Как ни надеялся я, что мне повезёт и я отделаюсь уже привычными 20 градусами (тем более зима в этом году в Сибири выдалась мягкая), а всё же Сибирь есть Сибирь, и я узнал, что такое настоящий Мороз. Морозы ударили на четвёртый день моего путешествия, и отпустили ровно с моим отъездом. И хотя за 12 дней в Прибайкалье и Забайкалье я увидел немало чудес и красот, Генерал Мороз стал для меня самым сильным впечатлением. Я узнал, как теплеет до -35, а увидев на уличном термометре -27, я думал "Ах, как сегодня тепло!". Но это стоило испытать на собственной шкуре - потому что иначе невозможно понять, что такое Сибирь.
В заглавном посте - краткий обзор экспедиции, пока самой дальней в моей практике, и несколько дорожных зарисовок с Транссиба и аэропортов, которые не войдут в другие посты. В целом же Восточная и Западная Сибирь - это два разных мира.
Уже второй раз я пользуюсь в путешествии самолётом. Здесь я всецело солидарен с
periskop, который зовёт этот транспорт "дюралевая банка с крыльями" - единственное, хотя и огромное, преимущество перед поездом заключается в экономии времени, но ездить по железной дороге всё же приятнее. Опробовал аэроэкспресс в Шереметьево - очень удобно, но, сцуко, дорого (320 рублей за полчаса езды!):
2.
Хотя в целом летать интересно. Даже в темноте можно увидеть довольно много - вот например Кострома. Большая чёрная полоса - Волга, а белое пятнышко в нижней части - Ипатьевский монастырь:
3.
Толмачёво (аэропорт Новосибирска) встретило меня вот такой штуковиной, которой, кстати, в день моего отъезда уже не было:
4.
5.
6.
Дисплей рядышком извещал, что это скульптура "Покорение Сибири", авторы Юнус Сафардиар (Великобритания) и Роман Троценко (Россия):
7.
Новосибирск, как всегда, внушителен, солиден и столичен:
8.
Но в этот раз я о нём писать не буду - скорее всего, в Новосибирск меня в обозримом будущем из-за дешёвых перелётов Дорога заведёт ещё не раз, и в 2012 году я думаю подготовить отдельную серию о Сибирской Столице:
9.
Из Новосибирска я практически спонтанно съездил в Колывань . Изначально я планировал посвятить день в Новосибирске музеям, но в самолёте вдруг понял, что не хочу. Потом вспомнил о
Горной Колывани, где был в октябре, и понял, что самое время посетить Колывань неГорную. Оказался очень симпатичный купеческий городок, а я теперь был в двух Галичах, двух Белгородах и двух Колыванях
10.
Дальше Новосиба самолёты по цене плацкарта не летают, и я пересаживаюсь на старый добрый транссибирский поезд. В этот раз достопримечательностью Транссиба стала станция Тайшет:
11.
Основанный в 1897 году с постройкой Транссиба, а городом ставший в 1937, Тайшет примечателен тем, что это "бутылочное горлышко" - единственная (!) станция, которую невозможно миновать, пересекая Сибирь на поезде. И к западу, и к востоку есть минимум две железные дороги, и на восток отсюда расходятся Транссиб и "старый" БАМ.
12.
А название "Тайшет" - из кетского языка, в переводе "Холодная река". Кето - крошечный вымирающий народ (около 600 человек), но их язык не входит ни в одну языковую семью. Они живут в трёх сёлах на севере Красноярского края, но кетская топонимика простирается куда дальше.
13.
Тайшет - уже Иркутская область, до областного центра отсюда 680 километров. И это далеко не предел - до Усть-Кута или Усть-Илимска иркутский поезд идёт больше суток, а до некоторых райцентров и вовсе можно только долететь. Иркутская область размером примерно с Турцию, где-то на четверть превосходя Украину.
14.
Первым восточно-сибирским городом, который я осмотрел не проездом, стал Братск - советская стройка-легенда. Достопримечательности тут в общем две. Во-первых, конечно же Братская ГЭС на Ангаре - вот этот кадр снят не с какой-нибудь вышки или площадки, а с самой плотины, причём даже не с высшей её точки! До воды - около ста метров.
15.
Вторая достопримечательность - скансен "Ангарская деревня", где находится в том числе башня Братского острога - старейшее здание во всей Сибири (1651). Здесь погода радовала меня фантастическими эффектами. Я ещё не думал о том, что -30, в которые я гулял по Братску - это тепло, а гало предвещает 40-градусные морозы.
16.
Хотя в целом Братск я осмотрел где-то на 2/3, да ешё и догонял поезд на такси за 700 рублей - город оказался на удивление велик и разнообразен. Да и по сути это не один город, а три, что также усложняет дело. До Иркутска отсюда на поезде 18 часов, с порядочным крюком через Тайшет.
Ну а Иркутск... От Иркутска я ждал очень много, но он превзошёл все мои ожидания.
17.
18.
