Это вторая остановка в Казани в этом круизе. На прямом до Астрахани пути мы посетили обзорную экскурсию по Казани, поэтому на обратном пути выбрали поездку в Раифу и посещение Раифского Богородицкого мужского монастыря.
За ночь мы прошли по красивейшим местам северной излучины Самарской Луки и утром продолжали своё движение по Волге.
Слоёные берега с драгоценными известняковыми, песчаными и доломитовыми толщами, как пирог в разрезе, ровные квадратные штольни, кучерявые верхушки гор. На фоне яркого солнца и голубого неба, подкрашенные красками золотой осени. На пути к Казани мы наслаждались тёплой погодой и видами берегов средней Волги.
Наш теплоход "Валериан Куйбышев" на причале Казани, ну а мы в автобусе выдвинулись в сторону посёлка Раифа.
Монастырь расположен на территории Волжско-Камского заповедника, в 30 километрах от Казани. По пути через центральную часть Казани в окнах автобуса промелькнул Казанский Кремль с мечетью Кул Шариф, Благовещенским собором и другими зданиями.
На входе перед монастырём нас встретила вот такая скульптура. К Монастырю она не имеет отношения, просто коммерческий ход для привлечения в сувенирные киоски, расположенные рядом, многочисленных туристов. Сразу оговорюсь, много спорят о том, что место стало слишком коммерческим. Моё мнение - каждый сам знает, зачем едет. Ведь никто не выкручивает руки, заставляя покупать именно в сувенирных киосках. Если хотите, чтобы осталась память об этом месте, купите что-нибудь в иконной лавке при любом храме, с большей вероятностью прибыль от покупки пойдёт на развитие и содержание монастыря, сохранность и реставрацию древних построек. Не хотите, не покупайте, возьмите горсть земли с намоленного места, это ничего не стоит. А за приложение к святыням, за поклонение иконам, за Ваше обращение ко всевышнему денег не берут.
На входе нас встречает богоматерь с младенцем и ангелом в ногах.
Мы проходим мимо красиво отделанного дома паломника, рассчитанного на 80 человек. В Доме паломника имеется 25 номеров. Все помещения освящены, в каждой комнате есть иконы, в коридорах - цветные витражи со святыми образами Грузинской и Казанской икон Божией Матери, а также большое панно, изображающее Благовещение Пресвятой Богородицы.
дорожка проводит нас к Монастырской стене. На центральном месте Колокольня монастыря, через нижнюю часть которой и осуществляется вход в монастырь.
Но мы сразу не идём в монастырь, а сначала проходим на берег озера, на котором он расположен. На повороте к озеру, около монастырской стены расположен небольшой фонтанчик.
Озеро когда-то называлось просто Сумкой, как и речка, протекающая сквозь него, теперь, как и обитель, именуется Раифским.
Эта лягушка сидит на берегу озера не случайно. Достопримечательностью монастыря являются молчаливые лягушки, которые не квакают вблизи монастыря. Существует легенда: однажды монахи Раифского Богородицкого монастыря попросили у Бога милости - избавить их от кваканья лягушек, мешающего им петь. Случилось чудо - лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу чудесного озера, где стоит Раифский Богородицкий монастырь они водятся в избытке. Многие пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, которые вблизи монастырских стен замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек. Но уже в километре от монастыря они начинали возбужденно прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем. Молчание лягушек - чудо, с которым сталкивается каждый, приезжающий в Раифу.
- Казанская Раифская Богородицкая общежительная пустынь была основана иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Феодоровиче. Название монастырь получил от места на берегу Красного моря, где в IV веке от рук язычников погибли христианские монахи (в честь святых отцёв, в Раифе и Синае избиенных). Новый монастырь долгое время находился в окружении язычников и по аналогии было решено назвать его Раифским Богородицким.
- В 1689 году пожар, «неизвестно отчего возникший», истребил все строения Раифской пустыни - «церкви Божьи со всею утварью и колоколами» К великому счастью, уцелела чудотворная Грузинская икона Божией Матери.
- С 1690 по 1717 год трудами игумена Германа а также «казной и пожертвованиями от доброхотных даятелей», внутри монастырской ограды были выстроены каменные церкви, настоятельские и братские корпуса, хозяйственные здания.
