Всю ночь мы шли по Онеге. Курс на остров Кижи.
Онежское озеро, по которому неизменно проходит маршрут речного круиза, протянулось с юга на север почти на 250 км. Площадь его зеркала равна 9930 кв.км. (c островами, которых в Заонежье насчитывается приблизительно 1650). Онежское озеро - второе по величине озеро Европы, своим размерам оно уступает только своему соседу - просторной и величавой Ладоге. Основная часть Онежского озера находится на территории Карелии, и лишь в южной и юго-восточной части к озеру примыкает Вологодская область, а на юго-западе - Ленинградская. Вытянутая форма озера объясняется движением ледника, а озерная котловина образовалась в результате сдвигов земной коры. Наибольшая ширина Онежского озера - 91,6 км, глубина в южной части - всего 10-15 м, а в северной - уже 60 м и более. Самая большая глубина отмечена в районе Заонежского залива - 127 м.
В глубокой древности по берегам озера жили финно-угорские племена. Они-то и назвали озеро Анизским, то есть бушующим, шумящим. Славяне стали называть его Онежским.
На остров Кижи мы пришли рано. Стоянка теплохода с 8 до 11 утра. Солнце ещё не успело осветить землю и всё находилось в утренних сумерках. Погода была аналогична со вчерашним днём, когда облачность пыталась прорваться, но это не совсем получалось. Хорошо, что нет дождя. На экскурсию мы не пошли, были на ней уже не раз, к тому же в восемь утра не очень хотелось вливаться в толпу. Мы решили просто уединиться и погулять по острову в отдалении от музейных объектов.
Кижи - небольшой остров, омываемый водами Онеги, 7 км в длину и от 500 метров до полутора км в ширину, пропитанный ощущением величественности сурового Русского Севера, окружённый ожерельем Кижских шхер, застроенный большими деревенскими домами, в которых витает русский дух, и маленькими часовенками. Название Кижи происходит от карельского кижат - игрища. Возможно, сюда на игрища (языческие действа) собирались когда-то финно-угорские племена.
Первое упоминание Кижского погоста (по словарю Даля, погост - несколько деревень под управлением одного прихода) ученые обнаружили в писцовой книге 1582 - 1583 гг. В конце XVI века на острове было 14 деревень. Ныне сохранились только две - Ямка и Васильево. Большая часть их домов является памятниками архитектуры и перевезены из различных заонежских деревень. Но есть и жилые дома, в них проживают местные жители и сотрудники музея.
На самом берегу Онеги теснятся баньки.
Дома поражают своими размерами. В таких домах жили большими семьями.Вся родня уживалась и близкая и далёкая.
Мы двинулись к западной части острова, где находится деревня Васильево. В ней между большими домами на самом берегу расположилась Часовня Успения Богородицы. Каково же было наше удивление, когда мы не увидели часовни, на земле лежала груда пиломатериалов и рядом одиноко стояли две главки
А вот и разъяснения.
Приятно было побродить по берегу, подышать чистым воздухом
Мы вернулись назад, в деревню Ямка и пошли вдоль берега.
Нам повстречался телёнок. Он был совсем дикий и трусливый. Но любопытство его взяло верх и нам удалось его даже погладить.
Кижский флот.
За домом так же виднеется плавательное средство.
Часовня Петра и Павла из д.Типиницы Медвежьегорского района. Эту часовню мы обнаружили впервые, хотя уже достаточно много бывали на Кижах. В 2009 году на ней даже не было таблички. Просто стояла без опознавательных знаков. Позднее, в интернете я нашла про неё информацию и узнала название. Год постройки часовни между приблизительно 1700 и приблизительно 1725, а на острове Кижи она оказывается восстановлена была в 1970 году.
Вот такая у нас получилась прогулка. Жаль времени было мало. Даже не хватило, чтобы зайти на экскурсионную территорию, поэтому на ансамбль церквей в этой поездке мы смотрели уже с палубы теплохода
Сердцем русской православной культуры в Кижском погосте и шедевром русского деревянного зодчества является Спасо-Преображенская церковь 1714 года постройки, величественно взметнувшая свои 22 главки на 37-ми метровую высоту. Таким летний (холодный) храм мне запомнился с 2009 года. Как принято на северных погостах, рядом с летней, холодной церковью располагалась теплая зимняя церковь. На Кижском погосте - это 10-ти-главая церковь Покрова Богородицы 1764 года постройки. В единый архитектурный ансамбль из двух главных церквей Кижского погоста гармонично вписывается шатровая 30-метровая колокольня со звонницей. Построенна она 1862-1874 гг.
На переднем плане, перед комплексом церквей дом Ошевнева с Большого Климецкого острова. Старинный род Ошевневых известен в Кижах с конца XVIII в. Строил этот дом Нестор Ошевнев, глава богатой и уважаемой семьи. В этом доме жила семья из 18 человек. Дом Ошевнева выглядит как богато убранный терем, расположившийся на озерном берегу. Подобные крестьянские постройки были распространены на всем русском Севере.
Видно, что начинается активная реставрация деревянных построек острова.
Так же в этой части острова рядом с комплексом из церквей располагаются церковь и часовня: Церковь Воскрешения Лазаря(1382 год), она на 324 года древнее двух легендарных храмов Кижского погоста, перевезена из Муромского монастыря в целях сохранения самого древнего памятника деревянного зодчества, известного на территории России (на фото она на заднем плане). Среди местного населения она слыла "чудодейственной исцелительницей от недугов". В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон ХVI - ХVIII веков. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные паномарские двери.
