Старопименовский пер, д. 15\23. Начало. От фабрик до барских усадеб. Часть 9.

Apr 10, 2024 10:34

                 Старопименовский пер, д. 15\23. Начало. От фабрик до барских усадеб. Часть 9.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8.

Нечетная сторона.

История этого углового владения, одной своей стороной выходящее на Малую Дмитровку, прослеживается еще с середины XVIII века и связана со многими известными персонажами прошлых столетий.. Сейчас дома, стоящие в этом владении, числятся по Малой Дмитровке, как д. 23\15с1, с2, с3, с4.
        Старопименовскийп., д.15\23с1.


В середине XVIII века это окраина Москвы, рядом стены Земляного города, поэтому сначала тут появилисьфабрики и соответственно  фабричные здания. Как выглядели эти постройки неизвестно, поэтому просто картинки в качестве иллюстрации. В 1740-х годах на этом месте находилась шёлково-ткацкая фабрика Ильи Красноселова.


В 1750-х годах в старых палатах располагалась шпалерная фабрика англичанина Мартина Ботлера, обладавшего монопольным правом на производство полотняных и бумажных шпалер. При этом Ботлер получил средства на приобретение зданий для своей фабрики. Вот что известно об этой фабрике из статьи Л. Алимовой. Его заведение находилось в Москве в собственном доме за Тверскими воротами в приходе церкви Пимена Чудотворца. Она представляла собой комплекс, включавший две каменные кладовые, три деревянные мастерские, каменную контору и живописную мастерскую "к деланию оных шпалер рисунки...". Мартин Ботлер с 1755 года наладил производство шпалер суконных с золотом и холщовых, которое продолжалось до начала 60-х годов XVIII века. С 1758 года здесь начинается еще выпуск ситцев. Однако надежды, которые Ботлер связывал с переориентацией на выпуск дешевой продукции, не оправдались. В начале 1760-х г.  М. Ботлер умирает и фабрика переходит к его сыну Ивану, который в отчете за 1765 г. отмечал крайнее разорение фабрики после смерти отца.Только с 1768 года начался медленный подъем производства, когда фабрика перешла на изготовление простых тканых обоев и штофов, о чем свидетельствуют ведомости  1770 года. В результате с начала 70-х годов XVIII  мануфактура И. Ботлера полностью перепрофилирована..
т

Краевед Сорокин В.В. пишет - "В 1760-х годах владение уже принадлежало известному фабриканту и английскому купцу Томесу И.И." (верно голландскому купцу). Однако,нахождение  в эти годы здесь фабрики купца Томеса (Тамеса) не подтверждается сказанным выше. Кроме того, в 1928 г. вышла книга И.И.Власова "Полотняной фабрики директор Иван Тамес", где подробно описана биография его деда - гравера Павла Тамеса, его отца Ивана Павловича. и биография самого Тамеса И.И. Там же описано и местонахождение всех фабрик в Хамовниках и др. местах, а также о местонахождении собственных домов этого рода в Москве, но собственности в этой части Москвы у них не было, т.ч., видимо, Сорокин ошибся.
       Кстати, в старых документах род этот упоминался как Томес. Указ об учреждении полотняных фабрик купца Томеса было выдано еще Петром I в 1720 г. О том , что некий "иноземец Иван Томес" находился в Москве свидетельствует и еще один документ.
       В конце XVIII века, как я предполвгаю, участок этот и соседний по Старопименовскому (тогда Пименовскому) пер.принадлежал д. ст. советнику и бригадиру Петру Егоровичу (Георгиевичу) Высоцкому и его семейству. Подробнее об этом я писала здесь. В 1812 году все строе­ния на этом и на соседних участках сгорели. После пожара, видимо, бывший большой участок Высоцких был разделен на два владения.
       С 1837 года угловое владение принадлежит уже полковнику Фонвизину И.А. На плане Хотева 1852 г. видно как выглядел этот участок №51 при нем.


