Петровск-Забайкальский. Часть 3: Новый завод и Новый город

Feb 26, 2012 12:07



Как уже говорилось в первой части, Петровск-Забайкальский вытянут вдоль Транссиба на 7 километров, и состоит из Старого города (вокруг исторической площадки завода, основанного в 1789 году) и Нового города, построенного в 1930-50-е годы над новым, уже советским металлургическим заводом. Ныне завод разрушен, соцгород обветшал, огромный парк металлургов вырублен... в общем, сегодня я расскажу о месте, где всё плохо и будет только хуже на самом деле. Кроме того, Новый город стал пока самым дальним от моего дома местом, где я когда-либо был, так что этот пост - последний из зимней Восточной Сибири.

Старое заводское село Петровский Завод было преобразовано в город Петровск-Забайкальский в 1926 году, а параллельно началось строительство нового металлургического завода, в 1937 году уже поставлявшего продукцию в Китай и Японию. Вообще, тут явно напрашивается параллель с башкирским Белорецком - похожая история, расположение и даже структура завода ("старый" и "новый"), но разная дальнейшая судьба. Пика своего производства ПЗМЗ достиг к 1970-му году (около полумиллиона тонн стали). Затем началась медленная деградация, сменившаяся прямым падением в 1990-е годы: к середине десятилетия объём производства упал более чем в 10 раз, до уровня 1945 года. В 1999 году завод встал, в 2001 ненадолго вновь заработал, и наконец в 2002 был закрыт окончательно, хотя года до 2005 его судьба ещё решалась. Всё это довольно странно: чёрная металлургия - отрасль довольно прибыльная, металлургические города как правило если не процветают, то не бедствуют. В Петровске вину возлагают на некоего олигарха (фамилию уточнять не буду), завладевшего заводом как раз в 2001 году и решившего, что закрыть предприятие и продать его на металлолом ему будет выгоднее. Так или не так - судить не берусь, но в городе результат очевиден. И это не Донбасс, не Урал, не Европейская Россия - здесь мало того, что климат страшнее, так ещё и не поездишь на работу в большой город: до Читы более 400 километров, до Улан-Удэ - около двухсот.

2.


Новый город стоит где-то в 2-3 километрах от старого, причём в отличие от последнего - на возвышенности, и состоит из двух частей - сталинский Соцгород и позднесоветский Микрорайон. На полпути из Старого в Новый есть ещё и небольшой автовокзал - зайти туда и снять расписание я поленился, но судя по всему, в Петровске довольно неплохо развито пригородное сообщение, а вот в Улан-Удэ ни единого рейса. С маршрутки я сошёл на главной улице Старого города, между зданий с предыдущего и следующего кадров:

3.


И думаю, жутковатая запущенность видна невооружённым глазом. Отсюда пара сотен метров до главной площади, но я сначала пошёл в противоположную сторону, к Парку Металлургов:

4.


Точнее, парка сейчас уже нет - только пустырь. Кому он мог помешать - мне даже сложно представить, но по словам Перископа, в 2007 вырубка только-только начиналась. О том, что я увижу заброшенный завод, я знал, но пустырь на месте парка оказался довольно жуткой неожиданностью.

5.


В ряд стоят три военных памятника, последний - Т-34:

6.


Взгляд назад - всё-таки живописности Петровску не занимать, причём в отличие от того же Белорецка он даже не пытается казаться городом на равнине.

7.


8.


9.


А под горой - заброшенный завод. Здесь меня постигла ещё одна неожиданность: я видел уже все эти цеха на фотографиях Перископа от лета-2007... и с ужасом понял, что за 5 лет от показанного там осталось где-то 10%. Например, исчезли три высокие металлические трубы, и я даже не могу примерно понять, где они были:

10.


11.


Просто пустырь. Ещё лет через 5 вообще ничего не будет напоминать о том, что здесь был довольно крупный завод:

12.


Здесь же - дореволюционное здание мехового завода (Сибирь же!), которое при Советах использовалось как заводоуправление ПЗМЗ:

13.


Вид с другой точки, несколько ближе к центру Соцгорода - здесь хорошо виден мост над железной дорогой, по которому и въезжаешь в Новый город из старого:

14.


Вид в сторону Старого города - село селом, не считая трубы ТЭЦ:

15.


И на соцгород. Характерный скайлайн сопок в виде правильнной синусоиды.

16.


На склоне - композиционный центр Соцгорода, Дворец Металлургов:

17.


