспрессивный памятник, где красноармеец как с плакатов РОСТА зовёт на бой, орудие которого - кирка, а не винтовка.

15.


Но даже больше вокзала и общественных зданий Новый Уоян впечатляет застройкой своих жилых кварталов без чёткого разграничения улиц и дворов:

16.


Литовцы в своё время чуть не объявили меня врагом нации и ещё долго преследовали с проклятиями в комментариях только лишь из-за того, что я преступно не назвал межвоенную архитектуру Каунаса лучшей в Европе. И вряд ли меня теперь реабилитирует то, что я бы назвал лучшей на БАМе архитектуру Нового Уояна:

17.


Ещё удивительнее то, что здесь литовцы строили даже интереснее, чем у себя на родине - Литва в своё время впечатлила меня архитектурой двух эпох независимости, но оказалась неожиданно бедна самобытным совархом. Науйяс-Уоянас показался мне даже более литовским, чем сама Литва, в которой вообще-то хватает такой же неухоженной глухомани:

18.


Но вот из-за угла выходят двое мальчишек в железнодорожных спецовках, и я понимаю, что здесь не стоит искать ни торт "Шакотис", ни резные кресты у дорог, ни даже музей оккупации. И магазины на первых этажах, вместо вездесущей "Максимы", сплошь носят названия вроде "Галина" или "Елена":

19.


С дальней от путей стороны микрорайон замыкает школа:

20.


Примечательная крыльцом с удивительно красивой решёткой:

20а.


Дальше виден временный посёлок, однако лишь горы в его пейзаже напоминают, что это не какой-то глухой угол Жемайтии или соседней Латгалии:

21.


Сосны да коттеджи - всё на своих местах, а гора - быть может, просто грозовая туча над Балтийским морем?

22.


Только вместо деревянного костёла с умопомрачительным барочным интерьером - новодельная церковь Сергия Радонежского из тех же материалов:

23.


А вместо соломенных крыш и крынок на заборах - юрта, где вместо цеппелинов да розоватого холодного борща подают позы да наваристый бухлёр... вернее, подавали раньше - кафе выглядит безнадёжно закрытым. На самом деле уместнее здесь был бы чум - новым Уоян назвали относительно Уояна Эвенкийского (300 жителей), маленького посёлка на Верхней Ангаре 6 километрами западнее.

24.


И типично балтийские дюны и сосны тут лежат на фоне высоких островерхих гор. Верхнеангарский хребет (2641м) иногда относят к Становому нагорью, по которому едем мы от самой Олёкмы, а иногда вместе с соседним хребтом Сынныр выделяют в отдельное Северо-Байкальское нагорье, на другой стороне отрезанное Витимом от золотого Патомского нагорья. А с земли это просто очень эффектные островерхие горы, рогатостью иных вершин достойные Кодара.

25а.


Горы красиво нависают над станцией, а нам, как оказалось, их увидеть ещё повезло - с утра откуда-то наползли низкие облака, сквозь пелену которых я бы даже не догадался об этих красотах. С байкальской стороны Северо-Муйского хребта погода испортилась всерьёз и надолго, и под свинцовым, совершенно балтийским небом, мы вернулись сюда через несколько дней, скатавшись в Бодайбо и на рассвете сев в Таксимо на поезд,

25.


где-то к полудню, через час после Нового Уояна, прибывающий на следующую станцию Ангоя (600 жителей):

26.


Здесь шефство выдаёт гюшевый камень с Апшеронского полуострова и "посвящение", появившееся у вокзала в 2008 году:

26а.


