Рецензия на фильм "Человек, которого не было" (The Man Who Wasn't There) 2001

Nov 18, 2021 07:00



Продолжая свой скромный марафон по творчеству братьев Коэнов я добрался до их чёрно-белой драмы 2001 года выпуска про простого парикмахера. Посмотрим, как он смотрится спустя 20 лет после выпуска.


Эд Крейн работает парикмахером в цирюльне брата своей жены. Жена Дорис работает бухгалтером в торговом центре у "Большого Дейва" Брюстера. Иногда Дейв с женой заглядывают к Крейнам на семейный ужин. Дейв рассказывает о былых военных подвигах, а Дорис оглушительно смеётся. Эд и жена Брюстера в это время сверлят пустое пространство вокруг себя. Эд подозревает, что Дорис изменяет ему с Дейвом.
Однажды к Эду в парикмахерскую заявляется заезжий бизнесмен, который хочет открыть сеть химчисток и ему нужно "всего лишь" 10 тысяч долларов. Эд решает ему помочь и чтобы добыть денег, шантажирует начальника своей жены Дейва Брюстера анонимным письмом, однако дальнейшие события переворачивают с ног на голову всю его жизнь.


Цепляющим моментом повествования является то, что Эд Крейн, являясь рассказчиком, обладает на удивление широким взглядом на всю ситуацию в целом и предельно узким творческим потенциалом для её раскрытия. Он делится со зрителями фактами, но не домыслами - всё остальное доделывают актёры. Когда нанятый адвокат говорит Эду "Я - адвокат, ты - парикмахер и ты ничего не знаешь", зритель усмехается - на самом деле он знает всё и даже больше, но положение главного героя помещает в рассказчика в тюрьму предубеждений окружающих, из которой ему не сбежать.

Нуарные фильмы часто специализируется на невезении главного героя и ироничных поворотах судьбы, которые складываются в сложную конструкцию. Преступление может произойти чисто случайно, а дальнейшее развитие событий может уйти в иные степи, концентрируясь на несвязанных с преступлением деталях. Здесь Коэны применяют подобный подход, но используют его на редкость хитро - перед нами объективно виновный человек, который даже попытался признаться в содеянном, но в результате его обвиняют в совершенно ином преступлении, которого он даже не совершал.

Другой отличительной чертой нуарных фильмов являются главные герои, которых и "героями"-то сложно назвать. Это скорее представители вида и положения, которые пытаются выбраться из душной рутины, мечтая о богатстве или любви. Их главный грех - высокомерие, ведь эти жалкие мелкие черви смеют надеяться стать успешными или счастливыми. В этом смысле название фильма "Человек, которого не было" идёт даже дальше - главный герой фильма фактически существует отдельно от своих проступков. Эда Крейна даже не сильно волнует совершенное. Обычно подобными поступками производится самоутверждение в собственном мирке - "Я убил, значит я существую", но при этом в финале мир думает о Крейне как об исполнителе совершенно иного преступления! Вот он - идеальный пример человека, которого не было.


Ключевой сюжетный поворот фильма заключается в обвинении правильного человека в неправильном преступлении. Ощущения, видение и искренность фильма настолько ловко сотканы, что сложно представить, кто бы мог сотворить подобное лучше братьев Коэнов.

Братья Коэны настолько элегантно и эффектно сняли свой нео-нуарный детектив, что остаётся только восхищаться их умением создать на экране завораживающую атмосферу нового кино в старой обёртке. Поверхности из хрома, стали, дерева и кожи выглядят обладают внутренним блеском, а игру Билли Боба Торнтона можно выставлять в качестве портрета человека с грустными глазами и сигаретой во рту, который настолько застрял в рутине, что хочется кричать.

Стиль и визуальная составляющая фильма вызывает исключительно положительные эмоции. Может даже сложиться впечатление, что то, как фильм выглядит, и то, как фильм ощущается, гораздо важнее хитросплетений сюжета, однако это не так. Братьям Коэнам удалось уцепить дух эпохи и стиль жанра, чтобы создать на их основе самобытную историю, которая прекрасна в каждом своём аспекте.


Есть что-то очаровательное в том, что сюжет подаётся от лица скучного парикмахера. Билли Боб Торнтон сыграл печального парикмахера Эда Крейн с завораживающей убедительностью. Он совершенно не тянет на цепляющего героя в блестящих доспехах, который своими действиями вызывает интерес и уважение. Даже наоборот, он до невозможности обычен и непримечателен - его работа и жена словно уже были предопределены, а он сам погряз в будничной рутине настолько давно, что даже не помнит иного образа жизни. Большую часть своей однообразной жизни он стрижет волосы и курит - сигарета большую часть времени болтается между его губ, раздражая российский прокат (подобный фильм было бы сложно крутить в наши дни - слишком уж много пришлось бы замыливать). Фильм рассказывает о тех временах, когда можно было легко опалить волосы пеплом, летящим с сигареты парикмахера.


Супруга режиссёра Фрэнсис МакДорманд сыграла супругу главного героя Дорис Крейн. МакДорманд отлично отыгрывает жертву обстоятельств с секретами, которые раскрываются уже позже определённых событий. Если в "Фарго" Фрэнсис играла любящую жену, то здесь её характер диаметрально противоположный, и остаётся только восхищаться подобному перевоплощению.


Неожиданно порадовала Скарлетт Йоханссон в роли молодой девушки Бёрди Абундас, в которой Эд разглядел потенциал и искренне хотел его реализовать. В образе Бёрди сценаристы Коэны реализовали яркий контраст в жизни главного героя, который тот так и не смог принять.


Ещё одна отличная эпизодическая роль - это Тони Шэлуб в роли адвоката Фредди Риденшнайдера. Резкий, громкий и не терпящий возражений персонаж, является воплощением приказного тона, который диктует главному герою всю его жизнь.


"Человек, которого не было" это красивый чёрно-белый нуарный детектив с неожиданным развитием событий, отличным слепком эпохи конца 40-х годов XX века, и прекрасным актёрским составом. Даже спустя 20 лет после выпуска фильм смотрится с интересом на одном дыхании.

Другие фильмы братьев Коэнов:
Вольный пересказ "Одиссеи" Гомера от братьев Коэн
Чёрная комедия братьев Коэнов про похищение жены в северном городке
Псевдобиографическая сатирическая рождественская сказка про изобретателя хула-хупа
Психологическая драма про творческий кризис
Гангстерская драма про любовный треугольник
Комедия братьев Коэнов про похищение младенца
Культовый фильм про Чувака и боулинг
Сборник баллад про Дикий запад
Комедия положений про похищение в Голливуде

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Второй сезон про ложь Монтерейской Пятёрки
Экшен про мастера катаны против вторжения демонов
Сборник мистических рассказов Александра Грина
Сиквел платформера про копание в человеческих мозгах
Стратегическая головоломка на тему второй мировой войны
Боевик про мстительного инкассатора
Сериал про депрессивную владелицу лондонского кафе для морских свинок
Экшен про чёрного Человека-Паука
Кинокомикс про девушку-убийцу из России
Сиквел про приключения супергероини с хлыстом в 80-х
Экшен про приключения пилота и титана

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

которого не было, обзор, cinema, coen, кино, movies, review, the man who wasn't there, рецензия, Человек, Коэн

Previous post Next post
Up