При иркутянах Листвянку лучше не поминать - ругаются. Не на собеседника, конечно, а на саму Листвянку - ведь этот посёлок (1,8 тыс. жителей) в 70 километрах от города, у истока Ангары - самое доступное место на побережье Байкала, и потому в последние годы превратился в натуральный Байкальский Сочи.
Но для первого знакомства с Байкалом, а тем более зимой, в несезон - вполне подойдёт. Впрочем, до самой Листвянки я так и не добрался, ограничившись прогулкой в окрестностях санатория "Байкал": исток Ангары, Байкальский музей, гора Камень Черского и небольшая прогулка по набережной замёрзшего озера-моря.
Маршрутки из Иркутска в Листвянку ходят очень часто: официальные с автовокзала - каждые 2 часа, а с соседней улицы и с Центрального рынка - по заполнению, но не реже, чем раз в полчаса-час. В 20 километрах недоезжая Листвянки -
Тальцы, и летнего дня (особенно если выезжать не в 11, как сделал я убоявшись мороза, а часов в 7) вполне хватит на оба места. Я высадился на остановке "Музей" и сразу сошёл к ближайшему причалу. Вид вперёд - сама Листвянка там, а облик прибайкальских гор не спутаешь ни с чем:
2.
Взгляд назад, на курящийся исток Ангары - здесь, как и в районах ниже трёх ГЭС, она не замерзает, потому что питается тёплой подлёдной водой, и в сибирском безветрии этот пар не столько создаёт промозглость, сколько обогревает: зимой в Листвянке всегда теплее. Очень жалею, что не догадался подойти поближе к истоку, увидеть границу льда и воды, то есть Байкала и Ангары:
3.
А в целом, я не мог поверить, что вот сейчас, своими глазами вижу Байкал:
4.
Но как ни манило меня Славное море, сначала я пошёл наверх. В районе санатория "Байкал" Листвянка - обычный курортный посёлок, вполне можно подумать, что это Кавказ или Украинские Карпаты:
5.
Моей целью была вон та гора, а вернее её левая вершина - это Камень Черского высотой 716 метров над уровнем моря, и метров триста - над Байкалом:
6.
Где оборудована смотровая площадка:
7.
Внизу мне сказали, что туда можно попасть "на фуникулёре", точнее - кресельном подъёмнике горнолыжного комплекса... вот только оказалось, что когда температура ниже -25, он не работает, и было тут -27... что особенно впечатляет после -43 градусов парой часов ранее в Тальцах. Вот такие в Сибири перепады температур и разница микроклимата.
8.
На горнолыжке меня встретила шавка, которая начала тявкать где-то за пять минут до моего прихода, ни на секунду не замолкала, пока я был там, и поднимаясь по склону, я ещё долго слышал её лай. Тем не менее, псина добилась своего и прославилась:
8а.
Подъём на Камень Черского - около двух километров по серпантину, не столько тяжёлый, сколько занудный: ничего интересного за деревьями не видно, сам лесок довольно жиденький, и остаётся только считать повороты. В одном месте мне перебежало дорогу нечто большое, чёрное и рогатое - может быть, горный козёл? А дойдя до вершины, я чувствовал, что мне реально жарко:
9.
Деревья увешаны флажками "хий-морин" ("конь ветра") - это уже буддийский атрибут, с которым мне только предстояло познакомиться в Бурятии. Интересно - значит ли это, что Камень Черского у бурят священен?
10.
Но выйдя на край горы, я забыл обо всём:
11.
Ангара - река вообще довольно мощная, по расходу воды примерно как Печора, то есть пол-Волги. И её исток считается самым широким в мире - около полутора километров. Да ещё и не замерзает - и от того кажется, что попал на другую планету:
12.
На той стороне - Порт-Байкал, и прямо по подножью этих сопок уходит Кругобайкальская железная дорога, пожалуй самое необычное (хотя и бывшее) звено Транссиба. Её пустили лишь в 1905 году - до этого в Великой магистрали был разрыв, и поезда пересекали Байкал на паромах, а зимой пассажиры и грузы по льду на санях, а сами вагоны - порожняком на конной тяге, и прямо на льду Байкала стояла станция Середина, а комплект тёплых вещей на время переезда входил в стоимость билета. Сам Транссиб тогда проходил прямо по берегу Ангары, но затем попал в зону затопления Иркутской ГЭС - обход был пущен ещё в 1949 году, а КБЖД превратилась в тупик, и ныне считается едва ли не самой красивой железной дорогой в России, по которой ходят даже круизные поезда.
13.
Село на сопке, судя по карте - часть посёлка Байкал:
14.