Тут надо заметить, что по масштабам культа отца-основателя Азербайджан ещё не превзошёл Турцию, но определённо не имеет себе равных в странах бывшего СССР. Да вдобавок с советских времён сохранил мощную школу "икорной дипломатии", то есть продвижения своих интересов по неофициальным каналам. Поэтому памятники Гейдару Алиеву или объекты, названные в его честь, обнаруживаются в самых неожиданных уголках планеты вплоть до Латинской Америки. Но здесь Алирза-оглы хотя бы уместен - между правлением Советским Азербайджаном в 1969-82 годах и борьбой за власть в Азербайджане независимом Алиев как зампред Совета Министров СССР успел побыть во главе правительственной комиссии, принимавшей Байкало-Амурскую магистраль. Вокзал его имени логичнее было бы сделать в Куанде, где он выступал на торжественном митинге по случаю сбойки магистрали, но ту станцию строил Узбекистан...

27.


Национальными мотивами в Ангое выделяется ТОЦ, один из самых красивых и ухоженных на БАМе:

28.


И, с натяжкой, островерхие дома... того же, кстати говоря, проекта, что и в Новом Уояне:

29.


А вдалеке уже видны туманы над Байкалом и северная оконечность Баргузинского хребта, вытянутого на 300 километров. Там, между прочим, есть гора Нос Покойника, коим был в преданиях местных эвенков целый Чингисхан.

30.


Железная дорога продолжается вдоль Верхней Ангары, но вскоре уходит с неё на параллельную реку Кичеру, текущую с Верхнеангарского хребта. От Ангои меньше часа до станции Кичера, которой завершается начатая в Таксимо Балтийско-Амурская магистраль - здесь потрудилась Эстония:

31.


Запомнившиеся мне народом интровертов-реалистов, эстонцы строили практично, но без огонька - больше самого вокзала меня впечатлили лавочки под навесами на перроне.

32.


Посёлок я из вагонного окна не разглядел, однако история его нетривиальна: Кичера - театральная столица БАМа. Увидев в Тынде театр без посвящения и сказав, что у бамовцев возникла своя традиция писателей (Иван Ефремов, Григорий Федосеев) и поэтов (Олег Головко, Владимир Гузий), а вот режиссёров выдающихся не нашлось - я малость покривил душой. Комсомольские поэты и приключенческие романисты-геологи - это как-то больше про Восточный БАМ, а вот Западный БАМ на ниве культуры более всего прославил именно режиссёр - Анатолий Байков. Уроженец чухломского села, на БАМ он поехал в 1974 году, в 24 года, с первых дней стройки. Ему было всё равно, на какой участок стройки попадать - парня манили романтика и возможность испытать себя. В первом от Усть-Кута посёлке Звёздный его взяли работать в клуб, где вскоре Байков стал заведующим и, утерев нос всем снабженцам, отстроил здание после пожара. Дальше Толя вернулся на запад, в Московский институт культуры, через который по каким-то делам его занесло в Краснодон. Там он познакомился с уцелевшими бойцами "Молодой гвардии" и семьями тех мальчиков из подполья, которые не дожили до Победы. Под впечатлением от этих встреч Байков и поставил свой первый спектакль "Молодая гвардия" по роману Александра Фадеева. С успехом первых постановок название спектакля стало названием театра, в который пошли актёрами комсомольцы бамовской стройки, в первую очередь - из легендарной бригады Александра Бондаря, ставившей под Таксимо мировые рекорды скорости путестроительства и завершавшей сбойку БАМа на Балбухте. Байков стал душой отряда, и вместе с ним переместился из Звёздного дальше на восток, в 1976 году обосновавшись в Кичере. "Молодая гвардия" и здесь была героической - день тяжёлых работ на путях часто продолжался у них репетициями до глубокой ночи. В 1981 году Байков сам вступил в бригаду Бондаря, но актёры и коллеги-строители всё чаще замечали, что режиссёр выбивается из сил. В 1983 году Анатолий Сергеевич поехал с семьёй в отпуск, из которого вернуться ему было не суждено - усталость оказалась первым признаком лейкоза, незаметно вышедшего на необратимую стадию, и вот 33-лётний режиссёр внезапно для всех слёг и быстро умер в Боткинской больнице. Путеукладчик Бондаря полтора года спустя вышел к Балбухте с большим портретом Байкова и надписью "Мы пришли к этой стыковке, Толя!". "Молодая гвардия" отыграла в Кичере последний сезон, а дальше кончилась стройка века и судьба разметала её участников по стране. Друзьям, приехавшим в столицу навестить его в палате, Байков сказал "Думайте о спектакле про БАМ, это моя мечта. И ещё… ребята, живите всегда так, как мы жили на БАМе, особенно в первые годы". Здание театра, коим был поселковый клуб Кичеры, как я понимаю, выглядело так, но вместо него построили капитальный ТОЦ:

