Kaunas, Liеtuva
Каунас второй по величине город Литвы, как и наш Харьков. Из параллелей с славным слобожанским городом можно отметить и то, что Каунас как и Харьков и примерно в те же годы, успел побывать столицей. Кроме того Каунас и Харьков - города-побратимы. Чего это я про Харьков? Да просто вспомнилось что-то про свою вторую малую родину, давно наверное не был. В плане архитектуры и атмосферы это совершенно разные города.
Ратушу в Каунасе за стройность форм называют "Белым лебедем", хотя после последней реконструкции ее впору переименовывать в "Лебедя цвета слоновой кости"
- Сколько еще про плаченого парковочного времени? 20 минут... Хм, нужно бы поспешить, где же эта чертова улица?
- Вернуть машину в Вильнюс до шести вечера? Но мы еще в Каунасе!
- А-а-а-а, магазин с биржайским через десять минут закрывается!!!
Веселый выдался денек, довелось и размеренно погулять по красивому средневековому городу и на трех видах транспорта погонять. Сплошные дедлайны!
Все эти гонки и нудное краеведческое бла-бла-бла
Так как хронология путешествия самым циничным образом нарушена, придется коротко ввести вас в курс дела. За десять дней до описываемых событий в Вильнюсе мы арендовали машину. По договору мы должны были вернуть ее в этот день в шесть вечера. Но так как мы брали ее через знакомых Андрея (человек у которого мы жили), он созвонился с арендодателем, с которым вместе работал, и сказал что завезет машину завтра с утра прямо под работу - собственно туда куда мы и должны были ее вернуть. Арендодатель, Паулюс (которого мы в честь знаменитого предсказателя футбольных результатов прозвали осьминогом) был не против и очень даже за, ему так тоже было удобнее. Еще накануне мы планировали покататься в этот день вокруг Вильнюса, но узнав о таком внезапном облегчении жизни поменяли планы и махнули за сотню километров в Каунас. Более того даже дали себе время до обеда чтоб выспаться после девяти дней дороги, так что выехали уже ближе к обеду.
Погода стояла солнечная и жаркая, только несколько смущали плавно ползущие у горизонта грозовые тучи. Впрочем до поры до времени дела нам до них не было.
Каунас оказался довольно приятным городком, по крайней мере его исторический центр.
Название города имеет балтийские корни и означает низкое, болотистое, топкое месте. И действительно замок расположен несколько странно, не на горе как все нормальные замки, а словно бы в низине. Древние зодчие наверное долго не могли решить где возводить твердыню: на горе или в низине? Первое письменное упоминание о Каунасе относиться к 1361-ми году, но город основали скорее-всего значительно раньше. Так как не боялись уже появившейся в XIV веке артиллерии, то возвели крепость у места впадения Нериса в Неман, то есть в топком месте откуда и название.
Город быстро развивался чему способствовало получение им Магдебурского права в 1408-м году. С середины того же столетия Каунас входил в
Ганзейский союз и благодаря своему выгодному географическому положению играл важную роль в торговле Великого Княжества Литовского. Из-за войн XVII-XVIII века город пришел в упадок. Оклемавшись в последующие годы он был дважды разрушен во время Наполеоновских войн.
С 1842 года - центр Ковенской губернии.
С 1920 по 1940 - "временная столица" Литовской республики.
Передовые немецкие части вошли в город 24-го июня 1941-го года, то есть уже на третий день войны с Советским Союзом. На тот момент город был уже очищен от, горячо любимых народными массами, советских войск самими литовцами. Стремление литовце в к независимости успешно использовали и советы, во время немецкой оккупации каунасский край славился своими партизанами. Советские войска вновь заняли Каунас в 31-го июля 1944 года и не забыли, про литовцев поддерживавших немцев, более 300 тысяч четырехмилионного народа были вывезены в места не столь отдаленные.
Запарковав машину недалеко от центра мы первым делом направились к Ратуше.
Строительство ратуши началось в 1542 году. Изначально здание было одноэтажным без отделки. Башня и второй этиж были пристроены несколько позже. Первый этаж был приспособлен для торговли и тюремщиков, второй - для суда, магистрата, сокровищницы, архива и канцелярии. В подвалах основного помещения располагались склады, под башней была тюрьма.
