Рецензия на фильм "Большой Лебовски" (The Big Lebowski) 1998

Mar 18, 2021 07:00



На вопрос о любимом фильме у меня перед глазами обязательно возникает образ Джеффа Бриджеса с косматой причёской, в халате неопределённого цвета, расслабленно плывущий среди дорожек для боулинга из шедевра братьев Коэнов "Большой Лебовски". Не даром же я стабильно пересматриваю этот фильм каждый год. Чем же он так прекрасен? Будем разбираться.


Вернувшись домой из супермаркета безработный лентяй Джефф Лебовски, который предпочитает, чтобы его называли просто Чуваком (Dude), обнаруживает двух громил. Один из них методично окунает его в унитаз, требуя какие-то деньги, которые задолжала его жена, а второй самодовольно мочится на ковёр в комнате. Чувак никогда не был женат, так что после чуть более осмысленного диалога, громилы удаляются.
Чуть позже, обсуждая инцидент со своими приятелями Уолтером и Донни в боулинг клубе, Чувак осознаёт, что его перепутали с другим Джеффом Лебовски - богачом и бизнесменом, чья жена Банни с сомнительным прошлым и стала триггером неприятных событий. Мило пообщавшись с тёзкой в его особняке, Чувак удаляется оттуда с новым ковром.
Но даже это ещё не завязка, а экспозиция. Завязкой служит похищение той самой Банни Лебовски, а её муж решает обратиться к малознакомому безработному тёзке, чтобы тот стал курьером для передачи выкупа похитителям, однако даже подобная простая задача оборачивается для всех героев невероятным приключением.


Нельзя сказать, что фильм "Большой Лебовски" рассказывает историю. Он больше передаёт настроение, однако этот момент очень легко упустить, ведь история хватает зрителя за грудки и тащит через огромный водоворот событий, в котором замешаны похищение, деньги для выкупа заложника, порно-короли, миллионеры-затворники, сбежавшая девушка, полиция Малибу и богемная девица, рисующая картины, пролетая голышом над холстом. К тому же в этом фильме зашкаливающее количество сцен боулинга на единицу хронометража. Где ещё такое встретишь?


Сюжет в целом, и диалоги в частности написаны так, что только братья Коэны могут удержать все нити вместе и ни один даже мельчайший элемент не будет смотреться вычурно или не к месту. Каждый момент общения Чувака с окружающим миром - это ещё один впечатляющий сеанс трансляции глубинного чувства комфорта и удовлетворения своим местом, положением и статусом. Каждый поворот сюжета - это ещё один слой пирога, дополняющий уже готовую картину ворохом нюансов, способных добавить юмора и перца в уже готовый рецепт. Весь сюжет создаёт ощущение лабиринта, где в складках сценария и мельком брошенных героями фразах скрываются целые пласты информации, которые обязательно аукаются и имеют свой вес. Раньше вновь и вновь возвращаясь к фильму, я опять оказывался в этом лабиринте, и постоянно обнаруживал новые ответвления, в которых не был ранее. Теперь же я проторённой дорожкой двигаюсь по сложносочинённым коридорам, лишь освежая в памяти маршрут и одаривая уже исследованную вдоль и поперёк территорию довольной улыбкой.


У братьев Коэнов всегда был особый вкус и запоминающийся визуальный стиль с интересным заигрыванием с архитектурными деталями - длинные коридоры, странные декоративные элементы, искривлённая перспектива с некорректными пропорциями, обширные пространства, в которых значимость человеческой единицы стремится к нулю, зловещие небоскрёбы, навевающие ощущение отстранённости. Даже при общем реализме и правдоподобности, мир Коэнов ощущается параллельной вселенной, в которой материализуются самые безумные фантазии.

