Часть 2. Ящерицы и Динозавры
В этой части обзора вы увидите самые разнообразные примеры экономии воображения людьми самой творческой профессии - художниками-иллюстраторами. Иногда в мою голову закрадывается мысль, что воображение - это некий чрезвычайно ценный продукт желез внутренней секреции, и его выработка организмом жёстко ограничена. Поэтому художники, однажды использовав своё воображение на какую-то нетленку, затем месяцами отсыпаются в норках, подобно песчаной гадюке накапливая новую порцию яда. А весь период, когда воображение временно недоступно, они вынуждены пользоваться чем-то иным, заимствуя и восполняя недостачу из объектов окружающей среды. Эта же гипотеза может объяснить и другое явление, распространённое в художественном мире - экономию мышления. Среди художников, привлечённых бумом фантастики 50-х оказалось немало «экономистов» - сейчас вы в этом убедитесь.
Первыми тему пресмыкающихся открыли итальянцы. Во второй серии уже упомянутого издательства «La Sorgente», которая была запущена в 70-х, вышла вот такая книга:
«La Sorgente», Италия, 1978 г. Художник неизвестенВместо Ламмокса изображён дракон острова Комодо (Varanus komodoensis), а вертолётики куда-то улетели. Может, к Дивову?..
В конце 70-х динозавров открыла Америка. Правда, это было ещё нечто промежуточное между настоящим динозавром и шестиногим крокодилом:
«Ballantine - Del Rey», 1977. Художник Darrell K. SweetДаррелл Свит - известный востребованный художник. Уж если он решил, что ног у крокодила должно быть шесть, значит, так тому и быть. Издатели не смели ему возразить. Ведь картинка-то заведомо классическая: симпатичные Джон и Бетти, наглый Ламмокс - Четыре-Глаза-Ни-В-Одном-Совести и целых восемь ноздрей на носу шестилапого крокодила. Правда, крокодил уже сильно смахивает на динозавра, несмотря на избыточные органы чувств. Позднее менее щепетильные, чем Даррелл, художники-иллюстраторы использовали прообразы динозавров на все сто процентов.
Я привёл тут заднюю часть обложки ради двух вещей. Во-первых, из-за парафраза древнеримской пословицы «Любишь меня - люби моего Ламмокса». Во-вторых - из-за рекомендации Андрэ Нортон, помещённой после аннотации. У меня от неё когнитивный диссонанс. Нортон рекомендует Хайнлайна! Нортон! Рекомендует! Какой кошмар! Как будто отзыв какого-то школьника на Фантлабе читаю: «Властелин колец - неплохая книжка, всем рекомендую почитать…» С другой стороны - ну не Хайнлайну же рекомендовать Нортон, в конце-то концов…
В 80-х ящерами соблазнились немцы, и перевыпустили «Звёздного зверя» в современном переводе под палеонтологической обложкой:
«Bastei-Lubbe», ФРГ, серия «Science Fiction Action» 1984. Художник Tim White.Работы Тима Уайта разлетаются по обложкам, как горячие пирожки, независимо от содержания картин и самих книг. Так что связь изображённого тут динозавра с Ламмоксом очень условная. Изначально она использовалась для «The Strange Invaders» Alun Llewellyn, вот её оригинал:
А наиболее плотно на динозавров подсели французы. С первого издания «Звёздного зверя» место на обложах уверенно заняли разнообразные динозавры:
«Robert Laffont», Франция, 1977. Художник Enki BilalНесмотря на некоторую фрагментарность и несогласованность картинок, животное в центральной части можно с уверенностью отнести к динозаврам. Да и вообще, обложка вполне на уровне. Напоминает альманахи «Мир приключний», хотя создана на основе графической культуры комиксов.
Следующим эстафетную палочку принял самый отвратительный иллюстратор Хайнлайна, без которого не обходится ни один мой обзор.