Краеведы на фото охоте.
В 1771-1775 годах архитектором Й. Матекерисом была произведена крупная реконструкция, ратуша приобрела современный вид.
В XIX веке, во времена Царской России, ратуша использовалась как православная церковь и даже как склад боеприпасов. После реконструкции 1836 года в ней размещалась резиденция российских царей.
После 1862 года снова вакханалия - попеременно, а может и все вместе, тут размещались: городской клуб, русский клуб, пожарная часть и русский театр.
С 1869 по 1944 в ратуше заседал городской муниципалитет. с 1944 по 1973 - технический музей.
С 1973 в ратуше проводят свадебные церемонии, а в подвалах расположен музей керамики. Свадебных церемоний действительно хватало, а вот музей керамики мы не посетили, потому что банально про него не знали.
Вокруг ратуши расположена площадь с неожиданным названием - Ратушная.
Я не шучу, действительно не ждал. Привык, что площади вокруг ратуш называются Рыночными или прочими производными от рынка названиями.
Забавные котики правда? На самом деле это раздельные мусорные контейнеры для стекла, пластика и бумаги.
Кабинки для телепортации.
Каунасская духовная семинария с собором св. Троицы находится на углу Ратушной площади, то есть буквально в двух шагах от ратуши.
Собаки-фонтанохороняки.
Баскетбол в Литве - спорт №1. В 2010 году сборная Литвы даже заняла третье место на чемпионате мира и трижды была чемпионом Европы. В 2011 году Литва принимала у себя чемпионат Европы по баскетболу, финал проходил именно в Каунасе.
Дальше узкими улочками мы прошли к парку Слияния или по-литовски Сантакос.
Неманди... Немон дивная река.
Тут же в парке Сантакос находится и каунасский замок, а точнее то что он него осталось.
Согласно археологическим материалам первый замок на этом месте возвели в середине XII века.
Первое упоминание о нем датируется, как уже писалось выше, 1361-м годом. В том году крестоносцы провели разведывательную экспедицию, а уже в следующем осадили, взяли и основательно разрушили каунасский замок.
В XV веке Витовт восстановил замок.
В XVI вокруг него был возведены бастионы.
Ну а далее началась борьба замка с природой. А точнее с, представителем последней - Нерисом, который постепенно меняя русло подмыл северную часть твердыни. А я стразу говорил, что нужно было на горе стоить)))
Внутренний двор замка.
Одна из стен.
Практически все что осталось от замка плод реконструкции, проведенной за евросоюзные деньги.
Памятник папе римскому Иоанну Павлу II, на заднем плане виднеются стены монастыря бернардынцев и покатая крыша костела св. Георгия.
Костел св. Георгия уникальный памятник готической архитектуры Каунаса был построен в начале XVI века. В послевоенное время в нем размещался склад, а позже школа медицины.
Вид на костел с башни замка.
Кафедральный собор св. Петра и Павла расположен на углу Ратушной площади в самом начале Вильнюсской улицы.
Костел был возведен в 1408-1413 годах.
Один из боковых нефов.
Орган.
После Ратушной площади мы решили прогуляться по Вильнюсской улице.
Улица пешеходная с двух-трехэтажной застройкой.
И весьма характерными для Прибалтики средневековыми домиками.
Молодежь.
В одном месте Вильнюсскую улицу пересекает довольно широкая дорога и пешеходная ее часть ныряет в переход.
Тут мое внимание привлекло одно здание, явно религиозного характера но уже без крестов.
Оно оказалось частью бывшего ансамбля монастыря Доминиканцев. Сейчас тут размещаются кафедры факультета теологии Вильнюсского университета.
Выход из подземного перехода на продолжение Вильнюсской улицы.
После мы заложили небольшой крюк и отправились искать припаркованную на одной из улочек машину.
В принципе старый город Каунаса не такой уж и большой, но с непривычки пришлось немного по петлять по узким улочкам в поисках машины, парковочное время которой понемногу заканчивалось. Чем это нам грозило мы не знали, да и проверять как-то не очень хотелось.
