Старопименовский переулок. Часть 2. Дом №1\26. История владения. Продолжение.
Часть 1.
Многие москвичи еще помнят дом, некогда стоявший на углу Тверской и Старопименовского пер., но до его постройки еще далеко. В прошлой части я рассказала о владельцах этого участка князьях Кантакузенах и князьях Барятинских, кто стал его следующим владельцем об этом речь пойдет ниже.
Трамвай на Тверской улице. Фото 1905 г.
Продолжаю свой рассказ об истории владения, на месте которого теперь стоит гостиница "Мариотт Грандъ-Отель".
Угол Старопименовского пер. и Тверской ул., д. 1\26. Гостиница "Марриотт Грандъ-Отель".
В 1810-х годах, видимо уже после смерти князя Барятинского И.С. (о нем я писала в 1 части), эта усадьба была продана его наследниками и перешла во владение дворян Облеуховых, представителей старинного русского дворянского рода Облеуховых (Аблеуховых), известного с конца XVI века.
Как выглядела эта усадьба после пожара Москвы в 1812 г. неизвестно, поэтому просто картинка в качестве иллюстрации.
Этой городской усадьбой владело несколько поколений дворян Облеуховых. Усадьба была куплена еще при жизни главы семейства - Облеухова Александра Дмитриевича (около 1742 - 1814 гг.), генерал-майора, бывшего правителя Калужского наместничества. Александр Дмитриевич службу начал в 1759 году. Во время войны с Турцией 1772 года за проявленную храбрость был награжден орденом св. Георгия 4-й степени, а спустя семь лет произведен в артиллерии майоры. В 1783 году он получил чин артиллерии-подполковника, наконец в 1791 году, на 32-м году службы, произведен в генерал-майоры, а через два года был награжден орденом св. Владимира 2-й степени, а в 1794 году был назначен правителем Калужского наместничества и оставался в этой должности до выхода в отставку в середине 1790-х годов (точные даты в разных источниках разнятся).
После его смерти,
по справочнику 1818 г., владельцами этой усадьбы уже числятся его наследники - жена (возможно вторая) Облеухова Прасковья Федосеевна, ур. Казаринова (1763 - 1828 гг.) и ее сын Дмитрий Александрович Облеухов (1790 - 1927 гг), писатель, переводчик, доктор физико-математических наук (отмечу, ранее считалось доктор медицины, но совр. исследователи это оспаривают).
Дмитрий Александрович Облеухов, по отзыву его друга И. В. Киреевского, "был человек во всех отношениях необыкновенный", одаренный большими способностями, развить и резче проявить которые помешала ему его ранняя смерть.
Получив хорошее домашнее образование, он в 1804 г., то есть в 14 лет, уже студент Императорского Московского университета (по другой версии он стал студентом университета в 1805 г. после окончания Благородного пансиона). В 1806 г. получил степень кандидата древней и новейшей литературы; 1807 г. произведен магистром словесных наук, а в 1811 г. возведен в степень доктора физико-математических наук.
Неизвестный художник. Главное здание Московского университета. 1920 - 1825 гг.
Учась в университете, Облеухов принимал участие в деятельности двух ученых обществ. В основанном Н.Н.Муравьевым Обществе Математиков при Московском университете (из которого, в свою очередь, выросло знаменитое
училище колонновожатых) и в обществе Истории и Древностей российских.
Он написал много, но печатных трудов оставил мало. первые литературные опыты Облеухова - переводы из Вергилия и Горация, а за перевод книг аббата Шарля Баттё "Начальные правила словесности" (опуб..в 1806-1807 в 4 томах с собственными "прибавлениями" Облеухова, посвящёнными характеристике российских писателей) получил бриллиантовый перстень от императора Александра I. В 1826 г., первым в России, перевёл поэму Дж. Байрона "Манфред", она опубликована его друзьями вскоре после его смерти.
С 1810 по 1816 годы Облеухов служил в канцелярии попечителя Московского учебного округа П.И.Голенищева-Кутузова, после оставив службу, посвящал свой досуг научным занятиям. Его отличительной чертой была преданность науке: не чуждый литературе, Дмитрий Александрович, кроме своей специальности, занимался математикой, философией, филологией, историей и пр.