19.
Причём неизвестно, что впечатляет больше - действительно великолепная, а местами невероятная архитектура или же повседневный колорит. Иркутск непохож ни на что, и его атмосферу мне сложно выразить словами.
20.
21.
Узнать этот город мне помогла
schzandra, мой давний друг. С ней было очень хорошо гулять поздно вечером в Рабочем предместье (иркутяне оценят):
22.
По Иркутску вышло две прогулки. В первую стоял удивительно мягкий и приятный 27-градусный мороз, а вот вторая была уже после наступления Большого Дубака. Но в первый день оного я ездил за город с оказией, поиски которой были отдельной историей:
23.
В городе в ту ночь было -36, в селе, куда мы ехали -45, а в соседнем селе и вовсе -50 - при таком морозе и безветрии мироклимат играет огромную роль. Машина, на которой меня везли, уже километров через 30 запросила пощады. И всё же мы успешно доехали к цели, по дороге я увидел много интересного - например, бурятские обоо:
24.
А целью этой вылазки было село Вершина за 180 километров от Иркутска, куда даже не ходит общественный транспорт. Точнее, не Вершина, а Wierszyna:
25.
Я надеялся, что морозы пришли ненадолго, но не тут-то было! После Вершины я снова гулял по Иркутску - ночью было -37, утром -32, днём -27. А на следующий день поехал на Байкал, заскочив по дороге в Тальцы - главный сибирский скансен:
26.
Увы, толком осмотреть его не удалось: как мне сказали музейщики, в это время здесь было -43 градуса. На что это похоже? Мне пришёл образ "железные объятия" - будто бы к голому телу, ко всей его поверхности разом, приложили холодный металл. И если куртка и штаны ещё держали удар, то обувь оказалсь слабовата - примерно через 20-30 минут у меня начинали отниматься пальцы на ногах. Так и осматривал Тальцы - полчаса побегал и в чайную, и так несколько раз.
27.
Но что больше всего меня поразило - что при таком морозе и полном сибирском безветрии перепад высоты даже в пару десятков метров может менять температуру на градусы. Поднявшись из Тальцов к трассе, я почувствовал, что могу спокойно даже стоять и ждать маршрутку. Более того, теплее там, где ветер, а самый ужас именно в низинах, куда стекает и застаивается холодный воздух. В Сибири есть даже такой феномен, как "обратная высотная поясность" - когда на невысоких горах выше по склону растительность более теплолюбивая, чем ниже.
Вид от входа в Тальцы. За теми едва различимыми сопками - Байкал:
28.
Из Тальцов я добрался в Листвянку - ближайшее к Иркутску, а значит самое доступное место на Байкале, превратившееся в "байкальский Сочи". Все иркутяне, при которых я поминал Листвянку, начинали ругаться - говорят, летом тот ещё гадюшник. Но зимой тут хорошо! Вид с Камня Черского на исток Ангары:
29.
Отличный и очень современный музей Байкала с аквариумом байкальской фауны. Вот например две нерпы - пресноводных тюленя. Жииииииирные:
30.
А вот и сам Байкал и его фантастический лёд:
31.
В Листвянке было довольно тепло.
А потом, после 4 дней в Иркутске и окретностях, я сел на поезд и отправился за Байкал - в Петровск-Забайкальский, который стал пока самым дальним пунктом моих путешествий - примерно 5800 километров от Москвы по дорогам.
Петровск стал для меня отдельным впечатлением. Глухой, мрачный и безумно колоритный город декабристских могил и убитых заводов:
32.
33.
Термометров здесь я не обнаружил, но по ощущениям с утра было что-то около -35, к вечеру около -20.
Из Петровска, который находится уже в Забайкальском крае (бывшая Читинская область) в часовом поясе +6 к Москве, я начал двжение к дому, вечером того же дня добравшись в Улан-Удэ - столицу Бурятии. Улан-Удэ, конечно, попроще, чем Иркутск, но вполне достоин его - потрясающе аутентичный деревянный Старый город (на этом кадре, увы, не лучший его фрагмент):
34.
Знаменитый памятник Ленину композиции "А за что дяде голову оторвали?" и самый красивый ледовый городок, который я только видел:
35.
Множество небанальных достопримечательностей от буддийских монастырей до конструктивистского соцгорода и вертолётные панорамы с окружающих сопок:
36.
А гулять по У-У в мороз одно удовольствие - спасибо вот этим заведениям:
37.
Позы (или бууза) - это всего-навсего бурятские пельмени, или вернее что-то ближе к мантам и хинкали. Большие, сытные, неизменно очень вкусные. Вилкой их едят только западные варвары - положено есть их руками, предварительно выпив сок через дырочку. В среднем одна поза стоит 30 рублей, тремя можно наесться досыта. В лютый мороз самое то: пару часов погулял - завалился в позную (которые тут на каждом шагу), перекусил и отогрелся - повторил процедуру. А вот в Иркутске позы готовить не умеют, о чём также знает каждый иркутянин.
