Юодкранте, Неринга, Литва

Sep 18, 2012 08:30

Juodkrantė, Neringa, Lietuva

В этот раз нас занесло буквально на край света. Именно такое впечатление оставляет после себя Куршская коса растянувшаяся почти на сто километров. На этом узком участке суши чувствуешь себя как-то по особенному, как будто попал в декорации к какому-то простенькому спектаклю или стал героем какой-то казуальной компьютерной игры. Кстати именно тут снимали "Остров Сокровищ".



Вид с дюны на Балтийское море. Все время, что мы провели на косе, стоял мертвейший штиль, это только усиливало ощущение бутафорности всего окружающего.





Из причалившего парома на набережную вывалило несколько сотен разнообразнейших отдыхающих. Были тут и велосипедисты, и пешеходы, и собачатники и семьи с детьми и солнечными зонтиками и велосипедисты-собачатники с детьми и зонтиками. В общем созерцая эту пеструю толпу мы сразу догадались почему город казался нам таким пустым - все нежились на пляже. В толпе не видно было только одного типа туристов - бэкпэкеров. Все это объясняется довольно просто: вся литовская территория Куршской косы, а это около сорока километров, - национальный парк. Стоять лагерем или даже просто гулять по лесу мимо пешеходных дорожек - запрещено. А единственный кемпинг находится в Ниде, то есть аккурат возле российской границы. Отдыхающие или возвращаются на ночь в город либо ночуют в отелях и путешествуют налегке. Мы на тот момент о таких условностях не знали и собирались водрузить где-то нашу палатку.

Паром довольно оперативно доставил на сна косу, а точнее в деревушку Смильтине, которая административно является районом Клайпеды. Все остальные четыре небольших рыбацких поселка, с общим населением в две с половиной тысячи, были объединены в один город - Нерингу и считались его отдельными районами разбросанными на сорокакилометровом расстоянии.

Описать литовскую часть косы очень просто. Это узкий, с километр в ширину, участок суши, протягивающийся примерно с севера на юг. На севере - пролив соединяющий соленое Балтийское море с пресным Куршским заливом. На юге - граница с Россией. Восточный - куршский берег косы пологий, к нему и жмутся все без исключения населенные пункты. Западный - балтийский это сплошной пляж, прикрытый высокой песчаной дюной. Все что между дюной и восточным берегом - лес. Всего по литовской территории косы проходит одна дорога, расположенная ближе к восточному берегу. Она соединяет все населенные пункты от южной Ниды, до северного Смильтине. Прямо возле дюны проходит еще одна дорога но она велосипедно-пешеходная. За исключением некоторых перемычек между этими путями, больше ничего ни грунтового ни асфальтированного на косе нет.

В общем чтоб потеряться тут нужно быть полным кретином. Но, как ни странно, именно такая задача перед нами и стояла - запрятаться так чтоб нас не нашли ни туристы ни лесничие. Штраф в 300 лит (около 110 у.е.) платить ну очень не хотелось, ночевать в отеле тоже.



Вид с косы на пляж. Примерно так этот берег выглядит на всем своем протяжении.

Посидев какое-то время на косе и полюбовавшись солнцем очень не спеша по-прибалтийски катящимся к горизонту, мы отправились по велодорожке подальше от Смильтине.



Между дорожкой и дюной спокойно паслась самка оленя с детенышем. Она подпустила нас на расстояние метров десяти, прежде чем скрыться в зарослях.

Подождав пока нам перестанут встречаться прохожие, которых было не так уж и много, мы свернули прямо в лес. Углубились в него на несколько сотен метров и устроились на небольшой полянке среди густых кустов. Грунт косы - песчаный, плодородного слоя (гумуса) тут всего несколько сантиметров и повредить его очень легко, именно поэтому тут нельзя не то что устраивать барбекю, но и даже просто гулять по траве. Мы же поставили лагерь, но оставались при этом предельно осторожны: еду не готовили даже на горелке, костер, естественно, не разводили. Этого, к слову, не принято делать даже в кемпинге. Поужинав кулинарией из супермаркета завалились спать.



Я спал на улице по соседству с лисьей норой. Отвал песка - лисьих лап дело. Ночью по кустам кто-то явственно ходил, но наш сон потревожить не решился.