33.


А за Кичерой в первый раз за много дней в вагонное окно не видишь горы - котловина расползлась в ширину до 40 километров, и половину этой ширины занимает неожиданно огромная общая дельта Верхней Ангары и Кичеры:

34.


Переходящая в такой же общий эстуарий Ангарский Сор, на карте выглядящий странным продолжением Байкала за длинным островом-косой Ярки. Мы сюда добрались магистралью от Амура, и хотя прежде я показывал Кругобайкальскую железную дорогу, именно здесь я впервые (и второй раз вообще после зимней Листвянки) увидел Байкал безо льда:

35.


У Нижнеангарска же, до которого от Кичеры ехать минут 40, есть ещё одно удивительное свойство - он был основан не комсомольцами в 1970-80-х, не гулаговцами в 1930-40-х, даже не старателями в 1910-х, а казаками в 1643 году. За прошлую пару десятков постов нетрудно было забыть, что Земля вообще существовала в это время:

36.


Но Нижнеангарск заслуживает отдельного поста, да и стоит он как-то изолированно от станции с маленьким типовым вокзалом (кадр выше). В условиях же соприкосновения Ангары (пусть Верхней) с Байкалом (пусть Северным) просто не могла не зародиться отходящая от этого места на запад Кругобайкалка - здешний советский её филиал слагают Мысовые тоннели, проложенные в 1978-86 годах:

37.


Короткий участок от Нижнеангарска до окраин Северобайкальска на 1/3 состоит из тоннелей, и их общая протяжённость (5307м) не так-то сильно уступает общей протяжённости трёх десятков тоннелей (9063м) 80-километровой Кругобайкалки. Нумерация идёт с запада на восток, и первым в 7 километрах от Нижнеангарска нас встречает 4-й Мысовый тоннель (1344м):

38а.


Первоначально тоннели планировалось сделать ближе к воде, по сути, скопировав опыт Кругобайкалки. Но исследования показали, что это потребует больших работ по укреплению берега, поэтому Мысовой участок БАМа подняли на полсотни метров над Байкалом. Ниже по склону проходит автодорога, превратившаяся в целый мемориал - стел на ней столько, что если ехать на маршрутке, то голова просто не рассчитана на такое количество оборотов в минуту. Даже остановки с мозаиками - и те напоминают о подвигах "настоящих мужчин":

38.


Из Четвёртого тоннеля за 370-метровым просветом поезд почти сразу влетает в Третий (1706м), а от него ещё 650 метров отделяют самый длинный (1843м) и самый первый по времени строительства Второй Мысовой тоннель:

39.


Из него дорога выходит на свет божий аж на 1200 с чем-то метров, и этот участок вмещает развалины базы строителей.

39а.


Первый Мысовой тоннель самый короткий (414м), но зато из Северобайкальска видно, как он от края до края прошибает скалу:

40.


Как и на Кругобайкалке, помимо тоннелей тут есть и весь остальной ассортимент железнодорожных сооружений - галереи, мосты, дренажи, подпорные стенки. Что интересно, весь этот участок сразу строился под два пути - больше таких тоннелей на БАМе не было.

40а.


Ниже тоннелей ещё лежит временная старая ветка в неожиданно хорошем состоянии - рельсы тут, конечно, ржавые, но целы и линия электроснабжения, и насыпь:

41.