38.
В Бурятии вообще очень много своего колорита. Да и просто, Бурятия - это неотъемлемая часть Великой Монголии, наряду с китайской Внутренней Монголией и собственно Монголией-государством. Как и все народы Великой Степи, бурят-монголы были искусственно консолидированы из нескольких десятков племен, и те племена, которые жили в Китае, объединили под название "монголы", а которые в России - "буряты". Более того, и сам Чингисхан получается не монгол, а бурят - ведь он родился в урочище Делюн-Болдок на территории, известной ныне как Агинский Бурятский Автономный Округ.
39.
Ну и просто, Бурятия и пронзающая её от монгольских границ до Байкала река Селенга - это очень красиво:
40.
И конечно дацаны - буддийские храмы-монастыри-университеты:
41.
Это было моё первое знакомство с буддизмом - старейшей из трёх Мировых религий, и да простят меня буддисты, но мне буддийская культура показалась отталкивающе чуждой, хотя и очень красивой. Впрочем, о буддизме я знаю очень немного, и это не более чем личные впечатления туриста, зашедшего в храм:
42.
43.
Из Улан-Удэ я сделал две вылазки - в Иволгинский дацан, который для российского буддизма примерно как Троице-Сергиева Лавра для российского православия, и в Тарбагатай - столицу "семейских", староверов сибирских гор, также заброшенных сюда в 18 веке из покоренной Речи Посполитой - но ныне вряд ли есть бОльшие сибиряки, чем семейские:
44.
Тарбагатай как столица довольно велик и открыт миру, но колорита и характерной архитектуры и здесь не занимать. А отец Сергий (Палий) при своей церкви создал великолепный музей, коллекции которого позавидуют и многие областные музеи. В этом музее я чуть не умер - на улице был -41 градус, а музейное здание не отапливалось и видимо даже не открывалось несколько дней. Забыл спросить имя вот этого человека, который встртился мне на церковном дворе, провёл экскурсию и пустил в храм отогреться:
45.
Надо сказать, я всё-таки под конец пообвыкся с морозом: когда в Тарбагатае (ещё до музея) я зашёл в магазин погреться, а продавщица бесплатно напоила меня чаем и сказала, какая температура на улице, я был удивлён - мне казалось, там градусов 25. Гораздо тяжелее приходилось моему фотоаппарату - примерно через полтора часа работы на морозе он просто переставал включаться, и приходилось искать тёплое помещение и отогревать его там. Впрочем, аккумуляторы вытягивали без подзарядки кадров по 700 через видоискатель.
А из Улан-Удэ я поехал в Новосибирск - это 38 часов. По дороге заснял станцию Яшкино в Кемеровской области, знаменитую вафельную фабрику:
46.
Дело в том, что
в апреле-2009 через Яшкино я забрасывался в Кемерово, случайно узнав, что автобусы оттуда ходят чаще, чем из Юрги. Тогда я сошёл тёмной ночью с поезда на маленькой пустынной станции, и поезд сразу ушёл на восток. Один, ночью, на глухом полустанке за 3500 километров от дома - мне кажется, после такого любой начнёт видеть мир немножечко иначе.
В Сибири очень страшно - но Сибирь учит ничего не бояться. Летом я надеюсь снова увидеть Байкал.
Примерный план рассказа:
. Колывань.
. Братский и Илимский остроги. Старейшие здания Сибири.
. Братск (2 части).
. Речь Посполитая в Сибири. Поляки и евреи.
. Вершина и дорога к ней (2 части).
. Иркутск (4-5 частей).
. Тальцы.
. Листвянка.
. Улан-Удэ (3-4 части).
. Иволгинский дацан.
. Тарбагатай.
. Петровск-Забайкальский (2-3 части).
.
ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ-2012
"
К вечеру потеплело до -35". Вступление.
Колывань. "По Большому Сибирскому тракту..."
Среднее Приангарье
Братский и Илимский остроги.
Братск. Город и ГЭС.
Братск. Ангарская деревня.
Речь Посполитая в Сибири.
Костёлы и штетлы.
Путь к Вершине.
Вершина. Wierszyna.
Иркутск и окрестности.
Первое знакомство. От Глазковки до острога.
Вокруг Иркутского острога.
Улица Маркса и окрестности.
Улицами старого города.
Вокруг Иерусалимской горы.
Предместье Рабочее.
Тальцы в -43 градуса.
Листвянка. Первая встреча с Байкалом.
Бурятия.
Улан-Удэ. Вокзал и площадь.
Улан-Удэ. Старый Верхнеудинск.
Улан-Удэ. За Удой и за Транссибом.
Улан-Удэ. Дацан "Ринпоче Багша".
По бурятской степи. Пейзажи и образы, а также Иволгинский дацан.
Тарбагатай. Оплот допетровской Руси.
Петровск-Забайкальский.
Вокзал и кладбище.
Старый завод и Старый город.
Новый завод и Новый город.
.