В принципе, видно с Камня Черского не так уж много, но то, что видно, можно созерцать и фотографировать бесконечно:
15.
16.
С другой стороны - горы, которые внезапно вырастают километров за десять до Байкала. Вдоль побережья тянется Приморский хребет:
17.
А за деревьями поблёскивает иссечённый бороздами байкальский лёд:
18.
19.
Далее я спустился к той же пристани, откуда начал этот поход - ведь остановка называется "Музей" не случайно, здесь действительно находится музей Байкала при соответствующем научно-исследовательском институте. У входа - две мемориальные доски, и тут уместна поправочка: Иван Дементьевич Черский к Польше имеет только то отношение, что в Сибирь попал как участник Польского восстания 1863 года -
об этом я уже писал. На самом деле имение у него было в Витебской губернии, то есть человек, имя которого едва ли не чаще всего встречается в восточно-сибирской топонимике - белорус.
20.
Байкальский музей, основанный в 1993 году и принадлежащий Российской академии наук - на самом деле идеальное место, чтобы получить теоретическую подготовку о том, что такое Байкал. Правда, это довольно дорого - полный комплект посещения (музей+аквариум+батискаф и всё это с фотосъёмкой) обошёлся мне в 420 рублей. Но в первом же зале видно, что эти деньги используются по назначению - настолько современных, красивых и приятных для пребывания музеев я не видел давно. Когда его реконструировали - не знаю, но рискну предположить, в 2009-10 годах, когда состоялась знаменитая экспедиция "Миров".
21.
О Байкале многое известно со школы... Например, что это самое глубокое озеро мира (до 1642 метров, а средняя глубина 770 метров), и что вода в нём так чиста, что её невредно пить сырой (не в Листвянке, конечно). Что уступая по площади любому из пяти американских Великих озёр, объёмом Байкал превосходит их все, вместе взятые. Что он хранит 19% мировой пресной воды, и если её у озера отнять и поделить - на каждого россиянина получится по 150 тысяч тонн. Берега Байкала крутые, а дно плоское - так как это на самом деле разлом, гигантская пропасть глубиной от 5 до 9 километров, просто её жёлоб заполнен озёрными отложениями. Байкал вплоть до конца 19 века даже в официальных документах именовали морем, но на самом деле всё ещё хитрее: Байкал - ни что иное, как зарождающийся океан.
...Но это всё я знал и раньше. А в музее для меня стала октровением байкальская фауна - ведь 2/3 обитающих в озере животных не живут более нигде. Даже банальнейший, хотя и действительно очень вкусный омуль, которого в копчёном виде активно продают в поездах:
22.
Или живородящая (!) рыбка голомянка, тело которой на 30% состоит из жира. Она живёт глубоко, но рыбаки в старину из голомянок мастерили свечи:
23.
Вообще, рыб в Байкале много - всякие налимы, таймени, хариусы и так далее, причём все немного отличаются от своих сородичей в других реках и озёрах. Посмотреть на них можно не только в засушенном виде: справа от входа - музей, а слева аквариум, я же буду показывать и то, и другое подряд.
24.
Вот например байкальские бычки-подкаменщики - я и не знал, что именно бычки тут самая распространённая рыба:
25.
25а.
Впрочем, рыбы - далеко не самое интересное в байкальской фауне. Куда больше впечатляют местные беспозвоночные: эпишура (мельчайшие рачки, которые служат основной пищей для рыб и очищают воду), гаммарусы (тоже рачки, но покрупнее), черви, глубоководные губки... Вода Байкала переполнена жизнью, и говорят, в августе теряет свою знаменитую прозрачность от обилия всяких микроорганизмов.
Вот, скажем, аквариум с гаммарусами на фоне губки - они, кстати, неплохо плавают, а губка иногда шевелится:
26.
Вообще же, байкальские рачки довольно крупные, не уступают креветкам и речным ракам:
27.
Вообще, своей фауной Байкал очень напоминает море - вот только пресное... И истинным хозяином этих вод всегда была байкальская нерпа:
28.
Как в озеро попали тюлени - до сих пор остаётся загадкой, скорее всего каким-то чудом пришли по рекам из Ледовитого океана. Тем не менее, в Байкале нерпа освоилась, став "сверххищником" - то есть животным без естественных врагов. При этом "хищник" из нерпы крайне условный - она питается в основном мелкой рыбой, даже омуль в её рационе менее 10%. В общем, байкальская экосистема ещё и очень добрая. Если бы нерпа была разумной - вплоть до прихода Человека она бы не знала, что такое "зло".
