Часть 4. Импортозамещение чудовищ
Русскоязычные издания Хайнлайна советского периода ценны, в первую очередь, наличием редакторов, а во вторую - обилием книжной графики. Эта славная традиция быстро сошла на нет с приходом рыночных отношений, но «Звёздный зверь» успел зацепить самый хвост ниспадающей гауссоиды, и потому сегодня мы можем увидеть, как менялась полиграфическая картина на протяжении четверти века.
Первое российское издание «Звёздного зверя» в переводе Илана Полоцка вышло миллионным тиражом в журнале «Мы» осенью 1991 года. Этого тиража на все 250 миллионов граждан явно не хватило, поэтому тут же последовало издание в новосибирском сборнике от «Нонпарели», в дикой солянке пополам с Агатой Кристи, Эдмондом Гамильтоном, Клиффордом Саймаком и десятком других авторов. Картинку показывать не буду, потому что «Нонпарель» поместила на обложку «Золотых жуков» Саймака, а Хайнлайн остался художественно неохваченным.
Затем появился эридановский трёхтомник - великолепное издание в смысле сохранности переплёта и качественной работы корректора, но очень неровное в смысле графики. Во-первых, коричнево-белая слеповатая гамма никак не способствует разглядыванию картинок (зато отлично скрывает дефекты штриховки, замечу). Во-вторых, кое-кто из иллюстраторов, под шумок тиснул в качестве иллюстраций к Хайнлайну свои садо-мазо фантазии. Иногда, в минуты душевной слабости, я даже радуюсь, что Ветер Перемен выдул из книгопечатания всю эту самобытную шушеру с больным воображением. «Звёздный зверь», впрочем, подобной участи избежал - художник Сенькин отрисовал роман в предельно инфантильной манере, словно ориентировался на аудиторию детсадовского возраста. Приготовьте эстетический подгузничек, вас ждёт большая порция манной кашки.
«Эридан», № 3, 1992 год. Художники А. Шелютто (обложка), М. Сенькин (иллюстрации)
И, наконец, в 1992 году появилось «Звёздное чудовище» в переводе Фадеевой в четвёртом томе сс Хайнлайна от «Стеллы»:
«STELLA» №4, 1992 год. 1992. Художник Peter Jones
Иллюстрации В. Анкина на сей раз не слишком удачны. Приведу часть из них - только для примера:
Дефект штриховки превращает Джона в Джокера. Ламмокс выглядит чуть получше.
В чём-то даже неплохо. Немного зарезан правый край картинки, из-за этого не получается глубины изображения.
Исключительно ради фирменной фоновой штриховки Анкина.
И конец - делу венец!
Вышедший в том же году «Полярис», неожиданно порадовал вполне вменяемыми работами Кириллова и шмуцтитулом Сергунина.
«Полярис», том № 2, 1992 год. Художник А.В. Кириллов.
Художник А.И. Сергунин
Простенько и со вкусом. Когда Сергунин делает большие композиции на весь лист, получается как-то блёкло, а вот такое решение - в самый раз.
Художник А.В. Кириллов
Довольно симпатично, и даже пастельные цвета хороши
Художник А.В. Кириллов
Это просто хорошо. Есть некоторая параллель с обложкой первого французского издания.
Художник А.В. Кириллов
А вот дальше пошёл некоторый диссонанс.
Художник А.В. Кириллов
И выплыла некоторая аляповатость в красках и заметная слабость в композиции.
В следующем году был «Осирис»:
«Центрполиграф», серия «Осирис» № 29, 1993 год. Художник В.А. Нет-у-вас-метода-против-Сапрыкина
На фирменной аляповатой обложке из за плеча бьющейся в экстазе амазонки выглядывает Ламмокс, сильно смахивающий на демона по имени ЭЭЭХ!. Внутренняя графика чуть более пристойна:
В этом же году «АСТ» выпустило Хайнлайна в серии «КЧ».
«АСТ», 1993. Художник А. В. Сальников
Обложка к роману, как всегда, относится слабо, зато внутри нас ждёт маленький шедевр:
Отличная картинка Яны Ашмариной! Высший балл в номинации «графика».
Через год появился незавершенный проект от «Terra Fantastica»-«Корвус». Не думаю, что обложка относится к роману, просто она сама по себе неплоха - на фоне остальных в серии, конечно.
«Terra Fantastica» - «Корвус» № 7, 1994 год. Художник Я.Ашмарина (Наверное. Может быть. Не знаю).
А вот Ламмокс в исполнении Калинкина
«АСТ»-«Ермак», 2004 год. Художник М.Калинкин
В серии «ОО»-«Весь Хайнлайн» обложки традиционно оформлены левыми картинками
«Эксмо», «Terra Fantastica» сс «Весь Хайнлайн» № 5, 2007 год. Художник David Mattingly.
У Маттингли есть хорошие картинки, но Хайнлайна он не иллюстрировал, поэтому интерес представляет только внутренняя графика:
К сожалению на этот раз Яна Ашмарина в ипостаси Кошмариной, и любоваться тут особенно не чем. Но прежде чем свистеть и кидаться попкорном, взгляните на обложку самого свежего российского издания «Звёздного зверя»:
«Эксмо», 2015 г. Художник неизвестен
Американский оборотень в Лондоне, угар, трэш и содомия. После такого Ламмокса картинка Ашмариной выглядит милым детским пустячком, который можно повесить на дверцу холодильника - и никто не возразит. Хорошенько запомните эту картинку и сравните с тем, что сейчас последует. Дело в том, что я немного смухлевал с хронологией и приберёг напоследок иллюстрации Л.Хачатряна из первого журнального издания романа. Вернитесь ненадолго в детство и посмотрите на этого Доброго Бегемотика. Через двадцать пять лет он превратится в изображённого выше монстра. Почувствуйте разницу.
И на этом - всё. Спасибо всем, кто пролистал до последней картинки. Увидимся в следующем году.
Часть 0. Предыстория Часть 1. Ламмокс без Ламмокса, крокодил-октопод и чудесные вертолётики Часть 2. Ящерицы и Динозавры Часть 3. Говорящая лошадь и прочие ужасыЧасть 4. Импортозамещение чудовищ - You are here
обзор по "Марсианке Подкейн" обзор по "Кукловодам" обзор по "Двойной звезде" обзор по "Двери в лето" обзор по "Звёздному зверю" обзор по "Беспокойным Стоунам" обзор по "Между планетами" обзор по "Гражданину Галактики" обзор по "Туннелю в небе" обзор по "Астронавту Джонсу" обзор по "Ракетному кораблю "Галилей" обзор по "Пасынкам Вселенной" обзор по "Космическому кадету" обзор по "Красной планете" обзор по "Фрайди" и "Бездне" обзор по "Времени для звёзд" обзор по "Фермеру в небе", "Новичку в космосе" и "На Луне ничего не случается" обзор по "Имею скафандр - готов путешествовать" Полный список статей см.
по ссылке