Еще учась в университете, Дмитрий Александрович сблизился
П.Я Чаадаевым, с которым обсуждал сочинения И. Канта, и с
И.Д. Якушкиным, последний даже какое-то время жил в этом его доме на Тверской.
Худ. Уткин Н.И. Портрет Якушкина Ивана Дмитриевича. 1816 г.
Среди близких друзей Облеухова было несколько декабристов, вот некоторые имена его друзей -
М.А. Фонвизин,
М И. Муравьёв-Апостол;
И.Д. Щербатов (двоюродный брат Петра Чаадаева). Последний писал об Облеухове, что он "самый скромный, кроткий и ученейший человек". А один из декабристов,
А.И. Черкасов, был шурином Облеухова.
Однажды Дмитрий Александрович даже попал под наблюдение полиции в связи с
восстанием Семеновского полка. Вот как это было. Когда, в 1821 г., начался суд над четырьмя офицерами этого полка, к следствию привлекли князя И.Д.Щербатова, и его близкого друга Д.П.Ермолаева. В просмотренных при аресте письмах Щербатова к последнему попалось и имя Облеухова, о котором немедленно стали наводиться справки. "Узнать о поведении и образе жизни г. Облеухова, живущего в Москве в собственном доме на Тверской улице", - предписывалось московскому обер-полицмейстеру генерал-майору А.С.Шульгину. Отзыв получился благоприятный, и дальше этого дело не пошло. Вот выдержка из рапорта Шульгина - "Облеухов, отставной доктор философии в 8 классе, достигнул сего звания по учебной части, - живет в доме матери своей вдовы генерал-майора Прасковьи Федоровны (верно Федосеевны) Облеуховой, с нею и женою своей, бывшею баронессою Черкасскою и вышедшею за него сего года весною; - имение состоит за ним в Калужской и Курской губ., 500 душ; имеет от роду около 40 лет и, будучи слабого здоровья, при хорошем поведении, жизнь ведет более уединенную; ибо круг знакомства его малой и только с родственниками и живущими по соседству; в предосудительных же связях никаких не замечен".
Отмечу, в рапорте Шульгина почему-то написано, что Облеухову "около 40 лет", хотя в 1821 г. его возраст 31 год. Из того же рапорта мы узнает, что женился Дмитрий Александрович весной 1821 года на баронессе Черкасской. На самом деле Облеухов был женат на Екатерине Ивановне Черкасовой (1792 или1803 - после 1868 гг.). Она была дочерью от первого брака секунд-майора, д. ст. с., барона Ивана Петровича Черкасова (ок. 1761 - ок. 1839 гг.).
5 августа 1822 г. у супругов родился сын Дмитрий Дмитриевич Облеухов (о нем ниже). О семейной жизни Дмитрия Александровича известно немного. В письме Чаадаеву от 4 марта 1825 года Якушкин пишет с легкой иронией: "Облеухов здоров по-прежнему, то-естъ почти беспрерывно болеет. Жена его купила деревню, живет одна с сыном; он у нее не был и они, расставаясь, еще не видались, а впрочем, часто друг к другу пишут и, как кажется, друг друга любят".
Начиная со студенческих лет не прекращались его встречи с Чаадаевым, а после отъезда последнего заграницу, переписка с ним. Узнав о возвращении Чаадаева из заграницы и получив от него весточку (Облеухов вместе с женой был в это время в Фелисово, в своей деревне), он в ответ пишет другу 18 марта 1827 г. - "... Я хотел ехать в марте к матушке (в Москву), но занемог больше обыкновенного и потому должен был отложить до летнего пути. Жена от болезни оправилась, но очень нездорова от беременности. Ей приходится родить в мае.
Итак, я думаю быть в Москву в начале июня. Как скоро приеду, то вас уведомлю. У нас в доме в мезонине три комнаты, которые я обыкновенно занимаю с женою. Я в июне приеду один и буду занимать только одну комнату, остальные две к вашим услугам. Я надеюсь, что вам тут будет хорошо и покойно, а мне величайшая радость провести несколько времени вместе с вами, любезнейший друг, после четырехлетней раздуки...".
15 июня 1827 г. Облеухова Д.А. пишет Чаадаеву П.Я. - "Я приехал в Москву 10 июня и пишу к вам по первой почте, любезнейший друг, чтобы вы приехали повидаться со мною и в наш дом, если не переменили желания обнять старинного вашего друга после столь долговременной разлуки. Я приехал один и нынешним летом не поеду уже в деревню. Жена приедет в сентябре. Она после родов была очень больна, теперь здоровье ее хорошо, поправилось. Матушка очень и очень тяжело занемогла за неделю до моего приезда, и только в тот день, как я приехал, начала вставать с постели".