А нерпы - милейшие существа, от созерцания которых даже я не мог оторваться. В музейном аквариуме они, конечно, очень жирные, но зрелище тюленя, пролетающего через весь аквариум подобно торпеде, да ещё и брюхом вверх, и резко поворачивающего в сантиметре от стены, запоминается надолго. В воде нерпы очень изящны и грациозны. А ещё... посмотрите только в эти глаза!
29.
Отдельный зал - об экспедиции "Миров" (если кто не знает - два научных батискафа, ещё советской постройки, которые сделали за свою историю немало больших открытий в Мировом океане, в 2009-10 годах исследовали Байкал). Переснимать чужие фотографии - последнее дело, но очень уж интересно. Дно Байкала - это как другая планета:
30.
И этот здесь! Надеюсь, меня не забанят как агитатора?
30а.
Кульминация музея - 15-минутный "батискаф". То есть на самом деле просто зал с окнами-экранами, где имитируется погружение на километровую глубину. Причём это имитация старого и сугубо байкальского бастискафа "Гаммарус", а к лету обещают сделать аналогичный зал для "Миров":
31.
Эффект присутстввия нешуточный - при "спуске" на большую глубину у меня заложило уши:
32.
Показываю я здесь далеко не всё из увиденного - например, отдельный зал об исследованиях с макетами судов, или зал таёжной фауны в виде избушки с экраном-"окном", за которым бродят дикие звери и поют птицы. В общем, мне было нисколько не жалко этих отданных музею 400 рублей.
А затем я вышел на крыльцо... "Пред ним расстилался Байкал":
33.
И я пошёл вдоль Славного моря по набережной в сторону Листвянки. Меня сильно пождимало время, вечером ждал поезд, и я решил просто поймать встречную маршрутку в районе 6 часов и уехать на ней, а до этого идти, сколько успею.
34.
Сама Листвянка с пафосным отелем "Маяк" вдалеке, где и находится конечная маршруток. Ещё тут есть деревянная
Никольская церковь (1846), развалины старой верфи, собравшей в том числе ледоколы "Ангара" и "Байкал", обсерватория, разные туристические дела и многое другое... Я ничего этого не увидел, а значит - вернусь.
35.
Более того, я не увидел и настоящего байкальского льда с его
неповторимой фактурой трещин, но всё равно для первого раза впечатлений хватило, а лёд Байкала непохож на лёд Волги, Ладоги или Балтийского моря.
36.
Особенно на сломе:
37.
И прозрачный, как стекло:
38.
Сокуи - замёрзшие волны. Здесь они довольно простые, в виде обычных сосулек, а говорят, на Байкале не редкость, например, сосульки, закрученные в спираль. Или (это уже просто необъяснимый феномен) - "сопки", полые ледяные купола, открытые в сторону озера.
39.
40.
Множество трещин, в том числе широких "становых щелей", пропускают под лёд кислород, а прозраночть - солнечный свет, поэтому жизнь в Байкале не прекращается и зимой.
41.
42.
А я иду по берегу, мимо отелей, ресторанов и кемпингов:
43.
44.
Мимо скал и глубоких распадков:
45.
Впереди отели Листвянки, позади туман Ангары:
46.
Справа - замёрзшее озеро-море:
47.
48.
Крест, оставшийся с Крещения... Но вот и маршрутка навстречу, пора уезжать.
49.
На этом закончу рассказ о первом знакомстве с Прибайкальем, так как вечером я уехал за Байкал. Если точнее - в Петровск-Забайкальский, но о нём я расскажу под конец, так как всё-таки придерживаюсь не хронологического, а географического порядка. Поэтому далее - четыре поста про Улан-Удэ, столицу Бурятии.
ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ-2012
"
К вечеру потеплело до -35". Вступление.
Колывань. "По Большому Сибирскому тракту..."
Среднее Приангарье
Братский и Илимский остроги.
Братск. Город и ГЭС.
Братск. Ангарская деревня.
Речь Посполитая в Сибири.
Костёлы и штетлы.
Путь к Вершине.
Вершина. Wierszyna.
Иркутск и окрестности.
Первое знакомство. От Глазковки до острога.
Вокруг Иркутского острога.
Улица Маркса и окрестности.
Улицами старого города.
Вокруг Иерусалимской горы.
Предместье Рабочее.
Тальцы в -43 градуса.
Листвянка. Первая встреча с Байкалом.
Бурятия.
Улан-Удэ. Вокзал и площадь.
Улан-Удэ. Старый Верхнеудинск.
Улан-Удэ. За Транссибом.
Улан-Удэ. Дацан "Ринпоче Багша".
По бурятской степи. Пейзажи и образы.
Иволгинский дацан.
Тарбагатай.
Петровск-Забайкальский.