Здесь же - памятники. Слоган про Настоящих Мужчин встречает у остатков стройбазы, как и МоАЗ-7405 - "шахтный самосвал" и "подземный автопоезд", изготовленный в белорусском Могилёве. Памятником он стал уже в 1982 году, к сбойке Второго тоннеля и 60-летию образования СССР. А стела в левой части кадра открывает Мысовые тоннели со стороны Северобайкальска:

42.


С окраины которого - отличный вид на половину этой Северной Кругобайкалки:

43.


Когда-то здесь был порт, куда везли строительные грузы с "БАМовских причалов" Култука, расположенного в прямом смысле слова на другом конце Байкала:

44.


Теперь на Байкале почти нет судоходства, и порт занимает Аварийно-спасательная станция РЖД, отвечающая в первую очередь за ликвидацию различных ЧП (вроде разлива нефтепродуктов) в экологической зоне Байкала. Подробный репортаж о ней есть у periskop.

45.


Неподалёку - учебный центр Росгвардии. Она, вопреки расхожему мнению, не только митинги разгонять нужна, но и имеет полный набор обязанностей Внутренних войск. В том числе, например, освобождать захваченные террористами суда, охранять водную инфраструктуру или ловить браконьеров и нарушителей морской границы. Ну а тренироваться внутренним войскам сподручнее на внутренних водах.

46.


Над учебным центром - памятник первостроителям Мысовых тоннелей и города. По совместительству - самая очаровательная автобусная остановка, которую я видел.

47.


Она же и на вводном кадре.

48.


Выше - оформленное в том же стиле кафе "Волна",

49.


напоминающее своими сюжетами о том, что мы в Бурятии:

49а.


Байкало-Амурская магистраль привела нас в очередной маленький колоритный мирок, у которого есть и своё историческое название - не Поморье, как на западе, и не Приморье, как на востоке, а Подлеморье. Байкал здесь неглубокий, мутный и тёплый, в необитаемых горах за ним множество горячих источников, почти утратившие язык и самобытность эвенки развивают этнотуризм, а русские - не только бамовцы с балтийских берегов, но и давно укоренившиеся здесь "байкальские поморы".

50.


Обо всём этом - в следующих 3 частях, в первой из которых погуляем по "бамовскому Ленинграду" Северобайкальску.

БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (2020-21)
Обзор и оглавление (2020)
Обзор и оглавление (2021)
Эвенки. На чьих земля БАМ.
БАМ в общем. История, колорит, описание трассы.
Ванино и Комсомольск-на-Амуре.(Восточный Старый БАМ).
Восточный БАМ
Комсомольск-на-Амуре - Ургал. Тёмный БАМ.
Новый Ургал.
Чегдомын.
Новый Ургал - Верхнезейск.
Тында. Город.
Горный БАМ
Тында - Юктали.
Олёкма - Новая Чара. Вершина БАМа.
Чарские пески.
Чинейская железная дорога. От Новой Чары до моста.
Чинейская железная дорога. Высокогорные участки.
Чинейская железная дорога. Чина и окрестности.
Чинейская железная дорога. Исторические фото Иннокентия Мызникова.
Новая Чара - Таксимо.
Витим. Дорога на Бодайбо и Мамакан.
Витим. Бодайбо.
Витим. Ленские прииски.
Северо-Муйский перевал.
Западный БАМ
Кюхельбекерская - Мысовые тоннели.
Северобайкальск.
Нижнеангарск.
Байкальское.
Дабанский тоннель - Усть-Кут.
Усть-Кут.
Железногорск-Илимский.
Усть-Илимск. Новый город.
Усть-Илимск. Старый город.
Братск и Тайшет. (Западный Старый БАМ).

Сибирь, природа, железнодорожное, Подлеморье, дорожное, транспорт, БАМ, Северобайкальск

Previous post Next post
Up