Точно неизвестно состоялась ли эта последняя встреча друзей, но из вышесказанного можно предположить, что в этом доме на Тверской, по крайней мере, до своего отъезда, бывал и Чаадаев Петр Яковлевич.
Чаадаев Петр Яковлевич в молодости.
Недавно современные исследователи выяснили, что т.н. "Мистический дневник", сохранившийся в личном архиве Чаадаева и по ошибке включенный М. О. Гершензоном в "Сочинения и письма П. Я. Чаадаева", на самом деле принадлежит перу Облеухова Д.А.
Из этих писем мы также узнаем, что в мае 1827 г. в семье Облеуховых родился второй ребенок, но что стало в дальнейшем с этим вторым ребенком нигде не упоминается.
Все знавшие Облеухова упоминают о слабом его здоровье. 13 декабря 1827 г. Дмитрий Александрович Облеухов скончался, ему было всего 37 лет. А вскоре, в 1929 г., умерла и мать Облеухова - Прасковья Федосеевна.
Усадьба эта на Тверской переходит во владение жены Облеухва Екатерины Ивановны. Она владела ей до 1850 г.
Екатерина Ивановна была подругой
Авдотьи Петровны Елагиной. "Дом и салон Авдотьи Петровны были одним из наиболее любимых и посещаемых средоточий русских литературных и научных деятелей. Все, что было в Москве интеллигентного, просвещенного и талантливого, съезжалось сюда по воскресеньям. Приезжавшие в Москву знаменитости, русские и иностранцы, являлись в салон Елагиных ..." - вспоминал один из постоянных посетителей салона К. Д. Кавелин. Дом Елагиных, называемый "республикой у Красных ворот", посещали А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Е. А. Баратынский, П. Я. Чаадаев, В. Ф. Одоевский, А. С. Хомяков, В. А. Жуковский и другие известные писатели и поэты. Наверняка и Екатерина Ивановна, часто бывающая в доме Елагиных, была знакома со многими, из перечисленных выше лиц.
Дом Елагиной А.П. у Красных ворот. Хоромный тупик, 4с6.
Из дневника Поповой Е.И., приживалки Свербеевых, узнаем, что встречались подруги не только в Москве но и в своих имениях. Попова И. Е пишет - "14 января 1847 г., вторник. Вчера Катерина Ивановна Облеухова возвратилась из Орловской губернии, от своего брата. Она заезжала по дороге к Елагиным. Авдотья Петровна выздоравливает, a бедный Петр Васильевич [Киреевский] томится неизвестностью о Языкове и грустит, а ему все не сказывают! Но разве легче будет в конце января узнать о смерти Языкова, чем в начале?".
В дневнике Поповой упоминается о смерти поэта Языкова, а в книге уважаемого москвоведа Сорокина В. В."Белый город" сообщается - "В бывшем здесь владении Облеуховых жил и скончался в декабре 1846 года поэт
Николай Михайлович Языков".
Поэт Языков Николай Михайлович.
Из дальнейших страниц дневника Поповой в записи от 30 апреля 1849 г.. узнаем - "Я уехала одна, с тем чтобы заехать в деревню Катерины Ивановны Облеуховой и провести у нее неделю. Эта деревня находится в 12 верстах от Малоярославца, города знаменитого по сражению 1812 года. Жилище Катерины Ивановны построено вдали от селения, среди поля, а позади находится лес. Настоящая пустыня! Молодой Облеухов (Дмитрий Дмитриевич) прожил у матери всю Святую неделю, а теперь обещает приехать опять к 9 мая и остаться здесь на все лето. Софья Ивановна (Бурнашева, родная сестра Екатерины Ивановны) переехала жить к своей падчерице, madame Гарасс, ибо Облеуховы отдают большой дом внаймы, а в малом московском и малом деревенском Софье Ивановне места нет". Вот, видимо этот большой дом Облеуховых на Тверской и снимал в последний год жизни поэт Языков Н.М., об этом пишет другой известный москвовед Земенков Б.С.
