Visaginas, Zarasai. Lietuva
Катаемся дальше по Литовской глубинке, на этот раз мы через паркан глянули на Игналинскую атомную электростанцию, прогулялись по городку атомщиков Висагинасу и посетили уютный уголок озерного края Зарасай!
Смотровая площадка на берегу озера Зарасас (Zarasas), Зарасай.
Игралинская атомная электростанция функционировала ровно 26 и один день с 30 декабря 1983 года, по 31 декабря 2009. На момент эксплуатации обоих энергоблоков АЭС производила около 70% всей электроэнергии потребляемой в Литве, но по требованию ЕС при вступлении Литвы в Евросоюз станция была выведена из эксплуатации. По мере приближения сроков остановки энергоблков нарастало движение за продление работы станции, но последний референдум по этому вопросу был провален из-за низкой явки избирателей, несмотря на то, что около 90% проголосовавших были за продление эксплуатации станции.
1. Проходная Игналинской АЭС, за ней возвышается труба первого энергоблока. Электростанция расположена на берегу самого крупного озера Литвы Дрисвяты. На противоположном берегу этого озера территория Белоруссии. Изначально станцию планировали строить именно там, но не подошли грунты, что и предрешило судьбу АЭС.
2. Всего блоков на станции два. Планировалось построить четыре. В 1985 было начато строительство третьего блока, но из-за чернобыльской аварии его строительство было прекращено. Достроенный на 60-70% энергоблок был разобран.
3. Сейчас станция полностью выведена из эксплуатации, энергоблоки законсервированы. Одной из основных причин закрытия Игналинской АЭС были реакторы типа РБМК, такие же как на Чернобыльской станции. К 2018 году Литва, Латвия, Эстония и Польша планирую построить на площадке АЭС нового поколения.
Городок атомщиков, Висагинас, находиться в нескольких километрах от станции. Туда мы и направились.
Для строительства станций всегда выбирали по возможности малонаселенную местность, так же необходимым условием является наличие водоема для охлаждения реакторов. Из-за этих требований практически все атомные городки в наших широтах расположены в лесах и вблизи рек или озер. Не стал исключением и Висагинас.
Постройку атомограда начали в 1974-м году, через год после начала строительства станции. И не смотря на то что вся без исключения жилая застройка представлена многоэтажными квартирными домами (преимущественно девяти и пятиэтажными) до 1994 года Висагинас значился на картах как пгт. При советской власти город назывался Снечкус, в честь местного коммунистического деятеля.
4. По причине своей молодости город абсолютно стерилен от исторической застройки и представляет собой образец города победившего коммунизма.
Пришло время обеда и в наши планы входило перекусить в одном из местных заведений общепита, но к сожалению ничего адекватного найти нам не удалось. Заведения или работали только в вечернее время или были скорее питейными чем для поесть.
5. После закрытия станции у города наступили тяжелые времена, но признаков какой-то разрухи мы практически не видели. К таким можно отнести только наполовину закрытый детский сад. Такого треша как у нас в несостоявшемся атомограде Щелкино тут и близко не было. Город скорее напоминал наш Энергодар или отдельные районы Славутича.
6. Висагинас - самый русский город Литвы, более половины 22-х тысячного населения городка - русские. После выхода Литвы из состава СССР были попытки сделать документооборот на станции полностью на литовском языке. Успехом это начинание не увенчалось, заставить русских выучить язык новой для них родины не получилось. В городе довольно много двуязычный вывесок, такое в Литве встретишь не часто.
7. Так как город строили прямо посреди хвойного кое где были специально оставлены некоторые деревья.
8. И хоть, казалось бы, нет в подобных городках ничего особенного мне в них как-то по своему уютно. Может потому что сам родился в одном из них?
9. Выключенный дорожный знак.
10. Место культурного отдыха населения. Кстати, тоже не очень типичная для Литвы картина.
Прежде чем покинуть Литву мы посетили еще один небольшой городок озерного края - Зарасай.
11. Нет, это не расстрелянные партизаны, это импортные байкеры отдыхают с дороги в одном из парков Зарасая!
12. Город окружен семью озерами. Смотровая площадка на берегу озера Зарасас.
13. Здание краеведческого музея, на котором почему-то написано что он - библиотека. Слева виднеются башни костела пресвятой девы Марии 1842-62 гг.
14.
15. Было очень жаль, что я без вела. По такому пандусу бы да вниз с ветерком!
16. Собственно окончание пандуса.
17. На остров Большой, который видно на заднем плане, находиться парк.
18. Скульптуры в парке.
19.
20. Пока мы прогуливались мотоциклисты пришли в себя.
В Зарасае есть несколько весьма крупных супермаркетов разных сетей. Скорее всего это объясняется близостью границы с Латвией. Цены на продукты тут подешевле будут. На пиво так точно, чем мы и воспользовались, тем более что в торговом центра рядом с Норфой традиционно обнаружилась точка с разливным Биржайским! Настоятельно рекомендую если будете в тех краях попробуйте, пиво - шикарное. Тут же мы спросили у продавца где можно найти заведение с вайфаем и он направил нас в одну кафешку на берегу озера. В ней мы набукали себе отель в Риге на завтрашний вечер. И с огромным удивлением узнали курс латвийского лата. Он оказывается стоил 15 грн (1,9 у.е.). После чего недавно вычитанная новость о том что бензин в Латвии стал стоить дороже 1 лата воспринималась уже не так оптимистично.
Выехав из Зарасая мы двинули в сторону границы, которая находиться всего в нескольких километрах от городка, и неожиданно попали в Египет... Почему так, читайте в следующей записи.
Все отчеты о поездке:
Ужупис, Вильнюс Тракай Кернаве, Палуше Висагинас, Зарасай Египет, Екабпилс и Кокнесе Московский форштадт или иная Рига Каунас Клайпеда Юодкранте, Неринга Нида, Неринга