«Pocket», Франция, № 5162, 1983 год. Художник Wojtek SiudmakСтарина Войцех Сюдмак, как сумел, срисовал из палеонтологического атласа голову улыбающегося трицератопса, пририсовал к нему фэнтезийное туловище, украсив его непонятным выростом на спине, оторванным от туловища хвостом и восемью конвенционными ногами. Кроме того, он попытался изобразить поломанную футуристическую технику и фантастический туманный пейзаж. Как обычно, он преуспел только в подборе отталкивающей палитры красок. В следующем издании картинку урезали до головы динозавра - это был единственный более-менее удачный кусок (видимо, потому что цельнотянутый у какого-то мэтра палеоарта).
«Pocket», Франция, 1989 год. Художник Wojtek SiudmakКстати, вы знаете слоган, который пан Войцек повесил над своим столом?
«Только мечта даёт нам возможность преодолевать непреодолимые препятствия» Вот так, ни больше, ни меньше. Боюсь, что главное своё препятствие, отсутствие таланта, мсье Сюдмак смог преодолеть только в своих мечтах.
Дурной пример заразителен. С лёгкой руки пана Войцека и чистокровные французские художники бросились рисовать трицератопсов (Triceratops) и очень похожих на них центрозавров (Centrosaurus). Отличать первых от последних проще всего по количеству рогов: у центрозавра обычно один рог на носу и раздвоенный или шипастый воротник. А у трицератопса воротник сплошной и рогов два. Или ни одного. Гммм… Забудьте то, что я только что сказал. Это совершенно неважно, потому что ни тот, ни другой вымерший гад не имеет никакого отношения к Ламмоксу. Но поди объясни это художникам, которые быстро уловили возможность сэкономить на воображении!
Эрик Скала, правда, скрестил трицератопса с плащеносной ящерицей (Chlamydosaurus kingii) и украсил её воротник светящимися лампочками из ёлочной гирлянды:
«Terre de Brume», Франция, 2007 год. Художник Eric ScalaА Филипп Буше вырастил на лбу ящера волшебную лампу Аладдина:
«Livre de Poche», Франция, 2010 год. Художник Manchu
Нет, несмотря на лампу, Манчу великолепен (как всегда). Пожалуй, в этой картинке больше истинного Хайнлайна, чем во всех прочих. Первое место в моём рейтинге.
А теперь двинемся на восток и поглядим, что для нас приготовили наши бывшие чешские друзья.
«And Classic», Чехия, 1996 год. Художник Boris VallejoКартинка, естественно, левая, вот её оригинал:
Boris Vallejo «Space Guardian», 1978А разворот обложки я поместил здесь, чтобы отметить особенность оформления этой серии: её дизайн творчески скомпилирован из двух серийных оформлений сс Хайнлайна, левая часть - из сс «Ace Books», выходившей в 1983-1996 гг , а правая - из сс «Berkley Books» 1979-1984 года.
Вот так, с миру по нитке - и готова обложка!
Завершит эту часть обзора парочка аудиокниг. Сначала что-то вроде диплодока (Diplodocus):
«Blackstone Audiobooks» 2015, Художник неизвестен.Второй образец куда лучше. Редкий случай, когда картинку не извлекли из интернет-стоков или с обложки бумажного издания, а взяли специально нарисованную художником:
«Full Cast Audio», США, 2007. Художник Jerry Russell.Вы можете увидеть его обложки на других фулкастовских аудикнигах - «Беспокойных Стоунах», «Туннеле в небо» и пр. У него везде такой же характерный условно-романтичный стиль.
В следующей части мы поговорим о противоположном явлении - когда художники не экономят воображение, а, напротив, пускают его галопом, не слишком заботясь о том, куда оно их заведёт. В ситуации, когда воображение буйствует, а разум спит, на свет рождаются причудливые вещи. Речь пойдёт о монстрах и чудовищах. Оставайтесь на линии - ваш звонок важен для нас. Все разговоры записываются.
Продолжение следует Часть 0. Предыстория Часть 1. Ламмокс без Ламмокса, крокодил-октопод и чудесные вертолётикиЧасть 2. Ящерицы и Динозавры - You are here
Часть 3. Говорящая лошадь и прочие ужасы Часть 4. Импортозамещение чудовищ