В 1850 г. Екатерина Ивановна Облеухова по благословению старца Антония пришла в Зосимову пустынь. 8 февраля 1850 года она вступила в обитель, в рясофоре и в мантии, носила имя Феофания. Облечена в Св. Ангельский образ 12 января 1863 года.
В связи с этим в начале 1850-х годов владение на Тверской ул. и другое недвижимое имущество переходит в собственность семьи ее сына. Облеухов Дмитрий Дмитриевич (1822 - 1889 гг.), статский советник, сын Д.А. и Е.И. Облеуховых, крестник
И.В. Киреевского.
На плане Хотева 1852 г. видно, что в это время в усадьбе (владение №61) несколько деревянных построек, а угловой дом каменный.
План Хотева 1852 г. и современная карта Яндекса.
Как выглядели деревянные постройки в усадьбе в Старомименовском пер. в эти годы при Дмитрии Дмитриевиче неизвестно, поэтому просто картинка в качестве иллюстрации.
Худ. Жукова Ю.А. Старая усадьба.
Дмирий Дмитриевич был женат на Екатерине Григорьевне Белавиной (? - ? гг.). Дом на Тверской уже числился за ней. В этом браке, как пишут
на сайте здесь, у супругов родилось четверо детей, три сына: Сергей, Николай, Антон и дочь Анна. Про одного из них известно следующее - Облеухов Николай Дмитриевич (?-не ранее 1917), писатель и журналист. Жил - Варсонофьевский пер., 8, стр. 1-4. Доходный дом А.Г. Гагарина, 1893, 1896 -- работал в редакции журнала "Знамя" (редактор) (кон.1890-нач.1900 гг.).
Однако, та же Попова Е.И. в своем дневнике от
26 января 1851 г. упоминает еще об одном сыне Дмитрия Дмитриевича Облеухова, рожденном в этом доме на Тверской, она пишет - "Я сегодня была у Дмитрия Дмитриевича Облеухова. Он уже отец: ему жена родила сына Дмитрия, в нынешнюю ночь. Крестным отцом Облеухов выбрал Сергия Григорьевича Терновского, священника церкви Вознесения, что у Серпуховских ворот.". (сведений об этом сыне Д.Д. Облеухова тожн не сохранилось).
Дмитрий Дмитриевич Облеухов был дружен со многими людьми, упомянутыми выше, в т.ч. и с Гоголем Н.В.
В известной книге Н. Барсукова „Жизнь и труды Погодина“ читаем - "Дмитрий Григорьевич Белавин сообщил нам, что Дмитрий Дмитриевич Облеухов († 1889), женатый на его родной сестре Екатерине Григорьевне Белавиной, знал лично Н. В. Гоголя по дому графа А. П. Толстого. Облеухов, будучи человеком религiозным, кажется, должен был бы душевно радоваться душевному перерождению Гоголя, выразившемуся в "Переписке с друзьями", но он не раз говаривал, что это не призвание Н. В. Гоголя писать в подобном направлении, и притом выражал свое сожаление, что великiй автор "Мертвых Душ" и "Ревизора" с появленiем "Переписки с друзьями" - умер навсегда как писатель России".
Здесь же, во владении Облеуховых, в 1853 - 1855 годах жил декабрист, член Союза благоденствия
Горсткин И.Н.
Горскин Иван Николаевич.
Дмитрий Дмитриевич владел усадьбой вместе с женой приблизительно до начала 1860-х годов, а затем они переехали в имение
Новоникольское Малоярославского уезда (?), где прежде жили только летом. (Малоярославcкий уезд с 1770-х гг. отходит к Калужскому наместничеству).
В
1860-х годах это владение уже принадлежит надворному советнику Винокурову Ивану Васильевичу (? - ? гг.). Позднее, с 1876 г., он уже дествительный статский советник, член детских приютов при богоугодных зав. имп. Марии Федоровны. Он владел этим участком до 1873 года.
Но и на этом история этого владения не заканчивается, об этом мы поговорим уже в заключительной части рассказа об этом участке.
Старопименовский пер. Часть 3. Дом №1\26. История владения. Окончание.
Другие достопримечательности. Оглавление.
Использованы материалы: Справочники разных лет; Википедия, разные статьи; Корнюшенко Д.И. "Род Черкасовых В Истории России"; Статья Е. Костиковой "Дмитрий Облеухов" и др.