Чтобы подчеркнуть этот момент в фильм введены элементы сна, которые не только становятся пророческими, но и обладают тонким чувством юмора. Помощники Мод Лебовски вырубают Чувака и он видит как рыжеволосая девушка уносится от него на ковре-самолёте, пролетая над ночным Лос-Анжелесом. Очнувшись, он обнаруживает, что честно-экспроприированный у толстяка Лебовски ковёр пропал, а следом узнаёт, кто за этим стоит.
Сон от коктейля у Джеки Трихорна ещё более увлекателен. В нём сливаются элементы увиденного Чуваком порно-фильма, кошмара о нигилистах, грозящих кастрацией и предложением Мод предоставить ей семя для оплодотворения.


Кроме того, нельзя не отметить потрясающий саундтрек фильма, который не только дополняет происходящее на экране, но иногда даже расширяет границы восприятия. Несколько композиций уже давно обосновались у меня в плейлисте и пустили крепкие корни, а остальные попросту очень хорошо подходят под выбранные ситуации.

Джефф Бриджес настолько прекрасен в образе Чувака, что тот приклеился к нему на многие годы. Представить кого-то другого на его месте попросту невозможно. От первой же сцены выбора молока в супермаркете с последующим выписывание чека на 69 центов, до самой последней, где он удаляется от барной стойки в сторону дорожки для боулинга, мы наблюдаем за поразительно эффектным персонажем, которому всё безразлично и в тоже время до всего есть дело. Чувак проповедует определённый стиль жизни и определённый жизненный настрой, от которого за километр несёт комфортом и спокойствием. Ещё бы - если ты комфортно себя ощущаешь в гавайских шортах, растянутом халате неопределённого цвета и шлёпанцах на босу ногу - тебе море по колено.


Джон Гудман сыграл лучшего друга Чувака - Уолтера Собчака, и без этого персонажа фильм не был бы столь колоритным. Уолтер представляет собой собирательный образ гордого и до мозга костей патриотичного ветерана Вьетнамской войны с явными признаками посттравматического синдрома. Он пять лет назад расстался с женой-еврейкой, но продолжает исправно соблюдать еврейские традиции и приглядывать за собачкой бывшей. Кроме того, война наложила серьёзнейший отпечаток на всё его мировоззрение, которое, очевидно, и раньше было крайне узконаправленным, а теперь ещё трансформировалось в планетарную модель, где солнцем служит пережитый военный опыт. Поэтому он в каждом разговоре вплетает Вьетнам, даже когда это совершенно не к месту. Помимо этого Уолтер - типичный образец успешной промывки мозгов простому американскому населению, ведь он оперирует исключительно популистскими и примитивными понятиями, которые как раз вбивали в голову простым солдатам агрессивной агитацией.


Другой друг Чувака - Донни, которого сыграл Стив Бушеми, на первый взгляд совершенно теряется на фоне Чувака и Уолтера. Но дело в том, что Донни является клеем их компании, становясь отвлекающим фактором для вспыльчивых собеседников, триггером дружеского взаимодействия и просто элементом для создания толпы (финальное столкновение трое на трое - яркое тому доказательство). Сам по себе персонаж словно существует в параллельной с остальными героями реальности, которая отстаёт буквально на шаг - поэтому все комментарии героя чаще сводятся к тому, что он подключается в середине процесса и пытается нагнать основное действие. У Бушеми за весь фильм наберётся всего-то несколько предложений и 90% из них чаще всего грубо прерываются Уолтером, однако его персонаж тем не менее практически всегда выглядит счастливым благодаря возможности быть частью коллектива Уолтера и Чувака.
Вообще же вся троица в глазах российского зрителя становится американской версией излюбленного советского трио Трус-Балбес-Бывалый, причём даже характеры у версий с разных континентов неожиданно совпадают!


Нельзя не отметить категорически эпизодического, но при этом невероятно яркого и запоминающегося Джона Туртурро в образе экстравагантного боулера Иисуса Куинтана. В фильме всего две сцены с его участием, но они столь эффектны, что выжигаются на обратной стороне хрусталика так чётко, что развидеть его теперь попросту невозможно. Тем, кстати, приятнее видеть Туртурро в других проектах, ведь именно так и раскрывается актёрский потенциал.