И чуть отдалённее расположена Часовня Архангела Михаила, борца против диавола и всякого беззакония среди людей (Начало ХVIII века), привезённая из деревни Леликозеро (на фото на переднем плане). В часовне сохранилось потолочное перекрытие - "небо", в центральном круге которого - икона Христа Вседержителя.
Прошли Онегу и к вечеру вышли в реку Вытегру, прошли 1-й шлюз ВБК.
Несколько слов о Волго-Балтийском канале (ВБК). Волго-Балтийский судоходный канал был построен в 1960-1964 гг. и является составной частью Волго-Балтийского водного пути - гигантской трассы, проходящей через систему рек, озер и водохранилищ от Рыбинска до Санкт-Петербурга. Водный путь, протяженностью 1003 км включает в себя, помимо Волго-Балтийского канала, Рыбинское водохранилище, Онежское и Ладожское озера, реки Свирь и Неву.
Волго-Балтийский канал - уникальнейшее гидротехническое сооружение длиной 367 км. Из них 66 км приходится на Рыбинское водохранилище (Нижняя Шексна), 121 км - на Шекснинское (Череповецкое), 45 км - Белое озеро, 70 км - реку Ковжу, 25 км - водораздельный канал и 40 км - реку Вытегру. И еще немного цифр, свидетельствующих о мощности комплекса сооружений Волго-Балта: в него входят 7 шлюзов (в том числе один двухниточный), 5 гидроузлов, 3 гидроэлектростанции, 5 водосбросов, 25 земляных плотин и дамб, 4 искусственных водохранилища, 5 мостов на шлюзах, 2 паромные переправы, 11 пристаней, 4 эксплуатационных поселка.
Сразу после прохождения 1-го шлюза ВБК по левому борту осталась пристань ВЫТЕГРА. Погода разгулялась. Все высыпали на палубы понежится в тёплых солнечных лучах. Удивительная всё-же погода на Севере, прошло то всего несколько часов, как мы ушли с острова Кижи, а по погоде изменилась координально.
После пристани открылись взору жилые кварталы города Вытегры. И тут же появились серебристые, поблёскивающие на солнце, купола Собора в честь Сретения Господня, расположенного на Красной горке. Построен пятиглавый храм при епископе Вологодском и Устюжском Палладии приблизительно в 1869 - 1873 гг., в честь 100 - летия города Вытегры. Долгое время там был краеведческий музей и часть здания была отдана православной церкви, но сейчас музей переехал и всё здание собора передано верующим.
В небольшом заливчике хорошо просматривалась подводная лодка. В ней расположился музей.
Не прошло и часа, как мы приблизились к селу Анхимово. Не могу сказать, что заходящее солнце золотило купола, скорее всего освещало то, что осталось.
Справа останки Церкви Спаса Нерукотворного Образа на Вытегорском погосте в Анхимово. Каменная трехпрестольная церковь с отдельно стоящей колокольней была построена в 1780 году вместо старой деревянной теплой Никольской церкви (XV в.). Имела три придела: Спаса нерукотворного Образа, Казанский и Никольский. В советское время закрыта, сильно руинирована.
А слева однопрестольная Церковь во имя Всех Святых - усыпальница купца I гильдии, мецената А.Ф.Лопарева. Построена и освящена 26 июля 1905 года. Устроена на средства А.П.Лопаревой
Сначала не хотела писать, а потом всё же решила - ещё несколько слов о грустном.
Ранее, до 1963 года на Вытегорском погосте было три церкви. Одним из шедевров обонежского народного зодчества по праву считалась деревянная многоглавая Церковь Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1708 году. На высоком берегу реки взметнулась вверх пирамида из 25-ти глав - зрелище, ранее невиданное на Севере. Только через 6 лет на Онежском озере выросла вторая подобная диковина - знаменитая ныне 22-главая Преображенская церковь Кижского погоста. В 1963 году Анхимовский покровский храм сгорел, возможно по халатности рабочих, проводивших реставрацию, а может и по какой другой причине. Пожарище Покровской церкви зияет черной дырой в наследии русской архитектуры. Я нашла только фотографию начала ХХ века Сергея Михайловича Прокудина-Горского с изображением Анхимовского Покровского храма.
Мы продолжили своё движение по Волго-Балтийскому каналу.
Заход солнца (около 8 часов вечера) застал нас при прохождении 3-го шлюза ВБК в местечке Марково, Вологодская область.
Погода была просто летней, что нетипично для сентября на Севере. Мы ведь находимся в Вологодской области.
И 5-й шлюз ВБК был пройден нами уже в полной глубокой темноте около 11 часов вечера.
Только Луна освещала нам путь , создавая на волнах переливы своей лунной дорожки.
Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 1 - Верхние Мандроги.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 2 - о. Кижи.
Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 3 - Горицы.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 4 - до Ярославля.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 4 - От Ярославля до Костромы.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 5 - Нижний Новгород.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 6 - Казань.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 7 - Ширяево.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 8 - Усовка.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 9 - Волгоград.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 10 - Астрахань.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 11 - Ахтуба.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 12 - Волгоград.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 13 - Саратов.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 14 - Берега Волги от Саратова до Самары.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 14 - Самара.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 15 - Казань (Поездка в Раифу).
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 16 - Чебоксары - Козьмодемьянск.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 17 - Макарьев.
>>>