Полковник Фонвизин Иван Александрович (1789 - 1853 гг.), участник Отечественной войны 1812 года, масон, племянник писателя Фонвизина Дениса Ивановича, автора знаменитой  комедии "Недоросль".
       В 1818 году Фонвизин И.А. был принят в Союз Благоденствия, но в 1821 г. выйдя в отставку и женившись в том же году поселился в деревне и порвал с обществом все связи. Тем не менее 20 января 1826 года он был арестован по делу декабристов, но через два месяца отпущен.
        В том же, 1818 году, он стал первым надзирателем в масонской ложе "Александра к тройственному благословению" в Москве, работавшей по Исправленному шотландскому уставу. После запрета масонства в 1822 году принимал участие в тайных собраниях масонов теоретического круга.
                                                                 Худ. Жан-Батист Изабе. Портрет Фонвизина Ивана Александровича
                                                                                   

Женат Иван Александрович был на Пущиной Евдокии Фёдоровне (1801 - 1826 гг.), умершей при родах. Двое детей от этого брака дочь Екатерина (1822 -1825 гг.) и сын Александр (1824 - 1839 гг.) умерли еще при жизни Ивана Александровича. Также в его доме воспитывались и сыновья его старшего брата Михаила Александровича, который отбывал наказание по делу декабристов,  Дмитрий и Михаил, также рано умершие (в 1850 и 1851 годах) от чахотки.
       Как выглядел дом Фонвизина на Малой Дмитровке неизвестно, поэтому просто картинки в качестве иллюстрации.
       Илл. к посту.  Худ. В.Первунинский. Усадьба.


По сведениям москвоведа Сорокина В.В. здесь Ивана Александровича "посещал Н. В. Гоголь. В 1849 - 1852 годах во владении жил член  Московской управы Северного общества декабрист И. Н. Горсткин".
       В июне 1852 года Ивану Александровичу было разрешено свидание с братом. В сопровождении Екатерины Фёдоровны Пущиной, сестры покойной уже жены, он приехал в Тобольск, где пробыл 6 недель. По возвращении он заболел и 6 апреля 1853 г. скончался.
       Через месяц после смерти И. А. Фонвизина, в этом доме остановился, вернувшись из ссылки, его старший брат М. А. Фонвизин.
                                                                                      Фонвизин Михаил Александрович, декабрист
                                                                                      

Фонвизин Михаил Александрович (1888 - 1854 гг.), участник Отечественной войны 1812 года и др. войн, генерал-майор, декабрист, представитель утопического социализма, масон. Был осужден по делу декабристом и приговорен в каторжную работу сроком на 12 лет, 22 августа 1826 года срок был сокращён до 8 лет. С 1832 г. жил на поселении в Сибири. Вернуться ему было разрешено только в 1853 г.
     Женат Михаил Александрович был на Наталье Дмитриевне, ур. Апухтиной, которая вместе с мужем перенесла все тяготы каторги и ссылки. Подробнее о них я писала здесь. Для встре­чи с Михаилом Александровичем сюда, на М. Дмитровку, немедленно приехали генерал А. П. Ермолов и другие друзья декабриста.
    В  конце 1850-х годов это владение перешло семейству Бибиковых.
    Михаил Илларионович Бибиков (1818-1881 гг.), майор в отставке, крестник Александра I и и графа М. А. Милорадовича, был адъютантом губернатора Сибири, чтобы быть поближе к дяде по матери, декабристу Матвею Ивановичу Муравьёву-Апостолу. Его отцом был Бибиков Илларион Михайлович, генерал-лейтенант, сенатор, в разные годы губернатор - нижегородский, калужский  и саратовский. А его мать Екатерина Ивановна Муравьева, была дочерью И. М. Муравьёва-Апостола и сестрой трех декабристов.
                                                                                                 Бибиков Михаил Илларионович
                                                                                        