По вырубленному парку я направился туда. Как будто война закончилась:

18.


Ещё какой-то обелиск:

19.


И тот самый металлург с вводного кадра. Помятый и потёртый, с отбитой левой рукой, взирает на вырубленный парк и разрушенный завод... я бы назвал эту композицию Непокорённый, или просто Памятник Русскому Народу:

20.


Подхожу к соцгороду. Пятиэтажки, стоящие на склоне "лесенкой" - очень восточно-сибирская черта. Почему-то я не припомню таких "лесенок" на Урале или Кольском полуострове, хотя там бывают городки с не менее сложным рельефом.

21.


Лучший вид на соцгород, кстати, открывается именно с той стороны, но я туда идти поленился. Вон тех четырёх труб, кстати, уже нет:

22.


Внизу станция Декабристы, между Транссибом и склоном горы - стадион. На стадионе ещё один странный памятник - то ли рок-драйв, то ли на измене:

23.


И наконец, выхожу на главную площадь:

24.


Вид в обратную сторону: аркада стадиона, обрыв, почерневший Ленин и очень симпатичный фонтан с почти буддийскими львами:

25.


И ещё более бурятской горкой:

26.


Наверху - Дворец Металлургов. Оттуда как раз в это время спускались дети - несмотря на всё, там видимо работают какие-то кружки и секции.

27.


Широкая улица из Соцгорода ведёт в Микрорайон:

28.


В который раз убеждаюсь, что на фотографиях такие места выглядят гораздо мрачнее, чем когда видишь их своими глазами. Потому что глядя на эти фотографии из тёплой квартиры в большом городе, ужасаешься тому, что где-то в твой стране есть такое. А гуляя среди этих домов и этих людей, напротив, радуешься тому, что здесь в принципе есть жизнь и цепляешься за каждый проблеск. По этим улицам бродит не злобная пьянь "с потухшими взглядами", а люди, нормальные люди, такие же как в любом другом малом городе. И это впечатляет намного сильнее, чем окружающая разруха.

29.


Вот ещё образ:

30.


За соцгородом - Микрорайон, который оказался гораздо обширнее и многоэтажнее. Думаю, в Микрорайоне обитает не менее половины Петровска-Забайкальского, то есть фактически на его южной окраине. Запомнился дом с "бурятским" орнаментом балконной решётки:

31.


Есть здесь и церковь - простенькая, неказистенькая, малобюджетная:

32.


Здесь второе "лежбище" маршруток, а маршрут по городу, в сущности, только один: от Микрорайона до вокзала через все прочие места, показанные в этих трёх постах. На вокзал отсюда я и уехал. А вот так выглядит самая дальняя от моего дома точка, где я когда-либо был (Камчатка не в счёт, так как дом тогда был там), и в ближайший год-полтора я вряд ли окажусь дальше.

33.


А про летний Петровск-Забайкальский есть ещё очень подробный рассказ Перископа, на отдельные посты которого я уже ссылался. Много ли путешественников побывало здесь за эти пять лет?

На этом и закончу рассказ о зимнем путешествии по Восточной Сибири. Это была только разведка боем, и я вернусь в этот огромный край ещё не раз.

ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ-2012
" К вечеру потеплело до -35". Вступление.
Колывань. "По Большому Сибирскому тракту..."
Среднее Приангарье
Братский и Илимский остроги.
Братск. Город и ГЭС.
Братск. Ангарская деревня.
Речь Посполитая в Сибири.
Костёлы и штетлы.
Путь к Вершине.
Вершина. Wierszyna.
Иркутск и окрестности.
Первое знакомство. От Глазковки до острога.
Вокруг Иркутского острога.
Улица Маркса и окрестности.
Улицами старого города.
Вокруг Иерусалимской горы.
Предместье Рабочее.
Тальцы в -43 градуса.
Листвянка. Первая встреча с Байкалом.
Бурятия.
Улан-Удэ. Вокзал и площадь.
Улан-Удэ. Старый Верхнеудинск.
Улан-Удэ. За Удой и за Транссибом.
Улан-Удэ. Дацан "Ринпоче Багша".
По бурятской степи. Пейзажи и образы, а также Иволгинский дацан.
Тарбагатай. Оплот допетровской Руси.
Петровск-Забайкальский.
Вокзал и кладбище.
Старый завод и Старый город.
Новый завод и Новый город.

"Молох", Сибирь, Петровск-Забайкальский, дорожное, Забайкальский край

Previous post Next post
Up