- Мирное существование Раифской обители оборвала революция. После полного закрытия монастыря в 1930 году и происшедших здесь трагических событий в сентябре 1933 года здесь была организована Раифская трудовая коммуна - колония ОГПУ ТатССР, где в храмах и братских корпусах располагались производственные мастерские, клуб и столовая. В 1938 году НКВД приняло решение реорганизовать Раифскую трудовую коммуну в колонию закрытого типа. С этих пор Святая обитель и прилегающая к ней территория были превращены в зону, где находились жилые и хозяйственные постройки колонии: в Троицком Соборе был устроен гараж, в Грузинском - клуб, а на втором этаже - спортивный зал. В 1953 году колонию закрыли, с тех пор здесь перевоспитывались подростки-правонарушители и готовились рабочие для деревообрабатывающей промышленности, лесного и сельского хозяйства.
Оскверненные в советскую эпоху церковь Преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных и Троицкий собор.
Это продолжалось до передачи Раифского монастыря Православной Церкви в 1991 году, после чего началось возрождение обители.
Трудами монахов и трудников многое было сделано по восстановлению храмов и благоустройству территории.
"Раифская свеча" - 60-ти метровая, пятиярусная надвратная колокольня, увенчанная 7-ми метровым крестом, встречает каждого, кто приезжает к стенам монастыря. Колокольня построена на месте пришедшей в ветхость башни с надвратным храмом во имя святителя Николая в 1889-91г. В верхнем ярусе новой колокольни часы чистопольского производства - увеличенная копия стенных часов упрощённого устройства с гирями, так называемые "ходики". В 1903 году престол надвратной церкви был освящен во имя Архангела Михаила, в память раба Божия Михаила Атлашкина, благодетеля не только Раифской обители, но и многих других монастырей и приходских храмов, умершего незадолго до этого и похороненного на монастырском кладбище.
Монастырская лавка.
Церковь Грузинской иконы Божией Матери была выстроена и освящена в числе первых храмов Раифского Богородицкого мужского монастыря, то есть около 1670 года. Первоначально церковь была деревянной, ее возведение в камне началось после разрушительного пожара 1689 года и завершилось к 1717 году. Кирпичная церковь в стиле ампир, сооруженная в 1835-1842 на месте каменного здания кон. XVII в., служит зимним монастырским собором. Приделы Ливерия, папы Римского, и Иоанна Златоуста. Закрыта в 1930, В 1950-х поделена на два этажа, занята клубом колонии. Возвращена верующим в 1991, отреставрирована, в 1999 возобновлены богослужения.
В церкви хранится главная святыня монастыря - Грузинский образ Божией Матери (список с иконы Красногорского монастыря, что на Пинеге).
В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинскои земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом. Один персидский торговец предложил ее приказчику ярославского купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя. В это время Егор Лыткин во сне увидел эту икону, и получил указание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал приобретенную икону, то купец тотчас вспомнил о видении и, желая исполнить полученное им тогда приказание, немедленно отправился с Грузинским образом в Черногорскую обитель, названную так потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной как Черная гора. «Красногорской» обитель стала именоваться позже. В этом монастыре Грузинская икона к середине XVII в. уже почиталась как чудотворная. Митрополит Казанский Лаврентий, бывший до своего назначения в Казань игуменом Важского монастыря, располагавшегося неподалеку от Красногорской обители, направил лучшего иконописца в Красногорскую обитель для снятия точного списка с Грузинской иконы Божией Матери. Этот список был доставлен в Раифскую обитель торжественным крестным ходом, возглавляемым самим митрополитом Лаврентием. Очень скоро Раифский список Грузинской иконы Божией Матери прославился чудотворениями.
Внутреннее убранство Церкви Грузинской иконы Божией Матери.
А по внешнему периметру здание церкви украшено барельефами Божией Матери и евангелистов. Автором является послушник Раифского монастыря скульптор В. Савельев.
Барельефы "Марк Евангелист" и "Матвей Евангелист"
Барельефы "Иоанн Евангелист" и "Лука Евангелист" на стене Грузинского собора.
Юго-восточная башня Монастырской стены с флюгером.