В 1848 г. Бибиков М.И. женился на Муравьевой Софье Никитичне.(1929 - 1892 гг.). Об этом браке Чаадаев П.Я. писал Полторацкому С.Д. от 3 мая 1848 г. - "Быть может, вам будет интересно узнать, что сталось с ее (речь о Муравьевой Екатерине Федоровне) внучкой Софьей, плодом изгнания. Она выходит замуж за сына вашего друга Бибикова и приносит ему в приданое миллион".
    Софья Никитична или "Нонушка" как ласково называли ее родители, появилась на свет в Читинским остроге. Она была дочерью декабриста Никиты Михайловича Муравьёва (1795 -1843 гг), автора "Конституции" для будущей России и его жены Александры Григорьевны, ур. Чернышёвой (1800-1832 гг.), последовавшей за мужем в Сибирь. На момент отправки в Сибирь у Муравьевых уже было трое малолетних детей, оставшихся на попечении свекрови, две дочери Екатерина и Елизавета и сын Михаил, скончавшийся вскоре после отъезда матери.
                                                                                   Муравьева Александра Григорьевна, ур. Чернышева
                                                                                       

Из детей Муравьевых, родившихся в Сибири, выживет только Софья. В 1832 г., когда "Нонушке" было всего три года, умерла ее мать. Декабрист Лорер Н.И. в своих "Записках" так писал о смерти ее матери - "...маленькое общество наше было поражено смертью общей нашей благодетельницы А. Г. Муравьевой. Она была первой жертвой, выхваченной неумолимым роком из среды нас... Нежная женщина эта, с восприимчивым характером, во все продолжение и исполнение своего супружеского долга постоянно тревожилась за мужа, за брата его и зa детей своих, оставленных в России, и даже за всех нас. Не вынесло слабое тело, ... после 20 дней страдания сильная волею Муравьева скончалась".
      До 14 лет Софья жила с отцом, но в 1843 г. не стало и его. Бедную сиротку увезли родные, и правительство определило ее в Ёкатерининский институт благородных левиц под фамилией "Никитина", на которую она не отзывалась, и её звали по имени; когда императрица Александра Фёдоровна во время посещения института спросила её, почему она называет её "мадам", и не "маман" (как было принято), девочка гордо ответила: "У меня есть одна только мать, и та похоронена в Сибири".
                                                                                 Бибикова Софья Никитична, ур. Муравьева в детстве.
                                                                                       

В 1848 г. Софья Никитична Муравьева выходит замуж за майора в отставке Бибикова Михаила Илларионовича. В этом браке у них родилось пятеро детей.
                                                                                           Бибикова Софья Никитична, ур. Муравьева.
                                                                                        

Через несколько лет после свадьбы Бибиковы покупают это владение (51\54) на углу М. Дмитровки и Старопименовского пер. Вскоре их дом становится свое­образным фамильным музеем, полным реликвий, связанных с жизнью декабристов.
     Илл. к посту. Интерьеры XIX века.


. Сюда на "пятницы" съезжались прибывшие в Москву  декабристы С. Г. Волконский, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин, А. В. Поджио и другие. В конце 1870 годов дом посетил Л. Н. Толстой, так как собирался писать роман об эпохе декабристов. В 1878 году Толстой пишет из Москвы жене: "Нынче был у двух декабристов, обедал в клубе, а вечер был у Бибикова, где Софья Никитишна мне пропасть рассказывала и показывала".
      Во владении дома был сад, который еще в 1820-х годах, при прошлых  владельцах, славился оранжереями и цветами, он был местом уединенного  пребывания и отдыха престарелых декабристов.
                                                      Илл.к посту. Худ. Зюзькова Наталья "Праздник для души".
                                    

После смерти мужа в 1881 г. (или чуть раньше), Софья Никитична продает усадьбу и она переходит в купеческие руки, но до постройки доходного дома еще далеко. О дальнейшей судьбе этого участка и его владельцах я расскажу уже в следуюшей части.

Старопименовский пер, д. 15\23. Окончание. От усадьбы к дох дому. Часть 10.

Другие достопримечательности. Оглавление.

старая Москва, усадьба, Тверская ул. Переулки., Прогулки по Москве, фабрика, достопримечательности

Previous post Next post
Up