Когда мы уже выехали из центра и даже успели, по-традиции, заблудиться в новом большом городе позвонил Андрей и сказал, что Осьминог-Паулюс требует вернуть машину к сроку указанному в договоре. Занимательный диалог, о том что уже как бы не утро, а мы все еще как-бы в Каунасе. Глянули время - пятый час, а мы с трудом можем привязаться к местности. Косо-криво и вообще не по той дороге по которой приехали, но к половине пятого мы вырулили на Вильнюсскую трассу. Вжал 130 и вроде как можно было бы и расслабиться. Но было несколько, но! Первое, нам нужно было еще залить полный бак. С этим особых проблем не должно было возникнуть, так как недалеко от торгового центра, где мы должны были оставить машину была заправка. Второе, все три раза что катались по Вильнюсу мы люто терялись. Заблудись мы сейчас и точно никуда не успеем. Эту проблему решили просто - машину нам нужно было оставить в районе расположенном возле паневежской трассы, осталось только на нее выехать и вроде как заблудиться не должны. Ну и третье самое интересное - погода. Через пару десятков километров зарядил такой ливень которого я давно не видел. Сказать что лило как из ведра - ничего не сказать, било как из брандспойта. Дворники сбивали воду со стекла, но видимость от этого появлялась всего на какие-то доли секунды и то видно было только габариты впереди едущей машины и стену дождя. Если бы вдруг впереди едущему вздумалось свернуть в кювет или придорожный столб я бы, не заметив подвоха, повернул бы следом. На трассе было еще куда ни шло, но пришло время с нее съезжать! Тут и началось самое веселье. В тех местах где после обильных осадках могут стоять небольшие лужицы, стояли целые моря. Да и просто на дороге было несколько сантиметров воды которая просто не успевала стечь на обочину. Машина как-то странно слушалась руля, было ощущение будто не я ее веду, а она меня. Поворачивать можно было только сильно сбросив скорость и очень плавно, резкие движения руля машинка игнорировала. Тормоз тоже работал плавно, аквапланирование и все такое. Как-то я решил попробовать какой у нас будет тормозной путь ежели чего. Попробовал на скорости 90 более-менее ощутимо нажать на тормоз, стало страшно - машина только через несколько секунд начала плавно сбрасывать скорость, даже не знаю сколько мы проехали пока она упала хотя-бы до 70-ти.
Зато как мы знатно помылись!
В общем на подъезде к столице погода поняла, что нас голыми руками не возьмешь и выключила дождь.
Пока мы заправлялись и вовсе выглянуло солнышко и на небе появилась радуга. Даже сразу две!
Приехали на парковку мы минут за 15 до нужного времени, и нас там никто не ждал. Андрей по телефону сказал что скоро будет, а тем временем можем расслабиться и выпить пива. Очень дельный совет, которым мы не преминули воспользоваться. Руки у меня после гонки тряслись и холодное пиво было очень кстати.
Вскоре приехал Андрей со своим напарником Саней, они после рабочего дня уже успели немного отдохнуть вискарем и с удовольствием присоединились к распитию пива.
Вся банда на парковке. Не смотрите что у меня такое тупое лицо, мысленно я еще где-то там на дождливой трассе.
Через некоторое время Андрея осенило.
- Стоп! Это что ж получается? Если Паулюс приедет сюда на своей машине, он же на двух отсюда никак не уедет...
- Не уедет...
- Ну и кого мы за руль сажать будем?
Все посмотрели друг на друга.
- А давай Богача! У него у единственного прав нет значит их не отберут!
На том и порешили, Богач был не против, но честно предупредил, что доедет до ближайшего столба. Ситуацию спас Паулюс, который приехал с девушкой и усадил ее за руль. Занавес!
Хотя нет не занавес, кроме своих двоих и автомобиля в этот день мне еще довелось погонять на велосипеде, чтоб поспеть за вкусным разливным биржайским пивом. Бонусом стал медленный танец со знакомой продавца магазина, пока в запотевшие пятилитровые баклаги наливалось вкусное биржайское!
У этой записи будет не только продолжение, но и внушительное предисловие. Ждите!
Больше фотографий Все отчеты о поездке:
Ужупис, Вильнюс Тракай Кернаве, Палуше Висагинас, Зарасай Египет, Екабпилс и Кокнесе Московский форштадт или иная Рига Каунас Клайпеда Юодкранте, Неринга Нида, Неринга