Утром мы тщательно убрали за собой стоянку, о нашем пребывании тут напоминало лишь немного примятая трава, и отправились за дюну купаться.



Что я вас могу сказать про купание в Балтийском море... В общем, когда несколькими неделями ранее, одесситы говорили мне, что вода в Черном море нынче очень холодная, они очень ошибались. Балтийское море в те дни было просто ледяным. И хоть на информационных стендах было написано, что температура воды +18, это было явно не так. Зато бодрит и не располагает к долгому валянию на пляже.

После мы вернулись в Смильтине и сели в автобус до Юодкранте. Юодкранте это второй по величине поселок Неринги с населением в 900 жителей. Когда-то это была рыбацкая деревня, но сейчас здесь излюбленное место туристов. Из-за которых в сезон население увеличивается в несколько раз.



Местный офис туристической информации.



Юодкранте (в переводе "Черный берег") расположен на берегу Куршского залива.



Перед домами та самая единственная автомобильная дорога на всю косу.



Рядом с набережной раскинулся парк со скульптурами. Вдалеке у причала видно реплику гензейского когга.



Пастбище статуй.



Нечто концептуальное.

Одной из местных достопримечательностей является Гора ведьм, туда мы и направимся.

Гора ведьм - это сорокаметровая дюна густо поросшая сосновым лесом. Еще с древних времен она являлась священной у местных племен. После завоевания этих краев тевтонским орденом языческие обряды были запрещены. Но тем не менее в средневековье на горе собирались на шабаши ведьмы чуть ли не со всей Европы. Коса на тот момент еще не до конца сформировалась и дюна по сути была островом окруженным мелководьем, что, так сказать, не способствовало карательным экспедициям святой инквизиции.

В ХIХ-ХХ веках это место стало излюбленным для празднования Йонинес (ночь на Ивана Купала), конец этим традициям положила только первая мировая война.

Последняя вспышка оккультной активности произошла на Горе Ведьм при нацистах.
Ананербе пыталось возродить тут древние арийские ритуалы. Но и эту лавочку быстро прикрыли.

Жизнь в это место вселили в 1979 году народные мастера - резчики по дереву, скульпторы и кузнецы. Они провели тут слет создав около 25-ти деревянных скульптур по мотивам местных легенд и сказок. Со временем этот фестиваль стал ежегодным и продолжается по сей день. Мастера реставрируют старые скульптуры и создают новые. Сколько их сейчас на Ведьминой горе сосчитать сложно. Но можно пойти и посмотреть:



Вас приветствует Гора Ведьм.



Такой вот местный Нерингский гук. Хотя нет, гук вроде не очень позитивный персонаж, а на горе ведьм маршрут проложен так, что на подъеме вас ждут положительные герои, на вершине - битва добра со злом, а на спуске - чертовщина всякая.



Энт призадумался. Я не случайно тут упомянул персонажей Толкина, мифология местных куршей вдохновила писателя на создание племени сумеречных эльфов Синдаров.



Суровый король.



Сестра Эленуте и ее двенадцать братьев-воронов.



Ку, товарищи!



Морская и рыболовная тематика тоже представлена широко.



Рыбак Кастис...



...и ждущая его верная жена.



Герой легенды о Неригне - Наглис.

А вот и сама девочка-великан Неринга:


Насыпает косу так...



...и даже так!

Лавочки тут вообще отдельная тема:






Попадаются даже целые троны.



Этот трон - часть скульптурной композиции про борьбу темных со светлыми. Дракон на заднем плане пытается завалить рыцаря.



На спуске лавочки уже не такие веселые. Еще бы, тут повсюду прячется нечисть.



Вот и сам Сотона прячется за вратами ада.



Черт с ведьмой играют в карты.



Они же какую-то подлянку готовят.



Забавные детские горки.

Ну а дольше наш путь лежал в сторону российской границы, а конкретнее в поселок Нида.

Больше фотографий

Все отчеты о поездке:


  Ужупис, Вильнюс

  Тракай

  Кернаве, Палуше

  Висагинас, Зарасай

  Египет, Екабпилс и Кокнесе

  Московский форштадт или иная Рига

  Каунас

  Клайпеда

  Юодкранте, Неринга

  Нида, Неринга

Неринга, Литва, Юодкранте

Previous post Next post
Up