В очередной раз пересматривая фильм обратил внимание на судьбу машины Чувака, которая при ближайшем рассмотрении оказывается метафорой его трансформации. Машину бьют, калечат, крадут, а в финале окончательно сжигают - тоже самое в переносном смысле происходит и с самим Чуваком, и лишь в финале, когда машина с кассетой Creedence окончательно погибает, перед нами предстаёт лучшая версия Чувака - свежая и готовая к полуфиналу турнира по боулингу.


Важным элементом повествования оказывается невозмутимость главного героя перед превратностями жизни. Чувака избивают, окунают в унитаз, обманывают, используют в сложных финансовых схемах. Недоброжелатели ссут ему на ковёр и поджигают его машину, целое состояние проносится перед его глазами и утекает из рук сквозь пальцы - всё что остаётся Чуваку это раздражающий пейджер, громоздкий радиотелефон, портфель с грязными трусами и прах друга, застрявший в волосах. Стоит ли тогда винить человека за очередной бокал "Белого русского", огрызок косяка, который уже невозможно держать в пальцах и тёплую ванну под песни китов?

Другой момент для размышления - а кто же этот Большой Лебовски, выставленный в заголовок фильма? Концептуально Чувак оказывается маленьким человеком, завязанным в хитросплетения чужих схем обогащения. В социальном плане получается, что Чувак - Маленький Лебовски при сравнении с инвалидом, который и с первой леди фотографировался, и ключ от Пасадены на стену повесил. Он не более чем пешка в чужой игре и все его злоключения - барахтанье в ванне, куда запустили хорька. Однако если взглянуть на ситуацию под другим углом, то получается кардинально противоположный вывод. Тот самый инвалид Лебовски, что рассекает в кресле по огромному особняку и обзывает Чувака дармоедом, сам оказывается личностью ещё более низкого порядка - человечишкой, лгущим в глаза каждому встречному и не способного принять очередной жизненный удар. Чувак же напротив оказывается личностью высоких моральных принципов, пацифистом по натуре и с искренней наивностью в глазах, который через серию пинков и унижений всё же находит верный путь. Кто как не он достоин называться Большим Лебовски?




"Большой Лебовски" это настолько прекрасное произведение, что я готов пересматривать из года в год и при каждом удобном случае цитировать культовые фразы. В нём сочетаются многослойный сюжет, который крепко держится за свои составляющие, наполненные юмором с горкой, потрясающий актёрский состав со 100% попаданием в образы и эстетически выверенные кадры, наполненные фантасмагоричными элементами. Это редкое и уникальное сочетание, второго такого не найти - вряд ли что-то потеснит его с позиции любимого фильма, а это тоже по-своему хорошо.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Лирическая европейская комедия про учителей и алкогольный эксперимент
Байопик про шахматный матч Бобби Фишера и Бориса Спасского
Стэлс-экшен про лысого убийцу со штрихкодом на затылке
Сериал про сиротку-шахматистку с вредными привычками
Драма про любовь безумного шахматиста
Боевик про инверсию и временные потоки
Второй сезон сериала про умного ЦРУ-шника
Корейская драма про месть и последствия
Экшен-платформер про героического ломбакса
Британский детективный мини-сериал про алфавитного убийцу
Трагикомедия про поиск пары в утопичном мире
Игра про Киану Ривза в твоей голове
Второй сезон сериал про семейку супергероев
Фантастика про становление избранного на пустынной планете с червями и её экранизация
Четвёртая часть игры про спасение мира и уничтожение древних богов

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

the big lebowski, обзор, cinema, coen, кино, movies, Большой Лебовски, review, #ЛЮБИМЫЙФИЛЬМ, рецензия, Коэн

Previous post Next post
Up