Церковь в честь святых отцов в Синае и Раифе избиенных, построена на месте деревянного храма, освящена в 1708 году. Частично перестроена в 1892-1897 годах с добавлением братской трапезной. По виду церковь похожа на корабль.
Преподобные отцы, в Синае и Раифе избиенные - почитаемые в Православной церкви египетские подвижники, жившие в окрестностях горы Синай в монастыре Святой Екатерины и расположенной рядом Раифской пустыни на берегу Красного моря. Синайские и раифские подвижники проводили особо строгую жизнь - всю неделю они пребывали в келлиях в молчании, в субботу собирались на всенощное бдение и в воскресенье причащались Святых Таин. Питались только финиками и водой. Многие из пустынников прославились даром чудотворения. Первое избиение кочевыми арабскими племенами произошло около 312 года. Второе избиение - через сто лет и описано преподобным Нилом Постником.
Внутреннее убранство Церкви в честь святых отцов в Синае и Раифе избиенных.
Рядом с Церковью в честь святых отцов в Синае и Раифе избиенных расположен Собор во имя Живоначальной Троицы.
Собор во имя Живоначальной Троицы - одновременно самая крупная (вместимость около 3000 человек) и самая "молодая" постройка Раифского монастыря. Выстроен в 1904-1910 годах на месте старого храма (конец XVII века) в неорусском стиле. К сожалению, в обители не было достаточно средств и Троицкий собор не был расписан.
Внешний декор Троицкого собора стилизован под кирпичное узорочье XVII века. Красный кирпич стен выбелили уже в наше время, чтобы собор гармонировал с другими монастырскими зданиями.
Внутреннее убранство Троицкого собора.
Считается, что когда-то в башне, находящейся в южной стене ограды, был домовый храм, но ещё в середине XIX века здесь устроили монастырскую гостиницу, и оно утратило культовое назначение. Храм, расположенный в башне ограды - явление не редкое, но в данном случае сооружение по своей архитектуре больше похоже на храм, нежели на башню. К числу таких признаков относится апсида (алтарный выступ). После возвращения монастыря Церкви здание освящено не было, тем не менее, в различных источниках и на сайте Раифского монастыря оно значится как "часовня на южной стене (XVII-XVIII век)". Сейчас восстановлены внешние атрибуты церкви - глава и крест, но сам храм не возобновлен.
Внутри монастыря двор ухожен, сделаны клумбы, стоят скульпьуры.
Церковь во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии была возведена над братскими кельями на месте разрушенной молнией церкви Страшного Суда Божия в 1794 году (Первоначально стоявший здесь небольшой храм был освящен во имя Алексея Человека Божия (1739г), а позже переосвящен в честь Страшного Суда). Это одна из самых маленьких церквей, в храмовой части могут находиться только 7 человек и Служба здесь совершается однажды в год - в день святых Софии, Веры, Надежды и Любови.
Канцелярия наместника монастыря
На западной стороне прихрамовой площади Раифского монастыря находится Водосвятная часовня, в которую из артезианских скважин подведена вода. Химический состав воды источника уникален (гидрокарбонатная маг-ниево-кальциевая вода). Освятил его в 1997 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Перед отъездом из монастыря мы ещё раз прошлись до озера. Спускался тихий осенний тёплый вечер. Садившееся солнце окрасило горизонт над озером в нежный розовый оттенок.
А лягушки и правда молчат.
Здесь на берегу озера паломники завязывают узелками свои возвратные ленточки, примета есть такая, чтобы вернуться.
Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 1 - Верхние Мандроги.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 2 - о. Кижи.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 3 - Горицы.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 4 - до Ярославля.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 4 - От Ярославля до Костромы.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 5 - Нижний Новгород.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 6 - Казань.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 7 - Ширяево.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 8 - Усовка.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 9 - Волгоград.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 10 - Астрахань.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 11 - Ахтуба.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 12 - Волгоград.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 13 - Саратов.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 14 - Берега Волги от Саратова до Самары.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 14 - Самара.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 15 - Казань (Поездка в Раифу).
Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 16 - Чебоксары - Козьмодемьянск.
>>>Круиз СПб-Астрахань-НиНо на теплоходе "Валериан Куйбышев". День 17 - Макарьев.
>>>